Ольга Балабан
Консультация для родителей «Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
Для ребенка детский сад, является новым еще неизведанным пространством, с новым окружением, новыми отношениями. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят большие перемены: впервые малыш остается в течении длительного времени без родителей и близких людей; ему предъявляются новые требования к поведению; день строго регламентирован; новый стиль общения со взрослыми; постоянный контакт со сверстниками; новое помещение и ещё много разных перемен окружает ребенка. Из всех причин трудного привыкания детей к условиям детского сада, самой серьезной причиной следует считать отсутствие единства требований воспитания в семье и ДОУ.
Темочки:
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Вследствие возрастной незрелости адаптационных механизмов у малыша возникает проблемы психического характера, которые могут выражаться:
- в изменении эмоционального состояния;
- нарушении сна;
- нарушении аппетита;
- нарушении физического состояния (повышение температуры, снижение общей сопротивляемости организма к различным инфекциям);
- в некоторых белее тяжелых случаях даже снижение веса.
Трудность процесса адаптации зависит от нескольких причин:
- от возраста ребенка при поступлении;
- индивидуальных особенностей;
- степени тренировки адаптационных механизмов;
- от состояния здоровья.
Длительность адаптации во многом зависит от поведения родителей. Ребенок быстрее и легче привыкнет к детскому саду, если придерживаться принципа единства в режиме и воспитании.
Выделяют три степени адаптации :
Легкая адаптация – в течении 10-15 дней проблемы психологического характера разрешаются и ребенок адекватно ведет себя к коллективе. Болеет не чаще других детей. Активен во взаимодействии со взрослыми и детьми группы.
Адаптация средней тяжести- ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью на 5-7 дней, эмоциональное состояние ребёнка нестабильно. Однако в течении месяца все сдвиги нормализуются и ребёнок начинает проявлять познавательную и поведенческую активность.
Тяжелая адаптация- длится от 2 до 6 и более месяцев. Ребенок часто болеет, может потерять имеющиеся навыки, нарушается сон, аппетит, могут проявиться агрессивные действия направленные на выход из ситуации, может наступить как физическое так и психическое истощение организма.
Ваш ребенок каждое утро плачет?
1. Не превращайте расставание в длительный ритуал, играя с ним в группе и кормя его во время завтрака или обеда, от этого он расстроиться еще больше.
Не сомневайтесь, стоит вам уйти – как он увлечется игрой, и от слез не останется и следа! Если слезы начинаются еще дома или у ворот, расскажите сколько интересного ждет малыша в группе.
2. Пусть возьмет с собой из дома любимую игрушку – это его успокоит. Можно взять мамину фотографию, чтобы ребенок чувствовал, что мама рядом, что он защищен.
3. Можно использовать аргумент: «Мама и папа идут на работу, и ты тоже - уже как взрослый и идешь на работу. Только твоя работа это садик. А вечером мы с тобой встретимся, и ты мне расскажешь, как ты провел свой день, что нового узнал, чему научился в детском саду, а я тебе расскажу, что я делала на работе».
4. Можно использовать «Заманушки». Например, «Давай мы отведем в садик Мишку (куклу и т. д.) и покажем ему как живут дети в детском саду.
5. Приводить ребенка в детский сад может менее значимый взрослый. Забирать обязательно мама.
6. Не стимулируйте посещение д/с покупкой игрушек и сладостей, поинтересуйтесь у воспитателя в какие игры он играет с вашими детьми, и поиграйте дома. Сделайте совместную поделку из бумаги, природного материала и т. д.
7. От вашего отношения к воспитателю зависит желание ребенка идти в д/с. Не обсуждайте действия и качества воспитателя при ребенке. Интересующие вас вопросы решайте с ним лично и сразу. Расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка это поможет воспитателю в работе, и облегчит адаптацию малыша.
8. Будьте терпеливы и ласковы с вашим ребенком, дайте больше возможности для отдыха, не перегружайте ребенка в период адаптации дополнительными мероприятиями требующими эмоционального всплеска.
9. Не расспрашивайте без конца, что он делал в д/с.
10. Выполняйте точно свои обещания.
В первые дни пребывания в детском саду (особенно в яслях) наиболее часто нарушается аппетит, некоторые дети полностью отказываются от еды, может наблюдаться снижение аппетита и дома.
Если вы предполагаете, что малыш может отказаться завтракать в д/с, переживая разлуку с близкими, следует покормить его дома. Когда малыш останется обедать, договоритесь, что он съест хотя бы второе, а поужинать сможет дома с семьей и не к чему заставлять его есть во чтобы то ни стало. Ребенок сильнее проголодается и плотнее поужинает дома, чем на все детство заработает отвращение к еде. Не давайте с собой конфет и печения – сладости перебивают аппетит.
Часты изменения качества сна детей во время периода адаптации – малыш отказывается ложиться или подолгу не может уснуть, сон кратковременный, прерывистый, неглубокий.
В целом, многие дети привыкают к новым условиям без каких-либо отрицательных проявлений со стороны здоровья, психического состояния и поведения.
Основой легкого прохождения периода адаптации являются :
1. Режим;
2. Системность;
3. Постепенность.
Судить о действительном окончании адаптационного периода в большинстве случаев мы можем после 4-6 месяцев, а у некоторых детей – после года пребывания в саду. Особенно это относится к детям от 2 до 3 лет, поскольку частые заболевания в этом возрасте замедляют их окончательное привыкание к детскому саду.