МААМ-картинки

Программа по развитию эмоционально-волевой сферы детей 4–7 лет «Давайте жить дружно»

Людмила Мамедова
Программа по развитию эмоционально-волевой сферы детей 4–7 лет «Давайте жить дружно»
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.

На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие». Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.

Публикация «Программа по развитию эмоционально-волевой сферы детей 4–7 лет „Давайте жить дружно“» размещена в разделах

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.

То, что писал Л. С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствии чувства, наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах,дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Исследования психологов показали, что дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека (95% опрошенных детей 5—7 лет, в целом, правильно определяют эмоции других людей).

При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных дошкольников, испуга (всего 7% детей дали правильные ответы, удивления (лишь 6%).

Дети, прежде всего, обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам). Таким образом, даже старшие дошкольники имеют недостаточные представления об эмоциональных, внутренних состояниях человека и их проявлениях, что же говорить о более младших детях!

Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста. Дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для ребенка этого возраста понятием «настроение». Они с огромным удовольствием выполняют практические задания, играют.

В основе предлагаемой программы лежит личностно ориентированная модель взаимодействия с детьми. При такой модели взаимодействия и психолог, и ребенок в равной мере признаются в качестве субъектов педагогического процесса, обладают свободой в построении своей деятельности, осуществляют свой выбор строить через это свою личность. Основные противоречия преодолеваются не за счет принуждения, а посредством сотрудничества. В силу этого особую ценность приобретают такие свойства личности, как способность к самореализации, творческому росту и инициативность как форма выражения отношений на основе взаимопринятия и взаимопонимания.

Отслеживание результатов развития личности ребенка ведет психолог, он же периодически знакомит с данными исследований педагогов, работающих с детьми, и их родителей (если в этом есть потребность).

Содержащиеся в программе игры и упражнения получены из различных источников (С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник, Н. Л. Кряжева, О. В. Хухлаев, В. М. Минаева, М. И. Чистякова).

Задачи программы :

1. Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире с самим собой.

2. Создание возможностей для самовыражения, формирования у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями — средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой).

3. Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.

4. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

5. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.

6. Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи.

7. Обучение приемам саморасслабления, снятие психического напряжения.

8. Помощь ребенку в осознании своего реального «Я», повышение самооценки, развитие потенциальных возможностей, отреагиро-ваний внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшений тревожности, беспокойства и чувства вины.

Организация занятий.

Занятия проводятся с группой детей, состоящей из 5—10 человек, 2 раза в неделю. Длительность одного занятия —25—30 минут. Для проведения занятий необходимо просторное помещение с ковровым (мягким) покрытием.

Принципы проведения занятий:

1. Отношение к детям и их потребностям — уважительное, доброжелательное. Не допускается малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием.

2. Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость и уникальность.

3. Не допускаются упреки и порицания за неуспех.

4. Занятия проводятся в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.

5. Успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка.

6. У детей создается на занятиях чувство безопасности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства.

Методические приемы.

В программу включено много полифункциональных упражнений, которые с одной стороны, могут решать несколько задач, с другой стороны, могут на разных детей оказывать различное воздействие:

- этюды;

- упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера);

- игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные);

- дидактические и развивающие игры;

- чтение художественных произведений;

- беседы;

- рассказы взрослого и рассказы детей;

- свободное и тематическое рисование;

- релаксация.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

(арт терапия, пальчиковые игры)

Помогают активизировать детей, поднять их настроение; другие упражнения, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения

Основное содержание занятия — совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (игротерапия, сказкоте-рапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия)

Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие эмоциональной сферы, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности. Смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному упражнению, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому упражнению (с учетом утомления детей)

Рефлексия занятия — оценка занятия. Арттерапия, беседы

Две оценки: эмоциональная (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали)

Ритуал прощания

По аналогии с ритуалом приветствия

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Данная программа представлена в виде ряда последовательных шагов. Каждый шаг — это одно или несколько занятий, объединенных одной тематикой.

