Татьяна Скворцова
Педагогический опыт «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление педагогического опыта
Скворцовой Татьяны Михайловны,
воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1»городского округа Саранск
«Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Публикация «Педагогический опыт „Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Проблема взаимосвязи человека с природой имела и имеет место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Поэтому одним из основных элементов моей деятельности является воспитание у детей экологической культуры, а также развитие познавательных интересов, формирование творческой личности.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Сформировать у детей широкий комплексный взгляд на природу, показать взаимосвязь живой и неживой природы, взаимодействия человека и природы.
Исходя из этого были поставлены следующие задачи:
Обучающие
1. Учить детей воспринимать мир с позиций красоты и добра.
2. Формировать умения сравнивать и передавать свои впечатления о природе, и отражать в продуктивных видах деятельности.
3. Обогащать словарный запас о знаниях живой и неживой природы и передавать свое отношение к природе в рассказах.
4. Сочетание различных видов деятельности на одном занятии для способствования более легкого и эффективного формирования экологических знаний и отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Развивающие
1. Развивать умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности.
2. Развивать познавательную активность, творческое мышление.
Воспитательные
1. Воспитывать у детей любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней.
Объект исследования
Природа является богатым источником детских впечатлений и ощущений.
Теоретическая база опыта
Теоретическая база опыта очень важна, ведь работа воспитателя в целях повышения уровня воспитанников в области экологического воспитания дошкольников в огромной мере зависит от знаний самого педагога. Повышение качества работы невозможно без изучения опыта известных мыслителей и педагогов, которые внесли вклад в дошкольную педагогику. Моя работа по данному направлению строится на основе программы C.Н. Николаевой “ Юный эколог”, а также примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия:
О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!». - М. : 2002 г.
С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». - М. : Новая школа, 1995.
С. Н. Николаева “Как приобщить ребенка к природе”;
Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова “Экспериментальная деятельность” детей среднего и старшего дошкольного возраста;
Я. П. Молодова “Игровые экологические занятия с детьми”
В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич “Прогулки в природу”
М. М. Марковская “ Уголок природы в детском саду”;
О. В. Мариничева, Н. В. Елкина “ Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года. ”;
И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова “ Прогулки в детском саду” o Л. И. Грехова “В союзе с природой”;
Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова “ Формирование экологической культуры дошкольников”;
Е. А. Свешникова “ Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников”
Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова “Дети, взрослые и мир вокруг”
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!
Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста» o Оздоровительная работа в ДОУ: нормативно – правовые документы, рекомендации / сост. М. С. Горбатова. – изд. 2 – е испр. И доп. – Волгоград: Учитель, 2011. – 413.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Новизной и отличительной особенностью опыта является формирование у дошкольников элементарных экологических знаний, мировоззрения через освоение элементарных экологических знаний о природе; воспитание у детей осознанного выполнения правил поведения в природе. Потребности поведенческих навыков здорового образа жизни; повышение уровня экологической культуры родителей, так как именно она определяет культуру ребёнка, способствует формированию экологически развитой личности, определяет силу и стойкость семейного воспитания. Новизна опыта состоит в : - определении актуальности проблемы, стоящей перед ребенком; - определении целей и результатов; - нахождении и использовании форм и методов, методик диагностики; - обогащении жизненного опыта; - связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, экспериментальной деятельности; - пропаганде экологического воспитания среди детей и родителей. Следует отметить, что детям дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость. Поэтому в работе еще использую принцип интеграции, который позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое. В своей педагогической деятельности эффективно использую следующие формы работы с детьми: - циклы наблюдений за растениями в уголке природы; - целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей; - игры экологического содержания; - словесные обсуждения и проигрывание ситуаций; - чтение литературы природоведческого содержания; - инсценировки, театрализованные представления; - проведение опытов и экспериментов с песком, глиной, водой, воздухом; - экологические праздники; - оформление гербариев листьев деревьев, лекарственных трав; - изготовление поделок из природного и бросового материала; - экскурсии в природу, где привлекались родители воспитанников. Для удовлетворения детской двигательной активности используются здоровьесберегающие технологии. Создание атмосферы благоприятного социально – психологического микроклимата для каждого ребёнка. Одной из эффективных форм работы с детьми по экологическому воспитанию считаю осуществление проектной деятельности. Были разработаны и реализованы проекты на тему: «Мир вокруг нас», «Природа родного края» и ряд других проектов. А также разработана экологическая тропа «Этот удивительный мир». Для родителей оформляется материал, позволяющий родителям узнать о характерных природных особенностях идущего месяца, а также пословицах, поговорках, праздниках народного календаря данного месяца. Среди полюбившихся форм можно выделить семинары-практикумы, родительские собрания, совместные досуги, развлечения, консультации, конкурсы. Совместно с родителями в группе оборудован Уголок природы, уголок экспериментирования.
Таким образом, формирование у детей начал экологической культуры возможна лишь посредством соответствующих методов и форм воспитательно-образовательной работы.
Анализ результативности.
В результате реализации проектной деятельности добилась поставленной цели. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались умения правильно вести себя в природе, желания приносить пользу. Дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе. Эта работа также помогла мне наладить контакт с семьями воспитанников. Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что 87 % имеют высокий и средний уровень усвоения программ. Результаты диагностики позволяют говорить о целесообразности экологического воспитания дошкольников :
- сформированы начальные представления об экологической культуре;
- у детей сформировано начальное представление об осознанном правильном отношении к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание обращаться с природой и отражать свои впечатления, через различные виды деятельности.
- выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций экологической тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к природе.
Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволила реализовать возможности экологической воспитанности у детей дошкольного возраста.
Реализация проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагога и детей.
Трудности и проблемы при использовании опыта
Используя в работе данный опыт, я убедилась, что каждый дошкольник это маленький исследователь и наша задача не дать этому стремлению угаснуть, а наоборот помочь. И для это нужно учитывать все возможности:
• просвещение родителей;
• создание кружка по экологической направленности;
• использование взаимодействие всего коллектива;
• направление активной деятельности дошкольников на осознанное сохранение природы;
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года). Освоение поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формируют основы логического мышления, обеспечивают эффективность развития дошкольников и полноценную готовность к обучению в школе.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников перенимается педагогами МДОУ «Детский сад № 1» и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений города. Статьи на тему «Аппликация из засушенных растений», «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» опубликовано на международном образовательном портале maam.ru и prodlenka.org.Все работы помещены на сайте детского сада и могут быть использованывоспитателями в своей работе. Занятие по познавательному развитию размещен на YouTube (ссылка на сайте ДОУ).
Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию экологической культуры.