Инга Щербакова
Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста»
«Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние, пусть они понимают её как сучок, на котором находится гнездо, где живём мы, птенцы природы».
В. А. Сухомлинский
Человек и природа - одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все для жизни.
Публикация «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Природа хранит в себе много тайн, разгадать которые можно, лишь прикоснувшись к ней. Наблюдая за растениями и насекомыми, выполняя посильные поручения по уходу за цветами, отображая все увиденное в продуктивной деятельности, дети получают неоценимый опыт и новые знания. Каждая встреча с природой - всегда новый шаг к познанию окружающего мира.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.
В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.
Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой.
Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. При исследовании рассматриваемой темы, было обращено внимание на труды О. М. Барковской, С. А. Веретенниковой, Т. Градобоевой, С. Д. Дерябо, В. О. А. Ефиц, Е. И. Золотовой, Д. Н. Кавтарадзе, А. В. Миронова, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, Ю. Н. Тычиной, Л. П. Салеевой, А. Е. Тихоновой, А. Ясвина, где тщательно разработаны общие вопросы экологического воспитания и образования.
Цель нашей работы заключается в формировании у воспитанников элементов экологического сознания.
Задачи:
-воспитывать у детей бережное отношение к окружающей нас природе
-формировать оценочное суждение, в котором проявляется наблюдательность ребёнка, критичность мышления, интерес к миру природы;
-показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
-развивать у воспитанников творческую инициативу, логическое мышление, воображение.
Работа по формированию экологической культуры воспитанников велась нами в двух направлениях: работа с детьми и с родителями.
Мы провели предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем : "Экологическое воспитание в семье"; в своей работе использовали различные формы и методы работы.
Родители вместе с детьми:
-участвовали в конкурсах поделок из природного и бросового материала «Сохраним природу»
-оформляли альбомы стихов, загадок, пословиц и поговорок о природе для их последующего использования в работе с детьми
-изготовляли книжки-малышки и сочиняли сказки о природе
-подбирали материал для дальнейшего использования на темы: "Лекарственные растения", "Ядовитые грибы и ягоды", "Правила поведения в лесу", "Вредные насекомые" и т. д.
-участвовали в конкурсах рисунков: "Мы в ответе за тех, кого приручили", "Как сохранить природу?" и т. д.
-проводили акцию: "Помоги птицам зимой».
-участвовали в озеленении и украшении участка и т. д.
Большинство родителей с удовольствием включились в работу, что способствовало повышению ее качества и эффективности.
Для формирования нравственно-оценочного поведения в природе, обогащения экологических представлений, развития эстетического восприятия природы, закрепления и обобщения знаний в своей работе мы использовали: прогулки, наблюдения, экспериментирование, беседы, чтение рассказов и экологических сказок, а также заучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок о природе.
Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Мы знакомили детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовывали игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке использовали следующие оборудования: ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могли знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого, использовали разнообразные игровые упражнения: "Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает? ", "Загадки о животных", игры на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Воспитанникам очень понравилось играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром: "Султанчики", " Разноцветные ленточки". Через игры они научились определять силу и направление ветра, его контрастность.
Для закрепления знаний о правилах поведения на природе использовалась серия запрещающих знаков, которую воспитанники создавали вместе с родителями.
С воспитанниками проводились экологическая викторина "Счастливый случай" и экологический турнир «На цветочной поляне», была организована выставка книг, энциклопедий, настольных игр о природе. Эти способы работы были направлены на интеллектуальное развитие детей, так как они требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям.
Во время создания вместе с воспитанниками коллективных работ «Чистые пруды», «На лугу» использовалось музыкальное сопровождение "Звуки природы". Дети с удовольствием слушали щебетание птиц и шум моря, звуки дождя и стрекотание кузнечика, и работы получались намного лучше.
Таким образом, в результате проделанной нами работы по воспитанию экологической культуры, у детей дошкольного возраста есть положительные результаты:
– сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
– воспитанники учатся практическим действиям по охране природы;
– развиваются умственные способности воспитанников, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
– у воспитанников появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Закончить нашу работу хотелось бы словами М. Х. Хулиана, кубинского писателя: «Птицам даны крылья, рыбам – плавники, а людям, которые живут в природе, - изучение и познание природы; вот их крылья».
Список используемой литературы
1. Артемьева, Т. И. Развитие личности и ее способностей [Текст] /Т. И. Артемьева. -М. : АСТ, 2011.-346с.
2. Ашиков, В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников [Текст] / В. Ашиков // Дошкольное воспитание. - 2011 .- № 2 .-С. 34-38.
3. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] /С. А. Веретенникова. - М. : Академия, 2012.-264с.
4. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст] /Н. Ф. Виноградова. -М. : АСТ, 2011.-274с.
5. Градобоева, Т. Создание экологической тропы и методики работы с ней [Текст] / Т. Градобоева // Дошкольное воспитание. - № 1.- 2011.-18-22.
6. Золотова, Е. И. Знакомим старших дошкольников с миром растений [Текст] /Е. И. Золотова. - М. : Логос, 2012.-282с.
7. Золотова, Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных [Текст] /Е. И. Золотова. - М. : Академия, 2012.-256 с.
Кабалевский. -М. : Академия, 2011.-С. 78-94.
8. Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей /Е. Е. Кравцова. -М. : Логос, 2012.-254с.
9. Мифтахова, Л. М. Игры и игровые задания на экологических занятиях [Текст] /Л. М. Мифтахова // Дошкольное воспитание. – 2012.-№6. – С. 39-43.
10. Николаева, С. Н Создание условий для экологического воспитания детей [Текст] /С. Н. Николаева. -М. : Логос, 2011.-362с.