№ п/п

1. Элемент тренинга

2. Комментарий

3 Ритуал приветствия

Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой

Разминка — воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, (психогимнастика, музыкотерапия, цветотерапия, телесная

Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы.

Адаптационный период

Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение; развивать способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое мнение.

1. Знакомство

Упр. «Знакомство»; игра «Снежный ком»; упр. «Мое имя»; «Угадай кого не стало»; «Узнай по голосу»; «Минутка шалости»

2. Познакомимся поближе

Упр. «Здравствуй, я котик»; «Передай улыбку по кругу»;

2. Давайте жить дружно

Развитие дружеских взаимоотношений у детей, формирование коммуникативных навыков.

3. Волшебный лес

Упр. «Снежный ком»; «Эхо»; «Подари улыбку соседу»; «Путешествие по волшебному лесу»; «Что изменилось»; «Солнечный зайчик»

4. Волшебная полянка

Упр. «Эхо»; «Подари улыбку соседу»; «Погодный массаж» (индив.); «Солнечный зайчик»; «Волшебная полянка» (цветопись); «Ехал Грека…»

5—6. Волшебная мозаика

Упр. «Подари улыбку соседу»; «Погодный массаж» (груп.); «Мозаика»; «Эхо»; «Орешки»; «Три мудреца»

7. Волшебный мешочек

Упр. «Здравствуйте, я пластилинчик»; «Волшебный мешочек»; «Одень белочку»

Мои чувства

Познакомить детей с основными эмоциями.

Формировать умения понимать эмоции свои и других людей

8. Настроение

Упр. «Я очень рада видеть»; пальчиковая гимнастика; «Облачко» (чтение и обсуждение стихотворения) (3); «Я очень хороший»

9. Настроение

Чтение и обсуждение сказки «Три лягушонка», проигрывание сказки в песочнице; упр. «Сделай лягушку» (метод оригами);

«Нарисуй, какое настроение у лягушки»

Упр. «Кто в домике живет»; беседа на тему «Что такое радость»; чтение отрывков из произведений К. Чуковского; рисунок на тему «Радость» (цветные пятна); работа с пиктограммами

Упр. «Передай по кругу»; «Добрые слова»; «Хорошие ушки — красивые глазки»; беседа на тему «Страх»; чтение сказки «Три поросенка»; обсуждение поговорки «У страха глаза велики»; работа с пиктограммами

Мысленная картинка на тему «Кто в темноте живет»; упр. «Грустная темнота» (6); «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь превращусь»; «Фу, убирай»

10. Радость

11. Страх

12. Кто живет в темноте

«Котик ласкает»; «Что изменилось»; «Раз, два, три — котята замрите»

13. Злость

Беседа на тему «Что такое злость, и когда мы ее испытываем»; мимическая гимнастика (работа с зеркалами); рисунок на тему «Злость»; упр. «Злая черная рука» (превращение ее в белую, добрую) (5)

14. Злость

Упр. «Гнездышко»; мимическая гимнастика (8, упр. «Бабка-Ежка — костяная ножка»; чтение и обсуждение рассказа «Как Танечка и Ванечка в плен к Злости попали» (5)

15. Обида

Беседа на тему «Обида»; мысленная картинка на тему «Я обиделся»; упр. «Простучи обиду на барабане»; чтение и обсуждение сказки «О лисенке, который обиделся» (5); обучение детей приемам расслабления по контрасту с напряжением

16. Любовь. Я люблю

Чтение и обсуждение сказки «О букашке Сашке» (5); упр. «Как маму — я люблю свою маму»; мама любит меня мысленная картинка на тему «Я люблю маму»; «Имя моей мамы похоже на …»

17. Я люблю папу — папа любит меня и инсценировка сказки «Папа и две сестры» (5); упр. «Как я люблю своего папу», мысленная картинка на тему «Я люблю папу»; «Имя моего папы»

Чтение, обсуждение

18. Я люблю свою семью —

Беседа на тему «Моя семья»; упр. «Я люблю свою семью, потому что…»; моя семья любит меня

«Рисуем семью цветов»

