Ирина Юлдашева
Педагогический проект «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ через ФЭМП»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему:
«Развитие эмоционально-волевой сферы
у детей с ОВЗ через формирование элементарных математических представлений»
Место реализации проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Детский сад компенсирующего вида №6 «Дюймовочка»
Публикация «Педагогический проект „Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ через ФЭМП“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
Автор проекта: воспитатель логопедической группы №5 Юлдашева И. Э.
Вид проекта: групповой, краткосрочный.
Участники: воспитанники средней группы, воспитатели, логопед, родители.
Сроки: сентябрь 2018 г – октябрь 2018 г.
Актуальность проекта: Число детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно растет. Эти дети испытывают трудности в усвоении нового материала. Математика - это мощное средство коррекции и компенсации недостатков интеллектуального развития. Такие дети могут овладеть математическими представлениями при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи. С помощью специальных игр и упражнений возможно воспитать у детей волевые качества: организованность, самостоятельность, ответственность, дисциплинированность. Овладение ребенком математическими представлениями, является немаловажным фактором его социализации. Работу в этом направлении нужно начинать с младшего дошкольного возраста, так как, по мнению С. Л. Рубинштейна, «зачатки волевых проявлений можно выработать даже у самых маленьких детей».
Ожидаемые результаты:
У воспитанников сформируется соответствующая возрасту развитая эмоционально-волевая сфера. Дети научатся понимать собственное эмоциональное состояние. Сумеют выражать свои чувства и распознавать чувства других людей. В результате реализации проекта у детей
расширятся представления об окружающем. Полученные знания и опыт позволят им чувствовать себя уверенно в среде сверстников.
Цель проекта: Развитие эмоционально – волевой сферы у детей с ОВЗ посредством логико-математических игр; умение выполнять элементарные арифметические действия.
Задачи проекта:
1. Создание благоприятного психологического климата, направленного на коррекцию эмоционально-волевой сферы.
2. Формирование мыслительной деятельности, через игры логико-математического содержания;
Аннотация: В коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ важная роль принадлежит формированию элементарных математических представлений. Необходимо разнообразить формы работы, направленные на формирование у детей волевых качеств: инициативности и самостоятельности. Занятия по математике необходимо проводить с использованием занимательных игр, задач, развлечений. Такая форма подачи материала способна вызвать заинтересованность детей, их познавательную активность. Нами была поставлена цель и определены задачи для осуществления работы по формированию у детей самостоятельности и инициативности. Для этого были предложены различные игры и материалы, с которыми бы они самостоятельно могли поэкспериментировать: «Строим цифры», «Строим фигуру», «Чудесный мешочек». Размещены картотеки пальчиковых и дыхательных гимнастик с картинками, которые помогают детям самостоятельно разучить и провести ту или иную гимнастику.
Практика работы показывает, что эффективнее занятия по формированию математических представлений у детей с ОВЗ проводить в виде игр, что позволяет сделать процесс обучения привлекательным для ребёнка и эмоционально мотивированным.
Так как главную роль в формировании самостоятельности инициативности ребенка занимает семья, мы привлекаем родителей к активному участию в жизни детского сада. Регулярная работа по формированию самостоятельности и инициативности посредством логико-математических игр совместно с узкими специалистами и родителями помогает нам достичь наибольшего эффекта в решении данной проблемы.
Виды работ:
Дидактические игры: «Волшебные круги», «Подбери пару», «Собери бусы», «Найди предмет такой же формы», «Чудесный мешочек», «Сложи квадрат», «Какую фигуру забыл нарисовать художник», «Построим фигуру», «Найди лишнюю фигуру» и др.
- Создание семьями воспитанников аппликации из геометрических
фигур;
- Самостоятельная игровая деятельность детей;
- Распространение опыта на сайте, в сети интернет.
- Чтение литературы по теме.
- Составление копилки игр.
