Тамара Поликутина
Педагогический проект для детей старшей группы «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Хлеб - продукт труда человека, всегда считается символом достатка и благополучия. Именно хлеб является главным блюдом на столе и в будни, и в праздники. Без него не садятся за стол. Русский народ хлебосолен. Не даром дорогих гостей встречают хлебом-солью. Многие дети не знают о труде людей, взрастивших хлеб и относятся небрежно к хлебу. Как научить детей уважать хлеб? Проект направлен на то, чтобы обратить внимание детей та то, какими усилиями появляется хлеб на столе. Вместе с ребятами мы решили проследить весь путь хлеба - от зернышка до каравая, увидеть все разнообразие хлебобулочной продукции. В ходе выполнения проекта дети стали настоящими исследователями. Они научились пользоваться различными источниками и способами получения информации. Проект «Хлеб – всему голова»
Публикация «Педагогический проект для детей старшей группы „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
Разработала воспитатель высшей квалификационной категории Поликутина Т. П. МБДОУ №7 Центр Развития Ребенка «Золотая рыбка» г. Краснознаменск Московской обл.
Вид проекта : информационно-исследовательский.
Продолжительность проекта : краткосрочный Сроки реализации проекта : октябрь - ноябрь.
Участники проекта : дети старшей группы «Золотой ключик», педагоги –Поликутина Т. П, Омельчук Я. П 1 квалификационная категория, муз. работник Ануфриева Н. (1 квалификационная категория, родители.
Актуальность
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова! " -
В поле, в доме, в державе!
Хлеб – это продукт человеческого труда символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники.
Наш народ хлебосолен Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Без чего за стол не сядешь? Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб и относятся к хлебу небрежно. Как же научить уважать хлеб?
Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на столе, воспитывать бережное отношение к хлебу. В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Вместе с ребятами мы решили проследить весь путь хлеба : от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. .
Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. Проект призван побудить детей к размышлениям, учит анализировать, сравнивать, обобщать
Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.
Цель: Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Сформировать у детей представление о ценности хлеба.
Задачи:
- расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
- обогатить познавательный опыт детей;
- сформировать систему знаний о производстве хлеба;
- показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;
- воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
- приобщать родителей к воспитанию детей посредством совместных мероприятий.
Разработка проекта :
Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации. Подобрать пальчиковые игры
Ожидаемые результаты:
- сформировать у детей представления о ценности хлеба;
- получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
- воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
- воспитывать бережное отношения к хлебу.
-сформировать активность и заинтересованность в образовательном процессе у детей и родителей.
Методы исследования:
- сбор информации;
- беседы;
- наблюдения;
- экскурсия;
- эксперимент
Интегрируемые области:
- коммуникация;
- чтение художественной литературы;
- художественное творчество (лепка, рисование, аппликация);
- познание;
- социализация.
Скороговорки о хлебе
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.
Хорош пирожок - внутри творожок
Саша любит сушки, Соня - ватрушки
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Художественная литература о хлебе.
Сказки: «Легкий хлеб», латышская сказка «Про хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», литовская сказка «Как волк вздумал хлеб печь»; К. Чуковский «Чудо – дерево», С. Михалков «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», «руки человека», М. Глинская «Хлеб», К. Паустовский «Теплый хлеб», Ю. Крутогоров «Дождь из семян Н. Самкова «О хлебе», П. Коганов «Хлеб - наше богатство», В. Дацкевич «От зерна до каравая», В. Крупин «Нынешний хлеб», Т. Шорыгина «Злаки. Какие они?»
Пословицы и поговорки о хлебе :
Будет хлеб, будет и обед
Пот на спине, так и хлеб на столе
Без соли невкусно, а без хлеба несытно
Хлеб- дар божий, отец, кормилец.
Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош
Покуда есть хлеб, да вода- все не беда
Без хлеба всё приестся
Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь
Без хлеба и мёдом сыт не будешь
Без хлеба и у воды жить худо.
Приметы о хлебе :
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация) :
Рисование «Колосок», «Пшеничное поле».
Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно- ролевых игр.
