Елена Бельская
Педагогический проект «Бережливость»
▼ Скачать
+ Заказать документы
Введение
Бережливость – моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности (отношение к собственности). Бережливость обычно противопоставляется расточительности, неоправданной роскоши, бесхозяйственности.
Бережливость – это умение разумно распоряжаться своим имуществом и своими душевными силами. Бережливость – качество характера человека, которое помогает путём сохранения малого достичь большего.
Публикация «Педагогический проект „Бережливость“» размещена в разделах
Воспитание бережливости – одна из существенных сторон в воспитании ребёнка. Чтобы воспитать у ребёнка бережливое отношение к деньгам и научить его разумно управлять денежными средствами, его нужно привлекать к обсуждению семейных трат уже с пяти или шести лет. В этом возрасте ему нужно рассказывать, откуда берутся деньги. Он также должен уяснить, что существуют “неприятные” и ”приятные” траты.
На этом этапе необходимо научить ребёнка отказываться от чего-то одного в пользу другого, так как денег в семейном бюджете может не хватить на все “приятные” траты.
Воспитание бережливости связано с формированием у детей разумных потребностей. Бумага, тетради, карандаши, краски, кисточки – всё это доступно, и дети часто не ценят эти предметы. В беседе с детьми необходимо показывать, что за каждой вещью стоит труд многих людей.
Бережливость должна распространяться и на отношение к продуктам питания, прежде всего к хлебу, ко времени. Дошкольнику трудно самостоятельно контролировать расход времени. Организуя деятельность детей, необходимо разъяснять, сколько времени требуется на то или иное занятие, когда следует перейти к другим делам. Безответственное отношение ко времени порождает недисциплинированность.
Подрастая, ребёнок должен стать защитником и другом природы. Такой ребёнок не ломает зелёные насаждения, не разрушает птичьи гнёзда, не рвёт бездумно лесные и полевые цветы, не уничтожает муравьёв, бабочек, стрекоз и других полезных насекомых. Настоящая бережливость сочетается с добротой и щедростью.
Воспитание бережливости длительный процесс. Часто здесь сталкиваются детские «хочу» и взрослое «нельзя». И здесь требуется проявление твёрдости, такта и терпения.
Проект по социально-нравственному воспитанию: «Бережливость».
Вид проекта : Информационно-творческий
Длительность проекта : 2 недели
Участники: воспитанники средней группы, родители, воспитатели
Актуальность проблемы
В наши дни, когда неуклонно возрастает материальное благосостояние народа, проблема формирования у детей бережливости приобретает особую остроту. Семья, живущая в достатке, предпочитает ни в чём не отказывать ребёнку, почаще обновлять гардероб, побольше накупить игрушек. А там где воспитание идёт на переизбытке – трудно формировать бережливость.
Ребё нок как можно раньше должен усвоить мысль: всё что необходимо для жизни людей, создаётся трудом. В каждую вещь вложен труд; не беречь её, ломать, обращаться с ней неаккуратно – значит не уважать усилия тех кто создавал её.
У самых маленьких детей формировать бережливость надо начинать с обучения их умению правильно обращаться с предметами - игрушками, пособиями, личными вещами и всем тем, что окружает его в саду и дома. Ведь без этого не выработаешь аккуратности. Малыш нуждается в том, чтобы его обучали.
Проблему уборки и бережного отношения, к уже надоевшим игрушкам и книгам в нашей группе пока еще не решили. Воспитатели решили привлечь детей к проектной деятельности, объяснить детям с помощью проекта и сложность изготовления игрушек и книг, и необходимость ежедневной уборки игрушек на место.
Формирование бережливости – проблема огромной важности как в нравственном так и в социальном отношении.
Цель проекта :
Воспитывать бережное отношение к игрушкам и книгам, развивать у детей познавательные и творческие способности в процессе решения смоделированных проблемных ситуаций.
Задачи проекта :
* Формировать бережное отношение к игрушкам, книгам.
* Обобщить и расширить знания детей о разнообразных материалах, из которых сделаны игрушки и книги.
* Продолжать знакомить детей с разнообразным миром игрушек, книг.
* Развивать речь детей и расширить словарный запас.
* Вызвать положительные эмоции.
Обозначилась проблема разбрасывания игрушек, небрежное отношение к книгам.
Основные шаги реализации проекта
1. Формулирование проблемы, цели и задач.
2. Разработка проекта
• Поиск информации
• Подбор иллюстраций
• Подбор книг, журналов, детских энциклопедий, видеоматериалов
• Разработка конспекта
• Беседа с детьми по актуальной проблеме
• Взаимодействие с родителями
3. Реализация проекта
4. Презентация результатов
5. Анализ результативности проекта
Организация и проведение презентации проекта осуществляется в различных формах, при поддержке воспитателей и родителей, таких как: «Игрушки наших мам», «Игрушки из поручного материала», «Книга своими руками»
Воспитатели беседуют с детьми индивидуально и наблюдают за детскими играми. Участники проекта делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы. Руководитель, авторы-разработчики, участники проекта оценивают креативность работы, качество результата, потенциал продолжения работы
Работа с детьми
* Тематическая беседа «Наши игрушки», «Наши книги»
* Рассказ о своей любимой игрушке каждым ребенком.
* «Уроки бережливости» - беседа об аккуратном отношении к игрушкам и книгам.
. Экскурсия по своей группе и представление игрушек и книг.
* Создание творческой мастерской по изготовлению игрушек, ремонтной мастерской книг.
Работа с родителями
«Во что играли наши мамы?» -доклады об игрушках, которые были у детстве у мамы (фото, игрушки, рассказ ребенка)
Оформление выставки «Любимые игрушки наших мам»
Изготовление игрушек из бросового материала
Изготовление книг своими руками (родители с детьми)
Консультация «Как воспитать бережливость»
Презентация результатов
* Выставка игрушек из бросового материала.
* Выставка «Любимые игрушки наших мам»
* Ремонт книг.
* Изготовление книг своими руками (родители с детьми)
* Презентация для родителей и воспитателей ДОУ.
Содержание проекта
Работа с детьми Работа с родителями
Подготовительный
этап
Изучение и анализ литературы (психолого – педагогической, научно популярной, нормативно – правовой);
18.05.2015-22.05. 2015 Цель: Вхождение в проблему проекта.
Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
– создание группы детей для работы над проектом.
Изучение уровня готовности родителей, их отношение к данной проблеме
Предложить совместно с детьми сделать презентацию «Любимые игрушки моей мамы»
Оформить выставку игрушек «Любимые игрушки наших мам»
Практическая деятельность 25.05.2015- 19.05.2015
1. НОД: «Чтение детям сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр»
2. НОД: «Чтение детям сказки К. И. Чуковского «Федорино горе»
3. Рассматривание иллюстрации на тему «Ремонт книг»
4. Тематическая беседа «Наши игрушки», «Наши книги»
5. Рассказ о своей любимой игрушке каждым ребенком.
6. «Уроки бережливости» - беседа об аккуратном отношении к игрушкам и книгам.
7. Экскурсия по своей группе и представление игрушек и книг.
8. Создание творческой мастерской по изготовлению игрушек, ремонтной мастерской книг.
Предложить родителям написать доклад «Во что играли наши мамы?» -доклады об игрушках, которые были у детстве у мамы (фото, игрушки, рассказ ребенка)
Предложить родителям принести фотографии, игрушки, которыми они играли в детстве. Привлечение родителей к организации выставки «Любимые игрушки наших мам»
Предложить родителям совместно с детьми посетить выставку кукол в музее «Детская картинная галерея»
Предложить родителям участвовать в изготовление игрушек из бросового материала
Предложить родителям учавствовать в изготовление книг своими руками
Помощь в оформлении презентации «Любимые игрушки наших мам»
Результаты проекта 1. Выставка игрушек из бросового материала.
2. Выставка «Любимые игрушки наших мам»
3. Ремонт книг.
4. Изготовление книг своими руками (родители с детьми)
5. Презентация для родителей и воспитателей ДОУ. Помощь в организации выставки игрушек из босового материала, выставки книг, изготовленных своими руками, выставки «любимые игрушки наших мам»
Ожидаемый результат:
* Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещный мир как результат труда людей);
* Видят красоту человеческого творения;
* Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
* Убирают за собой игрушки после игр, бережно относятся к книгам
Заключение
Мы старались показать детям пример бережного обращения с книгой,игрушками. Разъясняли, что книга знакомит нас с интересными историями. Сказками, стихами, рассказывает о жизни разных народов, о природе, о животных, о том, что было давным - давно. Рассказывали детям о том как печатается книга,как делаются игрушки сколько затрачено на это труда. После бесед, занятий дети стали относиться к книгам, игрушкам более аккуратно.
«Бережливость- писал Л. И. Брежнев в своих воспоминаниях, - должна прививаться с раннего возраста, и в первую очередь в семье.
Так же мы привлекали родителей, проводили беседы, рекомендации, советы, готовили папки- передвижки, чтоб и они учили детей быть более бережливыми.
В условиях проектной деятельность дети стали аккуратнее обращаться с книгами, игрушками, стали больше ценить и уважать труд человека. Познакомились с трудом типографщика. Стали дизайнерами игрушек, изготавливая их из бросового материала.
В ходе проектам мы получили следующие продукты :
1. Выставку «Игрушек из бросового материала»
2. Выставку «Моя любимая игрушка»
3. Выставку «Любимые игрушки наших мам»
Таким образом, цель достигнута, поставленные задачи реализованы. Данный проект не решает всех проблем по воспитанию у детей бережливости, поэтому работу будем продолжать
Литература
1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, М:2014
2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. – СПб. – 1903–1909.
3. Тихонова Т. Н. Конспект беседы «Мои любимые игрушки» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad
4. Чуковский К. И. Сказки для детей,Антураж, М: 2014
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО. pdf
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Конспект беседы «Мои любимые игрушки»
Цель: Закреплять у детей знания об игрушках: их значение,Правила пользования. Учить употреблять существительные с обобщающим значением. Формировать привычку у детей игрушки на место. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, взаимопомощь, желание трудиться.
План занятия:
1. Сюрпризный момент. (волшебная корзина).
а) Вопросы к детям;
б) Словесная игра «Скажи ласково».
2. Появление котёнка, которого обидела девочка Надя.
а) «Надин сон».
3. Заключительная часть: вопросы к детям о том, что они узнали на занятии.
Ход занятия:
Воспитатель: Посмотрите, что я вам принесла! Это волшебная корзинка. А что же в ней? Послушайте моё стихотворение:
Из цветной пушистой байки
Малышам игрушки шьём –
Куклы, мячики и зайки
Их всё больше с каждым днём.
Дети: Игрушки.
Воспитатель: Правильно – это игрушки. Корзинка у нас волшебная, поэтому игрушки умеют разговаривать. Давайте послушаем, о чём они говорят. (Воспитатель берёт мяч).
Воспитатель: Эта игрушка говорит: «Нас купили в магазине и принесли в детский сад. А что мы будем здесь делать, мы не знаем».
Воспитатель: Ребята, давайте поможем игрушкам узнать для чего их купили в магазине.
Вопросы к детям:
1. Что у тебя в руках?
2. Как можно играть с этой игрушкой?
3. Для кого нужны игрушки?
4. Словесная игра «Назови ласково».
Физминутка «Мячик» :
Раз, два, прыгай мячик
Раз, два и мы поскачем
Девочки и мальчики,
Прыгают как мячики.
Появляется котёнок без хвоста.
Воспитатель: К нам пришёл котёнок в гости. Посмотрите, у него нет хвостика. А что же с тобой случилось, котёнок?
- Меня купили в магазине для девочки Нади. Надя забыла меня на пороге и хвост мой пушистый в дверях прищемила! Не так уж большая была бы беда, да только торопится Надя всегда. Надо бы, дверь приоткрыв потихоньку, бережно вытащить хвостик котёнка. А Надя рванула меня второпях, и хвост мой пушистый остался в дверях!
Воспитатель: Ах, бедняжка! Я знаю эту девочку Надю.
-Что у Нади за ручонки!
-Что за руки у девчонки?
- Всё чего касаются,
- Сразу же ломается!
У Нади много поломанных игрушек, которые она забросила в коробку и они лежат там никому не нужные. И вот однажды, когда девочка Надя легла спать, ей приснился сон: все сломанные игрушки вылезли из коробки, подошли к Наде и говорят:
- Надя, Надя виновата!
- Зачем хозяйка нам такая?
- Хозяйка нам нужна другая!
- Мы лучше девочку найдём;
- Про Надю песню мы споём,
- Чтоб нас она беречь умела
- Чтоб нас любила и жалела!
Воспитатель: А когда Надя проснулась, она увидела, что все сломанные игрушки лежат в коробке. Надя обрадовалась, что игрушки никуда не ушли от неё. Она быстро побежала к маме и попросила помочь починить все сломанные игрушки. Вот такая история произошла с девочкой Надей. А мы поможем Надиному котёнку и пришьём ему хвост после занятия.
Послушайте стихотворение и вы узнаете, что ещё нужно делать с игрушками.
Ребё нок: Ну теперь за дело дружно-
Убирать игрушки нужно,
Убирать и не ломать
Завтра будем вновь играть.
Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами узнали правила обращения с игрушками, давайте их повторим.