Гузель Мирхайдарова
Педагогический проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
Обнимайте малышей под любым предлогом!
ведь от маленьких детей еще пахнет Богом.
Пояснительная записка
Актуальность проекта :
В условиях семьи ребёнок с первых дней жизни привыкает к определённому режиму, способу вскармливания, к микроклимату семейных отношений и установленным способам общения с ним. Постепенно, в соответствии с ритмом жизни, у ребёнка вырабатывается определённые привычки и навыки, строится свой стиль поведения адекватно заданным условиям и требованиям окружающих его взрослых.
Публикация «Педагогический проект „Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша незамедлительно сказывается на его поведении. Это объясняется тем, что жизненный опыт ребёнка невелик и приспособление к новым условиям представляет определённую трудность.
Резкое и значительное изменение в жизни ребёнка, например, переход в детское учреждение, приводит к серьёзным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций. У ребёнка может измениться целый ряд сложившихся привычек, перестроиться ранее сформированный стереотип в режиме сна, кормления, приёмах общения со взрослыми. Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребёнка данного возраста является трудной задачей. Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.
Цель проекта : успешная безболезненная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством создания оптимальных условий.
Основные задачи проекта :
- создать предметно - пространственную среду учитывая возрастные особенности детей в соответствии с ФГОС.
- обеспечить благоприятный психологический климат для нахождения ребёнка в детском саду, закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым,
- привлечь сотрудников детского сада (психолога, социального педагога, медицинского работника) для совместного преодоления проблем детского сада.
- формировать у родителей значимости сотрудничества детского сада с семьёй, роли педагогов в установлении гуманных взаимоуважительных отношений.
Проблема:
-в настоящее время адаптация детей к детскому саду проходят всё больше в тяжелой степени
- многие родители не понимают, что адаптация к детскому саду для ребёнка может стать серьезной психической травмой
-пробелы в методическом обеспечении воспитателей для работы в период привыкания детей к детскому саду.
Вид проекта : комплексный
Участники проекта : вновь поступающие дети, родители, воспитатели II группы раннего возраста
Тип проекта :
-по доминирующему методу: информационные, игровые
- по характеру содержания: включают ребенка и его семью
- по характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.
- по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, и с семьёй.
- по количеству участников: групповой
- по продолжительности: средней продолжительности
Этапы реализации проекта
- 1 этап – подготовительный (август)
- 2 этап – практический (сентябрь-ноябрь)
- 3 этап – заключительный (с15 ноября - конец ноября)
Ожидаемые результаты:
- легкая степень адаптации детей к условиям детского сада.
- формирование доброжелательное отношение родителей к группе, которую будет посещать ребенок.
-активное участие родителей в жизни группы и детского сада
Критерии оценивания:
- результаты адаптационных карт
-анализ заболеваемости детей во время адаптации
Литература:
1. Долженко Е. А., Богаткина О. В. Адаптация детей дошкольного возраста : проблемы и поиск решений. Издательство «Учитель», Волгоград 2016
2. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду; Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника»,2005.
3. Горюкова Т. М. Развитие детей раннего возраста : Анализ программы дошкольного образования М. : ТЦ Сфера, 2009
4. Теплюк С. Н. Лямина Г. М. Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду
- Москва, издательство «Мозаика-Синтез», 2006 год
5. Разенкова Ю. А. Игры с детьми младенческого возраста. – Москва, издательство «Школьная пресса», 2000 год
6. Павлова Л. Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – Москва, Издательство «Просвещение», 1984 год
7. Павлова. Л. Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. – Москва, издательство «Сфера», 2003 год
План мероприятий по реализации проекта «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Этапы Направление проектной деятельности Мероприятия Цель Сроки выполнения Участники проектной деятельности
подготовительный
Взаимодействие с семьёй Посещение детей на дому - установить контакта с членами семьи;
- выявить образовательные потребности родителей;
- определить жилищно-бытовых условий воспитанника;
- установить привычки, интересы, увлечения. август Родители и педагоги возрастной группы
Консультации:
«Особенности адаптационного периода»
«Игры с детьми в период адаптации»
«Почему ребёнок болеет во время адаптации»
«Секреты любви и взаимопонимания» - познакомить родителей с типичными изменениями поведения и эмоционального состояния детей в период привыкания к ДОУ;
- оказать эмоциональную поддержку родителям вновь поступающих в ДОУ детей. август-ноябрь
Папки-передвижки:
«Адаптация детей к детскому саду» «Давайте познакомимся» «Возрастные особенности детей раннего возраста»
«Рекомендации родителям по подготовке к посещению детского сада»
«Какие игрушки покупать малышам» - познакомить родителей со способами уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребёнка к новым жизненным условиям.
август-ноябрь
Изготовление альбома «Наша группа» - познакомить родителей с предметно-пространственной средой групповой комнаты август-ноябрь
Развлечение «Посвящение в дошколят» -установить эмоциональный контакт с родителями и с детьми;
-облегчить процесс адаптации;
-создать благоприятную психологическую обстановку в группе.
