Наталья Чуркина
Проект «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
воспитатель МБДОУ "Детский сад №438" г. о. Самара
Чуркина Наталья Анатольевна
Срок реализации проекта : 2 месяца (сентябрь, октябрь).
Тип проекта : информационно – практико - ориентированный.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Идеи проекта : Все занятия по проекту “ Хлеб - всему голова” взаимосвязаны, продолжаются в других видах деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того чтобы и педагог, и ребенок ощущали в себе частицу радости, эмоциональный заряд, а главное - желание продолжать работу над проектом. Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без интереса и желания, не становятся активным достоянием ребенка.
Публикация «Проект „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
Цель проекта : создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности, развития воображения и художественно – творческих способностей в процессе реализации проекта “ Хлеб – всему голова”.
Задачи проекта : формировать первоначальное представление о процессе производства хлеба, необходимости беречь хлеб; подвести детей к пониманию того, что прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много различных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий; вкус хлебных изделий зависит от используемых продуктов и способов приготовления; названия хлебобулочных изделий зависят от формы выпечки и используемых продуктов и способов приготовления (дрожжевые грибки и их значение в процессе приготовления хлеба); человек должен делать все сам; развивать любознательность, интерес к разнообразным трудовым операциям, воспитывать бережное отношение к продуктам человеческого труда, мелкую моторику рук; прививать навыки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности; обогащать словарный запас.
Актуальность проблемы
В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения природы и ее связи с человеком. Убеждать детей в том, что человек – часть природы и он должен беречь и уважать окружающий мир.
При этом важно найти интересующую детей тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия с миром, проявления эмоционально - оценочного отношения к происходящему.
Всегда ли мы бережно относимся к хлебу? Кто использует хлеб для питания? Всегда ли хлеба было вдоволь на столе у людей? От чего зависят урожай хлеба и разнообразие его на прилавках магазина? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его к своему столу?
Знакомство детей с процессом выращивания и производство хлеба, с людьми, участвующими непосредственно в его изготовлении, способствуют расширению кругозора детей, умению определять названия хлебобулочных изделий, техники, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных продуктов, определять технологию хлебобулочного изделия. При этом дети знакомятся с профессиями людей, обследуют предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группируют предметы в соответствии с познавательной задачей.
В процессе знакомства детей с новыми понятиями, названиями продуктов, зерновых, техники, профессий, хлебобулочных изделий, использованием муки и зерна в жизни человека пополняется активный словарь детей, а значит, развиваются речевые умения и навыки личности, повышается уровень познавательных способностей, развивается воображение, формируется личность в целом.
Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без элементарных знаний окружающего мира, природы, без понимания взаимосвязи “человек-природа”. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.
Планируемые результаты
В ходе реализации проекта :
1. Успешно проведены занятия.
2. Организована экскурсия в пекарню
3. Собран и оформлен альбом “Хлеб - всему голова”.
4. Совместно с родителями детьми сочинены и оформлены творческие работы: собрана подборка мудрых высказываний о хлебе.
5. Сформировать умение самостоятельно заводить дрожжевое тесто.
В ходе проектирования дети :
Знают, как хлеб на стол пришел; названия хлебобулочных изделий; люди каких профессий принимают участие в процессе производства хлеба; как получают разнообразную муку, где ее используют, что вкус хлебных изделий зависит от используемых продуктов и способов приготовления;
Проявляют познавательные способности;
Демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
Способность определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
Готовы к индивидуальному самовыражению;
С удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности;
Совершенствуют мелкую моторику рук.
Стратегия реализации проекта
1 этап: “Рождение проблемы”.
Воспитатель показывает, как в столовой дети небрежно обращаются с хлебом.
Воспитатель. Ребята, подумайте, правильно ли поступают люди, когда бросают хлеб на пол? Почему? Как нужно обращаться с хлебом? Почему? Вы знаете, откуда хлеб пришел к нам стол?
-Что вы знаете о хлебе? (Хлеб - это продукт. Хлеб продают в магазине. Его привозят на машине с названием “Хлеб”. Хлеб бывает белый, серый.
-Что бы вы хотели еще узнать? Из чего делают хлеб? Как делают хлеб? Кто делает хлеб? Где найти ответы на ваши вопросы?
( ответы детей: спросить у родителей, узнать на занятиях от воспитателя, прочесть в книгах, посмотреть в Интернете.)
2 этап: “Мероприятия и события”.
1. Занятия (познавательная и продуктивная деятельность) : “Хлеб - наше богатство” (познавательное); “Из чего делают хлеб? От чего зависит вкус изделия?” (познавательное; опыты).
2. Беседа: “Как мы можем беречь хлеб?”, “Из чего делают хлеб?”, “Что такое дрожжи? Какое они имеют значение для процесса производства хлеба?”.
3. Дидактические игры для детей.
4. Экскурсия в пекарню
5. Чтение художественной литературы: русские народные сказки: “Колобок”, “Каша из топора”, “Петушок и бобовое зернышко”; украинская народная сказка “Колосок”; Дж. Родари “Чем пахнут ремесла?”, “Какого цвета ремесла?”; В. Маяковский “Кем быть?”; энциклопедия “Что? Зачем? Почему?”. “Что такое злаки и почему они так важны?” (Издательство “Эксмо”,2002. С. 224); А. Алексин, С. Михалков, Л. Разгон, В. Хелемендик “Почемучка”. “Кто сделал в хлебе дырочки?” (Издательство “Педагогика- Пресс”,1987,1990,1991,1992. С. 225); В. Драгунский “Тайное становится явным”; Н. Носов “Мишкина каша”; Ю. Ермолаев “ Два пирожных”; Борис Вовк “Мякиш” А. Остапов “Когда кончается страд”, “Стоят комбайны у обочины”.
3 этап: “Заключительный”.
1. Занятие “Заводим дрожжевое тесто” (опытническая деятельность).
2. Оформление альбома по итогам “Хлеб - всему голова”.
3. Занятия: “Хлеб – наше богатство” (познавательное); “Из чего делают хлеб? От чего зависит вкус изделия?” (познавательное; опыты); “Заводим дрожжевое тесто” (познавательное; опыт).
4. Беседы: “Как мы можем беречь хлеб?”; “Из чего делают хлеб?”; “Что такое дрожжи? Какое они имеют значение для процесса производства хлеба?”.
5. Дидактические игры.
6. Авторские сказки, придуманные детьми совместно с родителями.
7. Экскурсия в пекарню, на кухню детского сада, в хлебный магазин.
8. Сюжетно-ролевая игра “Хлебный магазин”.
9. Альбом “Хлеб – всему голова”.