- Продуктивная деятельность (годовой план) Методы реализации проекта:
1 этап - Подготовительный:
1. Обсуждение целей и задач проекта логопедом и воспитателями группы;
2. Создание условий, необходимых для реализации проекта;
3. Подбор и анализ методической литературы, наглядного материала, оборудования;
4. Выбор форм, методов и приемов работы;
5. Работа с родителями по данному направлению. Анкетирование на тему: «Проблемы, возникающие у детей с ОВЗ при формировании элементарных математических представлений»;
6. Разработка мероприятий по осуществлению проекта (для детей, родителей, педагогов);
7. Планирование непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений;
8. Подбор материала, направленного на развитие общей и мелкой моторики.
2 этап – Основной:
1. Реализация основных видов деятельности по направлениям
проекта;
2. Консультации, индивидуальные беседы по теме проекта;
3. Мероприятия с участием родителей и детей;
4. Родительские собрания на тему: «Играйте с нами».
3 этап – Итоговый:
1. Итоги работы по реализации проекта.
2. Сбор и обработка методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными;
3. Обобщение материалов проекта.
Обеспечение:
1. Развивающие игры.
2. Наглядно-дидактические пособия.
3. Геометрические фигуры различных форм и цветов.
4. Трафареты для свободного рисования.
5. Специальная методическая литература.
6. Геометрический конструктор различных цветов.
7. Мелкий счетный раздаточный материал (геометрические фигуры).
Результаты проекта:
-В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили
начатое дело до конца, договаривались и сами планировали свои
дела в разных видах продуктивной и познавательной
деятельности, тем самым развивая в себе коммуникативные,
познавательные способности.
-Были разучены и освоены новые физкультминутки, подвижные и
дидактические игры.
-У детей улучшилась мелкая моторика рук, координация
движений.
-Были получены системные знания о геометрических фигурах.
Литература:
1.«Дидактические игры», Сай М. К., Удальцова Е. И.
2.«Сюжетно-дидактические игры» Смоленцова А. А.
3. Пособие для воспитателей «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» (1985)
4.«Развивающие игры» З. А. Михайловой, Б. П. Никитиным
5. «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей». Смоленцева А. А., Суворова О. В. Санкт-Петербург, 2003.
Баряева Л. Б.
6. «Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». – СПб, 2003.
7. «Обучение математике в ДОУ»: Методическое
пособие Белошистая А. В., М. : Айрис-пресс, 2005.
8. «Развивающие методические игры-занятия В ДОУ». Практическое
пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт. -сос. Стасова Л. П.
– Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008.
Материал, используемый при проведении проекта:
Картотека дидактических игр:
Игра «Найди лишнюю фигуру».
Детям поочередно показывают карточки с изображением
геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, предлагают
рассмотреть их и спрашивают: «Чем похожи фигуры? Чем
отличаются фигуры? Какая фигура лишняя? Почему?».
Игра «Чудесный мешочек».
Я – чудесный мешочек,
Всем ребятам я дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
В «чудесном мешочке» лежат геометрические фигуры разных
цветов. Дети определяют геометрические фигуры на ощупь, затем
достают их и называют цвета.
Игра «Построим фигуру».
Детям предлагают составить из палочек квадрат, треугольник.
Игра «Найди предмет такой же формы»
Детям предлагают в окружающем найти предметы определенной
формы – круглой, квадратной, треугольной;
Игра «На что похоже»
Детям показывают геометрические фигуры и предлагают подумать
и назвать, на что они похож, например, на туловище животного, на
воздушный шарик.
Стихи про фигуры
Треугольник.
Самолет летит по небу,
Треугольное крыло,
На моем велосипеде,
Треугольное седло,
Есть такой предмет – угольник,
И все это – треугольник.
***
Треугольник - три угла,
Посмотрите детвора:
Три вершины очень острых -
Треугольник – «остроносый».
***
Стороны в нем тоже три:
Раз, два, три – ты посмотри.
Треугольник мы рисуем,
Знать теперь его мы будем.
Круг
Посмотрите-ка вокруг!
Пальчиком рисуем круг.