ноябрь
Организационно педагогическая работа Методическое обеспечение - изучить и подготовить методическую литературу по адаптации детей к детскому саду. август Педагоги возрастной группы
Предметно – пространственная развивающая образовательная среда
-обновить и дополнить игрушками и атрибутами в групповом помещении центры:
-сенсорики;
-музыкально театрализованной деятельности;
-экспериментирования;
- двигательной активности;
-изобразительной деятельности :
- книг;
-сюжетно-ролевых игр;
Практический Взаимодействие с воспитанниками Совместные адаптационные игры с родителями :
- «Лёгкое перышко»,
- «Осенние листочки»,
- «Рисуем на песке»,
- «Разговор с игрушкой»,
- «Колючий ёжик»,
- «Что нам подскажут пальчики» -развивать диафрагмальный тип дыхания;
-стабилизировать психоэмоциональное состояние. сентябрь-ноябрь Педагоги и воспитанники
Коммуникативные игры:
Общие хороводы:
- «Раздувайся пузырь»,
- «Карусели»,
- «Мы на луг ходили»,
- «Зайка беленький сидит»,
- «Хоровод»,
- «Мы топаем ногами»,
- «Затейники».
Игры-знакомства :
- «Давайте познакомимся»,
- «Назови по имени»,
- «Ласковое имя»,
- «Кого сегодня нет»,
- «Игра с собачкой». - формировать эмоциональный контакт педагога с детьми и детей между собой;
-дать возможность каждому ребёнку побыть в центре внимания;
- познакомить с персоналом детского сада;
- создать благоприятную психологическую атмосферу в группе;
-учить ребёнка отзываться на своё имя
Игры-забавы:
- «Лови-лови»,
- «Чей голосок»,
- «Догонялки с куклой (мишкой)»,
- «Играем с мячом».
-снять скованность детей, нервное напряжение;
Игры в кругу с обращением к партнёру :
- «Возьми-отдай» («лови-бросай с мячом»)
- «Передай улыбку (мяч)»
- «Погладь ладошку»
- «По дороге Аня шла»
- «Зайка»
- «Гнёздышко»
- «Водят мыши хоровод»
- «Ай гу-гу»
- «Ходит Ваня»
- «Паучок» -развивать тактильное восприятие, наблюдательность
-визуализировать понятие «Я»
Групповые подвижные игры:
- «Солнышко и дождик»
- «Подарки»
- «Курочка и цыплята»
- «Прятки»
- «Смешные мышки»
- «Огуречик - огуречик»
- «Воробушки и автомобили»
- «Гуси и волк»
Игры-путешествия:
- «Поезд»
- «Самолёты»
- «Ножки»
- «Мы гуляем»
- «Как пройти?» -развивать двигательную активность и игровые навыки.
-учить детей действовать согласованно, самостоятельно
Игры на освоение окружающей среды:
- «Найди игрушку»
- «Чего не стало»
- «Чьи вещи». Освоить с детьми пространства групповой комнаты
Чтение художественной литературы:
Потешки:
- «Ладушки…»
- «Пальчик-мальчик»
- «Петушок-петушок»
- «Киска-киска»
- «Солнышко-вёдрышко»
- «Катя, Катя…»,
- «Сорока-белобока»
- «А баиньки - баиньки»
Сказки:
- «Курочка ряба»
- «Репка»
- «Колобок»
Стихотворения:
- А. Барто «Солнышко», «Птичка», «Кто как кричит», «Мишка», «Зайка»,
- З. Александрова «Топотушки», «Раз, два, три, четыре, пять»,
- Э. Мошковская «Мчится поезд» (отрывок). -стимулировать познавательную активность;
-развивать навыки речевого общения
Пальчиковые игры:
- «Пальчик-пальчик»
- «Кто приехал
- «Сорока-белобока»
- «Мы капусту режем»
- «Моя семья»
- «Этот пальчик хочет спать»
- «Пальчики в лесу» -развивать мелкую моторику и координации движений;
-стимулировать речевую активность
Музыкальные произведения:
- «Колыбельная», муз. В. Агафонникова,
- «Как у наших у ворот»,
- русские народные мелодии обраб. А. Быканова;
-«Полянка», «Кошка», муз. А. Александрова, сл. Френкель, «Куклы пляшут», «Зайка», «Мишка», «Мыльные пузыри». -поддерживать интерес к восприятию музыки;
-создать положительный эмоциональный настрой в группе
Заключительный Взаимодействие с семьёй и с педагогами Родительское собрание на тему «Результаты адаптации детей к детскому саду»
- анкетирование родителей по результатам адаптации;
- отчет педагога - психолога о результатах адаптации;
- просмотр фотографий на тему «Вот мы ходим в детский сад»;
-Разработка рекомендаций для родителей на темы «Режим дня в детском саду и дома», «Воспитание культурно – гигиенических навыков дома» ноябрь Родители и педагоги