Любовь Денисова
Методические материалы по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Поэтому, эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.
«… Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития…» [1].
Публикация «Методические материалы по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Формирование эмоций человека - важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Волевая регуляция поведения и действий - это произвольная регуляция активности, формируемая и развиваемая под воздействием контроля за поведением со стороны общества, а затем - самоконтроля личности. Как основание волевых процессов выступает характерная человеку опосредованность поведения за счет использования общественно выработанных орудий или средств. На этом строится процесс сознательного контроля над эмоциональными состояниями или мотивами. За счет этого контроля обретается возможность действовать вопреки сильной мотивации или игнорировать сильные эмоциональные переживания. Волевая регуляция проявляется как личностный уровень произвольной регуляции, отличающийся тем, что решение о ней исходит от самой личности и в регуляции используются личностные средства.
Причиной проектирования методических рекомендаций по развитию эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста явилось то, что в старшем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольность психических процессов, к шести годам у ребенка происходит оформление основных элементов волевого поведения. Под воздействие таких негативных факторов как: нарушение детско – родительских отношений, неблагоприятный семейный психологический климат и другие патологические факторы, у ребенка формируются признаки эмоционального неблагополучия. Развитие эмоционально – волевой сферы необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций ребенок должен научиться регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость, видеть эмоции, как взрослых, так и других детей.
Цель методических рекомендаций : развитие эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
В процессе коррекционно-развивающей работы решаются следующие задачи:
• познакомить детей с эмоциями : радостью, гневом, страхом, удивлением, отвращением, восхищением, грустью, обидой, скукой, удовольствием, стыдом, интересом;
• научить детей : различать эмоции по схематическим изображениям; понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом; передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; переключаться с одного эмоционального состояния в противоположное;
• развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе.
Ожидаемый результат:
• эмоции детей приобретают значительную глубину и устойчивость, преобладают положительные эмоции;
• появляется постоянная дружба со сверстниками;
• развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;
• ребенок усваивает “язык” эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса;
• эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации
Методические рекомендации реализуются в 3 этапа:
1. Диагностический. Цель: выявить уровень развития эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Срок: сентябрь.
2. Коррекционно – развивающий. Цель: провести комплекс развивающих занятий по коррекции эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Срок: октябрь - апрель.
3. Контрольный. Цель: выявить эффективность проведения коррекционно – развивающих занятий по развитию эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Срок: май.
Методические приемы, используемые в комплексе развивающих занятий по коррекции эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста :
• Беседы, рассказ, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами;
• Игры, направленные на развитие эмоциональной сферы детей, развитие регуляции поведения;
• Проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств;
• Рисование, направленное на развитие умения передавать эмоции через рисунок.
Методические рекомендации предусматривают взаимодействие с родителями детей и педагогами группы.
Работа с родителями:
• Индивидуальные консультации;
• Участие в общегрупповых собраниях;
• Размещение информация в «уголке для родителей».
Работа с педагогами:
• Индивидуальные консультации;
• Семинары – практикумы, тренинги.
Список используемых источников:
1. Данилина Т. А., В мире детских эмоций : пособие для практических работников ДОУ, 3-е изд., М., Айрис – пресс, 2007.
2. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники, Ростов н/Д. :Феникс, 2007.
3. Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. 2-е изд., М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
4. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. Изд. 8., Ростов н/ Д: Феникс, 2011.