Куклы были вместе в ряд,
А теперь в кругу сидят.
***
Наше солнышко в окне -
Золотой круг в вышине.
Круглый мячик здесь лежит,
В ручки к вам он поспешит.
Квадрат
Познакомьтесь, вот квадрат!
Он знакомству очень рад!
В нём угла уже четыре,
Нет его ровнее в мире:
***
Стороны четыре в нём,
Две скрепляются углом.
Круг в нем может разместиться,
В куб он сможет превратиться.
Загадки
Три угла, три стороны
Могут разной быть длины (треугольник)
***
Нет углов у меня
И похож на блюдце я
На тарелку и на крышку
На кольцо, на колесо
Кто же я такой, друзья? (круг)
***
Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг)
***
Он давно знаком со мной
Каждый угол в ней прямой
Все четыре сторон одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его (квадрат)
***
Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня. (квадрат)
***
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат)
Непосредственно-образовательная деятельность по
познавательному развитию на тему: «Круг и квадрат»
[/h3][/b]
Цель: Систематизировать знания о геометрических формах,
умение различать круг и квадрат.
Задачи:
Обучающие (образовательные):
1. Познакомить с квадратом.
2. Учить различать круг и квадрат.
3. Продолжать учить находить один и много предметов в
специально созданной обстановке, обозначать совокупности
словами один, много.
Развивающие:
1. Развивать внимание, память детей, наглядно – образное
мышление, устанавливать простейшие причинно – следственные
связи.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес детей к элементарной математической
деятельности.
2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на полученную
информацию.
Демонстрационный материал: «Посылка» с игрушками (машины,
матрёшки, пирамидка, мяч); квадрат и круг одинакового цвета
(длина сторон квадрата и диаметр круга-14 см).
Раздаточный материал. Круги и квадраты одинакового цвета
(длина сторон квадрата и диаметр круга- 8 см).
Ход :
Игровая ситуация «Почтальон принес посылку»
Педагог: - Ребята, давайте посмотрим, что почтальон принес в
посылке.
Воспитатель достаёт из посылки круг и выкладывает на
фланелеграф.
Педагог : - Дети, какая это фигура?
Дети: - Круг.
Педагог: - Какого цвета круг?
Дети: - Красный круг.
Педагог: Давайте в воздухе нарисуем круг.
Затем достаёт квадрат, кладет рядом с кругом.
Педагог: - Это квадрат, у квадрата есть стороны и углы
Педагог: - Что есть у квадрата?
Дети: - Стороны и углы.
Педагог: - Давайте в воздухе нарисуем квадрат.
Игровое упражнение «Покажи и прокати».
У детей на столах лежат круги и квадраты.
Педагог: - Ребята, возьмите круг, назовите его и обведите его
рукой.
Аналогичные действия выполняют с квадратом.
Педагог: - Давайте прокатим по столу сначала круг.
Педагог: - Круг катится по столу?
Дети:- Да!
Педагог: Да, кругу ничего не мешает. А теперь попробуйте
прокатить квадрат и выясняет: Можно прокатить квадрат?
Дети: - Нет!
Педагог: - Что мешает квадрату?
Дети: - Углы.
Педагог: Молодцы!
Подведение итогов.
Непосредственно-образовательная деятельность по
художественно-эстетическому развитию на тему:
«Декоративная тарелочка»
Цель: закрепить геометрическую форму круг, формировать
умение наклеивать и располагать изображение на круге.
Задачи:
Закрепить понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа».
Развивать чувство ритма, чередуя элементы узора.
Воспитывать эстетическое восприятие, умение видеть и
рассказывать о ней.
Материал:
Вырезанные элементы узора на раздаточных тарелочках, круги,
клей, кисточки, подставки для кисточек, салфетки, подкладные
лист.
Ход:
Дети играют в малоподвижную игру. Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель приносит письмо.
Воспитатель: Интересно, что это дети за письмо, от кого оно?
