Оксана Клянчина
Педагогический проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы: определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа и народов, населяющих Россию.
В «Законе об образовании» духовно-нравственное просвещение обозначено, как одно из приоритетных направлений общего развития ребенка.
Публикация «Педагогический проект „Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
Детство – время, когда человек приобретает знания об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным!», - сказал К. Д. Ушинский. Он ввел в русскую педагогическую культуру термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Детей дошкольного возраста приобщать к народной культуре, наверное, лучше всего через народные праздники и песенно-игровые традиции. Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический опыт народа. Народные праздники наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно его обогащают, закладывают основы высоких человеческих ценностей. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг. Дети знакомятся с народными традициями, а затем вносят полученные знания, опыт в свою ежедневную деятельность. Мудрость народной культуры делает их более осведомленными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает, готовит их к будущей жизни.
Народный праздник является и своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре. Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отображающие нравственные устои народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям (подругам, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица, и т. д.
Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.
Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
В связи с этим вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Работа заключается в осуществлении познавательного цикла через интеграцию с художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре. Интеграция включают в себя различные виды деятельности: изобразительное творчество, сюжетно-ролевые игры, драматизация, фольклор, проблемные ситуации, экспериментирование.
Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения. Это:
- взаимосвязь разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности способствует образованию связей между различными содержаниями образования;
- взаимосвязь различного материала и содержания повышает мотивацию усвоения, делает ее личностно значимой для каждого ребенка;
-интеграция формирует у детей более глубокие, разносторонние знания.
Механизмом интеграции является образ, создаваемый средствами разных видов искусства, художественной деятельности.
Последние годы мы постепенно вспоминаем нашу национальную культуру и по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам и декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все самое ценное из своих культурных достижений.
Таким образом, в педагогическом аспекте под духовно-нравственным воспитанием нами понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
Цель проекта : разработка модели воспитания дошкольников через приобщение детей к русской народной культуре,направленную на развитие духовно – нравственной личности дошкольника, формирование у воспитанников чувства патриотизма.
Задачи: 1. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
2. Формировать художественно – речевые навыки, обогатить словарь детей.
3. Воспитывать духовно- нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека.
4. Познакомить детей с русской культурой, обычаями, традициями.
5. Формировать привычки готовиться и отмечать вместе православные и календарные праздники.
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный.
Срок реализации: долгосрочный.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Содержание работы:
Название
Планируемая деятельность
Осинины
(сентябрь – ноябрь)
1. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
2. Игра «Огородная», «Гусеница»
3. Хоровод «Завивайся капуста»
4. Пословицы и поговорки о капусте, частушки.
5. НОД «Осинины»
6. Папка - передвижка: «Народные праздники», «Русские народные игры»
7. Осинины – осенняя ярмарка (развлечение и выставка работ из овощей).
8. Родительское собрание «Приобщение детей к истокам народных традиций»
Рождество
(декабрь – январь) 1. НОД «История возникновения праздника»
2. Презентация «Рождество Христово и Крещение»
3. Чтение стихотворений, сказок на рождественскую тематику.
4. мастер-класс по изготовлению куклы «Ангел»
5. Папка-передвижка «Рождество»
Жаворонки
(март) 1. НОД «При солнышке – тепло, при матушке – добро»
2. Р. н. и. «Горелки», «Ручеек»
3. Народные песни «Ой, бежит ручьем вода»; «Как зима с весной повстречались»
4. Загадки о птицах, весне.
5. Лепка из теста «Жаворонки»
6. П. И. «Перелет птиц», «Птицелов»
7. Беседа «Жаворонки – какие они?»
8. Пословицы о жаворонке.
9. Сказка «Жаворонок с пестринками» Автор сказки: Ирис Ревю
Пасха
(апрель) 1. НОД «Что такое Пасха»
2. НОД по рисованию «Украшаем пасхальное яйцо»
3. Конкурс для родителей «Пасхальная открытка.
4. Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.
5. Консультации для родителей «Гжель», «Хохлома».
6. Беседы «Почему главный символ яйцо», «Как отмечают Пасху»
7. Драматизация сказки «Курочка – Ряба и пасхальные яички»
8. Игры «Кто дальше прокрутит яйцо», «Донеси яичко»
Троица
(апрель)
1. Развлечение «Троица – праздник русской березки».
2. НОД «Береза»
3. Аппликация «Во поле береза стояла»
4. Беседа «Как мы раньше одевались», «Головные уборы русского народа»
5. Чтение русских народных небылиц, прибауток, частушек, считалок, сказок.
6. П. И. «Пчелки и ласточка», «Венок», «Колечко»
Иван Купала
(май-июнь)
1. НОД «Летние праздники на Руси»
2. Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега «Купальница»
3. Беседа «Народные приметы на Иван Купала»
4. П/и «Веночек», «Перепрыгни ручеек»
5. Сказка о лекарственных растениях»
6. Аппликация: «Лекарственные растения - Ромашка»
7. Просмотр мультфильма «Цветок папоротника»
Взаимодействие с семьей:
1. Консультирование родителей о темах, критериях отбора и методах сбора информации для детей.
2. Привлечение родителей к сбору литературы.
3. Организация выставок детских работ.
4. Совместное творчество с детьми по изготовлению поделок для выставок.