Коллаж «Что можно сделать из муки»
Рисование по стихотворению К. Чуковского «Чудо дерево»
Музыка.
Песня «Колосок» сл. В. Орлова, муз. Буйновской, песня о хлебе сл. Н. Качановой, муз. В. Ветлина, «Закружила осень» сл. и муз. М. Петровой, «Дождик» сл. Е. Тисленко, муз. А. Алейникова, «Осенняя листва» сл. и муз. М. Сидоровой,русский народный танец «Калинка»,танец «Варись, кашка», хоровод с пением «Вызрела пшеница», игра «Осень по садочку ходила», игра «Калачи», речевая игра с движением «Мукомол»
Познание
Рассматривание иллюстраций «Виды хлебобулочных изделий»
Занятие «Откуда хлеб пришел» познакомить детей с историей хлеба, как выращивали хлеб в старину
Занятие» Как выращивают хлеб» Познакомить с трудом механизаторов
Просмотр презентации «Хлеб – это святыня»
Коммуникация.
Беседа «Хлебосольство. Народные традиции России»
Беседа «Кто делает булочки» Рассматривание картины «В кондитерской»
Беседа «Русская кухня. Пироги»
Беседа «Бережем хлеб» Чтение стихотворения Глинской.
Беседа «Военный хлеб»
Просмотр видео по стихотворению Св. Богдан «Как колосок хлебом на стол пришел»
Совместно с детьми разработать правила обращения с хлебом.
Наблюдения и рассматривание альбомов:
«От зернышка до стола»
Уборка урожая с/х машинами- Земледельческая техника
Рассматривание репродукций И. Шишкин «Рожь», А. Машков «Снедь» Московсие хлеба»
Знакомство с профессиями – агроном, комбайнер, мукомол, кондитер (пекарь)
«Загадки в картинках»
Пальчиковые игры о хлебе
Социализация
Сюжетно-ролевая игра: «Семья»; «Булочная», «Кулинария» «Ждем гостей».
Игра «каравай приехал к детям»
Дидактические игры:
«Что сначала, что потом», «Как хлеб попадает на стол»»- последовательно разложить картинки от зерна до каравая
«Отгадай загадку, покажи отгадку»
Словесная игра «откуда хлеб пришел» (игра с мячом, «Какой бывает хлеб» подобрать слова к слову «хлеб», которые отвечают на вопрос «какой?», «Подбери слово» подобрать однокоренные слова к слову «Хлеб»
«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
«Назови профессию».
Исследовательская деятельность
Экскурсия на пищеблок «Как готовят тесто»
Рассматривание зерен (пшеницы, овса) под лупой и сравнивание их.
Опытно – экспериментальная деятельность:
- Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
- Выращивание семян (пшеницы, овса).
- Замешивание теста и выпечка хлеба в домашних условиях (хлебопечка).
Взаимодействие с родителями
Сбор иллюстрированного материла. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
Папка-передвижка «Расскажите детям о хлебе», «Берегите хлеб»
Продукт проекта
. Оформить отдел «магазин хлеба» для сюжетно-ролевой игры
.Изготовить фотоальбомы «Что можно приготовить из черствого хлеба» -рецепты и «Печем вместе с детьми» - семейные рецепты выпечки
Стенд «Хлебобулочные изделия»
Развлечение для детей «Слава хлебу на столе!» Оформить лепбук «Хлеб – всему голова»
Список используемой литературы
С Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В.» Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников «
Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. //Дошкольное воспитание. – 2000.– № 2.– С. 8-17.
Рыжова Н. А. «Экологическое воспитание в детском саду ВИЦЫ
Рыжова Н. А. «Наш дом – природа».
Шаехова Р. К. «Природа и ребенок».
Николаева С. Н. «Воспитатели экологической культуры в дошкольном детстве».
О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»
Алешина Н. В. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной»
«Моя страна» Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств (Автор-составитель Натарова В. Н.) С ПОГ Полезные ресурсы
Хлеб да соль.
Разное и интересное о хлебе.
Хлебосол.
Родная тропинка.