Хотите узнать? (ответы детей)
- Давайте откроем и посмотрим от кого оно и что в нём написано
(открывает и зачитывает):
«Пишут вам жители волшебной страны. В нашей стране живёт
волшебница по имени Флора. Когда-то она была весёлой, доброй,
у неё было много друзей. Но однажды, она заболела какой-то
редкой и странной болезнью - перестала видеть красоту. Всё
вокруг казалось ей нехорошим и некрасивым. Она перестала
делать добрые дела, рассорилась со всеми друзьями. И хуже того,
начала совершать недобрые дела. Вот недавно, взяла и сдула со
всех тарелочек красивые узоры, а мы не можем собрать их
обратно. Просим вас помочь нам».
Воспитатель: Сможем ли мы исправить недоброе деяние
волшебницы Флоры и украсить блюдце узорами? (ответы детей).
(Дети садятся за столы.)
- Но сначала давайте посмотрим вокруг себя и поищем красоту. За
окном я вижу красоту белых облаков на голубом небе. А где вы
видите красоту? За окном? В групповой комнате? Среди своих
товарищей? (ответы детей)
- Ваши руки, хоть и не очень большие, но уже умеют делать
красоту. У вас у каждого на столе лежат элементы узора, которыми
вы украсите свои тарелочки. А какой формы наша тарелочка? А
какого цвета? (ответы детей).
- Но прежде чем начать, давайте сначала подготовим наши
пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «В гости»
В гости к пальчику большому, приходили прямо к дому (большой
палец отогнут, остальные сжаты в кулак)
Указательный и средний, безымянный и последний (разгибать
поочерёдно все пальцы).
Сам мизинчик - малышок постучался на порог.
Вместе пальчики - друзья, друг без друга нам нельзя! (сжать
пальцы в кулак и разжать их)
Воспитатель: Теперь наши пальчики размялись и готовы к работе.
- Начнём украшения с середины тарелочки. Выберите среди
элементов узора цветок и приложите его к середине тарелочки.
Получилось? Тогда наклеиваете. (Рис. 1) Напоминанию:
переверните цветок цветной стороной вниз и положите на
подкладной лист. Теперь берите кисточку. Кисточку держите
пальцами возле металлической «юбочки» и окунайте в клей и
равномерно намазывайте им цветок. Намазанный цветок
аккуратно возьмите двумя пальцами и приложите к середине
блюда. Аккуратно прижмите сверху салфеткой и легонько вытрите
лишний клей.
- Теперь приступаем к украшению краёв тарелочки. Возьмите
зелёные листочки. Один из них мы наклеиваем вверху тарелочки
возле его края. Обратите внимания: острый край листочка
смотрит на цветок. Следующий листик наклеим внизу тарелочки
возле его края. А острый край листочка снова смотрит на цветок.
Ещё один лист наклеим слева возле края тарелочки. А куда
смотрит острый край листка? (ответы детей). Последний листик
наклейте справа, и проследите, чтобы его острый край был
направлен в нужную сторону.
Воспитатель: Какие красивые у вас получились тарелочки! Сейчас
мы разложим их на столе. Пусть клей высохнет хорошенько. А
после мы их отправим посылкой жителям волшебной страны.
Может быть, волшебница Флора увидит наши работы, заметит их
красоту и излечиться от страшной болезни.
Подводятся итоги занятия.
Непосредственно-образовательная деятельность
по формированию элементарных математических
представлений у детей средней группы на тему:
«Мишка в гости к нам пришел»
Цель: формирование представлений о геометрических фигурах
(круг, квадрат, треугольник).
Задачи:
Образовательная: учить различать геометрические фигуры,
используя зрительный и тактильные анализаторы.
Воспитательная: воспитывать доброе отношение друг другу,
желание помочь сказочному герою, интерес к занятиям по
математике.
Развивающая: развивать память, логическое мышление,
сообразительность пространственное воображение, общую и
мелкую моторику.
Принципы обучения и воспитания: доступности, активности,
систематичности и последовательности, наглядности.