19. Я люблю своих друзей — мои друзья любят меня

Беседа «Кто твои друзья»; бинарная гимнастика; упр. «Я знаю пять имен друзей»; «Все, кого я люблю» (рисунок)

20. Что значит быть счастливым

Мысленная картинка на тему «Счастье»; беседа «Счастье — это …»; «Хочу быть счастливым»

21. Итоговое занятие

Работа с пиктограммами, «Азбука настроения»; упр. «Ласковые ладошки»; коллективный рисунок «Лошадки»

по теме: «Мои чувства»

Я — хозяин своих чувств

Обучение оптимальному поведению в определенных ситуациях, осознание своих эмоций

22. Кто хозяин своих чувств

Беседа на тему «Кто хозяин своих чувств»;

упр. «Хозяин чувств»;

«Собачка хочет ласки»; «Я очень хороший»

23. Я учусь не драться

Мимическая гимнастика; упр. «Не хозяин своих чувств»; «Стоп кулак, а как?»

24. Я учусь не драться

Мимическая гимнастика; упр. «Разрушители»; «Рваная бумага»; «Месим тесто»

25. Я учусь не драться

Упр. «Перематывание клубочков»; «Месим тесто»; «Вьюнок»

26. Я учусь не обзываться

Мысленная картинка, упр. «Кто больше знает обзывалок»; «Обзывалки —стоп»

27. Я учусь не обижаться

Упр. «Нарисуй обиду»; «Кто хозяин своих чувств»; «Круглый ушастик»

28. Можно ли обидеться на обиделся на маму» (5);

Чтение и обсуждение сказки «Как зайчишка маму

мысленная картинка; упр. «Хозяин своих чувств»; «Как можно обидеть маму»

29. Ты обиду не держи, поскорее расскажи

Мысленная картинка «Девочка обиделась»; чтение и обсуждение сказки «Лисенок, который обиделся» (5); упр. «Простучи обиду на барабане»; «Мягкая игрушка»

30. Итоговое занятие по теме «Я — хозяин своих чувств»

Работа с пиктограммами; упр. «Бабочка»; «Нарисуй бабочку»; «Чувствительные ладошки»; «Любимые игры»

Заключительное

Закрепление полученных знаний занятие «Страна Хорошо»

31. Упр. «Страна Хорошо» «Страна Хорошо»

Итого 31 час

Публикации по теме:

«Давайте жить дружно» коррекционная программа для детей дошкольного возраста по снижению агрессивности «Давайте жить дружно» (коррекционная программа для детей дошкольного возраста по снижению агрессивности) Составила: педагог – психолог.

Конспект группового занятия по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы «Путешествие по зимнему лесу» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» села Амурзет» Групповое занятие по.

Интегрированное занятие в старшей группе по развитию эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ «Путешествие в волшебный мир» Тема: Путешествие в волшебный мир! Цели: Совершенствование способности управлять своими чувствами и эмоциями. Обогащение мотивационной и.

Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы детей 3–4 лет .

Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5–6 лет Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет. «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ» (с 5 лет) Цель: упражнение продолжает знакомство,.

Конспект интегрированного занятия с детьми 5–6 лет «Давайте жить дружно» Цель: Создание сплоченного коллектива дошкольников на основе дружбы, взаимопомощи, доверия и бережного отношения друг к другу. Задачи: -Раскрыть.

Методические материалы по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами.

ОД по речевому развитию «Давайте жить дружно» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное.

Своеобразие развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в младенчестве и в раннем детстве Своеобразие развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в младенчестве и в раннем детстве. В настоящее время, наряду с общими.

Занятие по формированию толерантности «Давайте жить дружно» для детей 6–7 лет Занятие «Давайте жить дружно» Цель: познакомить участников занятия с правилами «общения в социуме», с различными стилями общения в среде.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по развитию эмоционально-волевой сферы детей 4–7 лет «Давайте жить дружно»
Опубликовано: 27 мая 2018 в 09:18
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по развитию эмоционально-волевой сферы детей 4–7 лет «Давайте жить дружно»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Мамедова (УИ 241543) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД