Светлана Исаева
Педагогический проект «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «познавательная активность» сегодня, безусловно, относится к числу наиболее распространенных характеристик не просто познавательной деятельности, а всей деятельности, характерной для современного человека. И это вполне закономерно. В связи с модернизацией системы российского образования, а также переходом к рыночным отношениям изменяются подходы к изучению явлений и процессов, непосредственно связанных с развитием личности самого человека.
Публикация «Педагогический проект „Космос“» размещена в разделах
Все это, в конечном счете, и определило перенос акцентов с целостного развития человека на поиск путей, обеспечивающих формирование его активного отношения к окружающей действительности. Именно сегодня интерес к проблематике развития познавательной активности все больше проявляется на всех уровнях, связанных непосредственно с формированием человеческой личности, становясь определяющей тенденцией развития человека нового поколения.
Особую актуальность проблема познавательной активности приобретает именно на этапе дошкольного детства. Проявляясь в интеллектуальной инициативе, повышенном интересе и стремлении к знаниям, познавательная активность обеспечивает развитие познавательного интереса ребенкадошкольника, расширяет и интеллектуализирует содержание его познавательной потребности, способствует формированию произвольности его поведения, обеспечивает становление познавательной мотивации дошкольника, что, в свою очередь, является ведущими критериями готовности ребенка к школе.
Среди средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает игровая деятельность. Игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития познавательной деятельности. В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманных, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.
Технологическая карта работы над проектом
Название проекта «Познавательное развитие детей 5-6 лет в процессе игры»
Тема проекта «Космос»
Проблемное поле проекта
1. Неравномерный уровень развития познавательных способностей детей.
2. Недостаточный интерес родителей к воспитательно-образовательному процессу, реализуемому в детском саду.
Цель : Познавательное развитие детей 5-6 лет в процессе игры.
Задачи:
- уточнить представления о Космосе, космическом пространстве, планетах, звездах, Земле;
- сформировать эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением Космоса (представление о профессии космонавта, его личностных качествах);
- развивать творческую самостоятельность, интеллектуально-познавательную компетентность детей;
- формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества детского сада и семьи.
Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта) : использование различных видов бесед, занятий по изобразительной деятельности, конструированию, занятий-путешествий, занятий- игр. Проведение опытов и экспериментирование в уголках- лабораториях.
Описание продукта, полученного в результате проекта
Организация выставки работ о Космосе (совместная работа детей и родителей);
Конкурс чтецов «Стихи о Космосе».
Вид проекта - краткосрочный.
Состав участников : воспитанники старшей группы, их родители, воспитатели.
Интеграция образовательных областей :познавательная деятельность, речевое развитие и художественно- эстетическая деятельность.
Познавательное развитие. Беседы :«Космос»«Космическое пространство», «Солнечная система»,«Первые в Космосе», «Как называется спутник Земли?», «Человек в Космосе». Задачи: расширить представления детей о многообразии Космоса, дать детям представления о последовательности расположения планет солнечной системы, дать представление о Солнце, как о Звезде и о планетах солнечной системы.
Речевое развитие. Заучивание стихотворения «По порядку все планеты»
Чтение сказок «Сказка о маленьком роботе», «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили».Загадывание загадок «Космознайки», Чтение рассказов :К. Булычев «Девочка с Земли», В. Медведев «Звездолет Брунька»,Н. Носов «Незнайка на Луне».Просмотр мультфильма «Смешарики. Космическая Одиссея», «Спасение улетающих». Задачи: развивать речь детей, активировать словарный запас по теме «Космос».
Художественно- эстетическое развитие.
Аппликация «Полет на Луну» Задачи: Учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезания из бумаги, вырезать фигуры людей из бумаги, сложенной вдвое; закреплять умение дополнять картину подходящими по смыслу предметами; развивать чувство композиции.
Рисование. Космическая фантазия Задачи : Расширять кругозор, знания детей о Космосе, развивать цветовосприятие.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :карта-схема Солнечной системы, глобус, карта звездного неба, иллюстрации, фотографии, видео ресурсы.
1. Погружение в проект
- Диагностика детей на выявление первоначальных знаний о Космосе;
-Информирование родителей о предстоящей деятельности: оформление папки-передвижки, фотовыставки;
-Подбор познавательной и художественной литературы, фотографий и видео о Космосе.
2. Планирование деятельности. Разработка системы познавательно-эстетических занятий, системы занятий изобразительной деятельностью.
3. Осуществление деятельности по решению проблемы. Организация бесед «Космос»,«Космическое пространство»,«Солнечная система»,«Первые в Космосе»,«Как называется спутник Земли?»,«Человек в Космосе».
Организация сюжетно-ролевых игр «Космодром», «Путешествие к звездам», «Астрономы», «Астронавты на Луне».
Организация рисования на тему «Космическая фантазия» в технике цветной граттаж.
Организация самостоятельной деятельности. Аппликация «Полет на Луну».
Просмотр видео материала «Земля из Космоса», «Первый Космонавт».
Настольно-печатные игры «Солнечная система», «Космическое лото».
Дидактические игры «Укрась слово», «Найди лишнее», «Узнай по силуэту».
Чтение художественной литературы и просмотр мультфильмов:
К. Былычев «Девочка с Земли»
В. Медведев «Звездолет Брунька»
Н. Носов «Незнайка на Луне»
«Смешарики. Космическая Одиссея», «Спасение улетающих»
Организация наблюдений за космическими объектами, состоянием атмосферы Земли.
Рассматривание тематических папок «Люди в космосе», «Солнечная система», «Малышам о Космосе».
4. Презентация результатов. Организация выставки работ о Космосе (совместная работа детей и родителей);Конкурс чтецов «Стихи о Космосе».
5. Оценка результатов и процесса проектной деятельности. Диагностика познавательного развития детей по теме «Космос»
Организационные формы работы над проектом
НОД Беседа «Что такое Космос?»;Аппликация «Полет на Луну»;Чтение рассказа К. Булычев «Девочка с Земли»;Развлечение «Космический гость».
Наблюдение за состоянием атмосферы Земли.
Экспериментирование, моделирование: Организация самостоятельной деятельности конструирования «Ракета летит к звездам»;«Космодром».
Игры: дидактическая игра «Солнечная система»;Сюжетно-ролевая игра «Космодром»;Подвижная игра «Невесомость»;Дидактическая игра «Куда летят ракеты»;Сюжетно-ролевая игра «Полет в космос».
Самостоятельная работа детей: рассматривание иллюстраций, альбомов и фотографий на космическую тематику.
Взаимодействие с родителями: изготовление поделок, оформление альбомов о Космосе.
Групповое обсуждение: отгадывание загадок «Космознайки»; беседа на тему «Солнце- источник жизни на Земле».
Мы на практике убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе со взрослыми, что позволяет ему успешно адаптироваться к окружающему миру.