Методы обучения и воспитания: игровой, словесный, наглядный,
практический.
Средства обучения: игрушка мишка, набор геометрических фигур
на каждого ребенка, тележка с разными колесами, счетные
палочки.
Ход:
(Дети усаживаются на ковер вместе с воспитателем. Перед детьми
сидит мишка, а рядом с ним стоит тележка с разными колесами).
- Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости, вы его узнали? Он
просит помочь ему, мишка сделал тележку, только вот тележка
почему-то не едет и он не может понять почему. Поможем, ребята,
разобраться, почему же не едет тележка? Тогда давайте её
рассмотрим.
(Воспитатель показывает тележку, у которой одно колесо круглое,
а другое квадратное.)
- Посмотрите внимательно на колеса. Какой они формы?
Одинаковой или разной?
- Колеса разной формы, круглой и квадратной. А чтобы тележка
поехала, какой формы должны быть колеса? (Круглой.)
- Давайте вместо квадратного колеса поставим круглое, чтобы
наша тележка поехала. (Дети совместно с воспитателем меняют
колесо.)
- Мишка, а что это у тебя в тележке, можно посмотреть?
(Воспитатель достает конверт с геометрическими фигурами и
выкладывает их перед детьми. Затем берет круг и показывает
детям.)
- Ребята, какая это геометрическая фигура? Правильно, это круг.
Обведите по краям пальчиком. Скажите, у круга есть углы?
Стороны? Посмотрите, есть ли в нашей группе предметы круглой
формы? (Мяч, обруч, тарелка.)
-А теперь отложите в сторону круг и возьмите треугольник.
Обведите треугольник по сторонам пальчиком. Что у
треугольника есть? (Углы.)
- Сколько углов у треугольника? Давайте их сосчитаем. Есть ли в
нашей группе предметы, похожие на треугольник? (Нарисованная
крыша у дома, пирамидка) Всё верно.
(Воспитатель достает квадрат и показывает его детям.)
- А теперь отложите в сторону треугольник и возьмите такую же
фигуру, как и у меня. Как она называется? Обведите фигуру
пальчиком и давайте вместе посчитаем сколько углов у квадрата?
Есть ли в нашей группе предметы квадратной формы? (Стол,
ковер.) Правильно.
- Сколько всего геометрических фигур мы с вами посмотрели?
Давайте сосчитаем фигуры.
- Ребята, мишка хочет мне что-то сказать (Прикладывает игрушку к
уху). Он хочет с вами поиграть, вставайте все на ковер, в круг.
Мишка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Меду видно не нашел.
Чтобы мед нам тот достать,
Нужно на носочки встать.
- Ой, ребята, наши геометрические фигуры заскучали. Давайте
вернемся к ним. Положите перед собой треугольник и квадрат.
Сравним их. Чем похожи треугольник и квадрат? (У них есть углы.)
Чем они отличаются? (Если дети затрудняются, то воспитатель
говорит, что у треугольника три угла и три стороны, а у квадрата
четыре угла и четыре стороны.)
- Сейчас положите перед собой квадрат и круг. Сравним их. Чем
они отличаются? (У квадрата есть четыре угла и четыре стороны, а
круга нет углов и сторон.)
- Молодцы, еще у мишки есть волшебные палочки. Из них можно
выложить различные фигуры. (Воспитатель выкладывает
треугольник из трех палочек.) Что это за геометрическая фигура?
Попробуйте выложить точно такой же треугольник, как и у меня.
Это, ребята, треугольник.
- А теперь давайте выложим квадрат. (Выкладывают квадрат)
- Ребята, вы все молодцы! Давайте еще раз скажем мишке, какой
формы должны быть колеса у тележки? Благодаря вашей помощи
мишка знает, почему тележка не ехала. Теперь он сможет
перевозить на этой тележке различные грузы. Он говорит всем
еще раз «спасибо» и прощается до следующей встречи.
Непосредственная образовательная деятельность в средней группе по формированию математических представлений.
Работа с педагогами по теме проекта.