Светлана Самойлова
Конспект НОД с использованием ИКТ с детьми старшей группы «Хлеб всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшей группы.
Тема : «Хлеб всему голова»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Речевое развитие:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Обогащать словарь детей существительными- названиями профессий.
Побуждать связному монологическому высказыванию, развивать слуховое внимание.
Развивать грамматический строй речи (образованию родственных слов к слову «хлеб»)
Обогащать словарь детей.
Познавательное развитие:
Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания.
Познакомить с разнообразием хлебобулочных изделий.
Закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола.
Социально- коммуникативное развитие:
Побуждать детей активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Продолжать накапливать опыт доброжелательного отношения детей друг к другу.
Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Художественно- эстетическое развитие:
Приобщать детей к словесному искусству.
Продолжать развивать предпосылки ценностно- смыслового восприятия и понимания стихотворений о хлебе.
Физическое развитие:
Побуждать координировать речь с движениями, развивать творческое воображение и подражательность.
Материал : интерактивная доска, ноутбук, набор картинок «Как выращивают хлеб», набор картинок «Что такое хлеб?», «Хлебобулочные изделия».
Ход НОД.
1. Загадка. Слайд № 1.
Воспитатель загадывает загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
- Сегодня мы с вами поговорим о хлебе. Какие хлебобулочные изделия вы знаете (хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, слойки, ватрушки, торт и др.)
Слайды № 1-11.
2. Рассказ воспитателя.
Такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда – то человек пробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными.
Слайд № 12.
Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, из муки месить тесто. Хлеб был грубым и тяжелым, не таким вкусным, как сегодня. Затем стали печь из заквашенного теста.
Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Гостя на Руси всегда встречали хлебом и солью.
Слайд № 13.
3. Пословицы о хлебе.
«Хлеб- всему голова»;
«Худой обед, коли хлеба нет»;
«Будет хлеб- будет и обед»;
«Хлеб на столе, так и стол- престол, а хлеба ни куска, то и стол- доска»;
«Без хлеба куска везде тоска»;
«Не красна изба углами, а красна пирогами».
4. Какой бывает хлеб?
Слайд № 14.
До наших дней сохранилась традиция встречать молодоженов с караваем. Главным участником свадьбы выступал большой круглый каравай. Чем больше каравай, тем счастливее будут жить молодожены.
Каравай.
Вот лежит каравай у меня на столе.
Черный хлеб на столе- нет вкусней на земле!
Слайд № 15.
Название «печенье» происходит от голландского слова «коекже», означающее малой или пирожок. Обычай выпекать большие печеньки или коржики в виде человечков, звездочек и фигурок животных появился давно и связан с традицией колядования.
Печенье.
Вот у бабушки печенье, лучше не найти.
Вновь и вновь прошу: Бабуля, вкусных испеки!
Слайд № 16
У калача своеобразный внешний вид, благодаря которому его легко выделить среди других сортов белого хлеба. Он похож на замок с круглой дужкой. Многие горожане покупали калачи на улице и там же ели, держась за ручку.
Калач.
Не плачь, не плачь- куплю калач,
Не плачь, дорогой, куплю другой.
Не плачь, не кричи, дам тебе три!
Слайд № 17
Раньше хлеб пекли ржаной (черный). Люди говорили: «Ржаной хлебушко- калачу дедушка». О хлебе сложено много песен, пословиц и поговорок. Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно.
Вот он- хлебушко душистый.
Вот он- теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол-
Он пожаловал, пришел.
В нем- здоровье, наша сила,
В нем- чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
(В. Орлов)
5. Физминутка. Слайд № 18.
Мы печем пшеничные
Пироги отличные. («Пекут пироги»)
Кто придет к нам пробовать
Пироги пшеничные? (Разводят руки в стороны, пожимают плечами)
Мама, папа, бра, сестра,
Пес лохматый со двора. (Поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно)
И другие, все, кто может.
Пусть приходят с ними тоже. (Делают манящие движения руками)
Тесто замесили мы. («Месят тесто»)
Сахар не забыли мы. («Посыпают сахар»)
Пироги пшеничные («Пекут пироги»)
В печку посадили мы. (Разворачивают руки ладонями вверх)
Печка весело горит, (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)
Наша мама говорит: (Грозят указательным пальцем)
- Крошки, что останутся, воробью достанутся. («Посыпают крошки»)
6. Как выращивают хлеб?
Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае.
Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая.
Слайд № 19.
А весной, когда снег растает, земля наберет сполна талой воды. Слайд № 20.
Агрономы размечают поля под посевы. Слайд № 21.
Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном.
Слайд №22,23,24.
Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето. Слайд № 25.
Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжелыми. Новые заботы у хлебороба- как бы не сломились колосья и не полегли. Слайд № 26.
С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая.
Слайд № 27. Упустишь время- осыплется зерно, пропадет урожай.
От комбайнов тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там оно может храниться долго. Слайд № 28.
На элеваторе зерно перерабатывают. Слайд № 29.
Получается мука. Слайд № 30.
Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Слайд № 31.
Руки человека.
Склонила тяжелую голову рожь.
Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле, что была моим домом,
И сильным рукам, моим старым знакомым!
- Люди каких профессий участвуют в длинном пути колоска от поля до стола?
(Тракторист, агроном, комбайнер, шофер, грузчик, мельник, пекарь, кондитер, продавец и т. д.)
7. Дидактическая игра «Семейка»
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и предметы по теме. Затем читает предложения и просит закончить их.
Хлеб ласково называется… (хлебушек)
Посуда для хлеба называется… (хлебница)
Вкусный квас из хлеба называется… (хлебный)
Человек, который выращивает хлеб называется… (хлебороб)
Завод, где выпекают хлеб, называется… (хлебзавод)
Прибор для резки хлеба называется (хлеборезка)
8. Итоги занятия.
- Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного, проследили весь путь хлеба от поля до стола. А теперь еще раз проследите этот путь.
Дети читают стихотворения- воспитатель показывает слайды на мультимедеопроекторе. Слайды № 20- 30.
Снег растает в поле чистом, схлынет талая вода-
Побежит за трактористом к синей речке борозда.
Выйдут сеялки потом- засевать поля зерном.
И черны, как из печи, провожают их грачи.
Слышен летом до заката гул комбайнов у реки.
И везут на элеватор урожай грузовики.
По дорожкам пыль клубится- едет в кузове пшеница,
Кукуруза едет, рожь…Урожай у нас хорош!
Убран хлеб, и тихо стало. Мелят мельницы зерно.
Поле- полюшко устало. И под снегом спит оно.
В. Степанов