Ляйсан Губайдуллина
Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сочетание понятий экология и культура является одним из популярных в современном обществе, поэтому часто встречается интерпретация данных двух слов в форме экологическая культура, экология культуры. Экологическая культура – сравнительно новое понятие, которое возникло в связи с тем, что человечество близко подошло к глобальному экологическому кризису, который требует изменения потребительского мировоззрения по отношению к природе и ставит перед педагогами задачу воспитания у детей как основательных знаний о природе, так и определенных нравственных позиций по отношению ко всему живому на Земле. С. С. Кашлев [5] и Б. В. Ерофеева [3] рассматривают экологическую культуру как один из обязательных компонентов общей культуры человека.
Публикация «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
А. А. Вербицкий считает, что экологическая культура — это совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающая выживание и развитие человека и выраженная в виде теоретических знаний и способов практических действий в природе и обществе, нравственных норм, ценностей и культурных традиций [1]. Анализ и обобщение мнений некоторых исследователей [2; 4; 6; 7] позволили установить следующие основные компоненты экологической культуры : экологические знания и умения; экологическое сознание; экологическая деятельность.
Формированию начал экологической культуры следует приступить именно с дошкольного возраста, т. к. этот период является началом становления личности и идет бурный рост и интенсивное развитие детей как в плане физических, так и психических возможностей. Основное содержание воспитания экологической культуры состоит из формирования осознанно-правильного отношения к природным объектам и явлениям, окружающим детей и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте.
Воспитание экологической культуры у детей в дошкольной образовательной организации возможно при решении следующих задач:
1) формирование у дошкольников элементов экологического сознания;
2) формирование у них практических умений и навыков в разнообразной деятельности в природе, которая имеет природоохранительный характер.
Таким образом, воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста предполагает :
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное развитие);
- формирование системы экологических знаний (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств к природе;
- участие в посильной деятельности по уходу за растениями, животными, по охране и защите природы.
Список использованной литературы
1. Вербицкий, А. А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования / А. А. Вербицкий // Педагогика. – 2008. - № 4. - С. 65-66.
2. Глазычев, С. Н. Экологическая культура учителя : исследования и разработки экогуманитарной парадигмы: Монография / С. Н. Глазычев. — М. : Современный писатель, 1998. — 432 с.
3. Ерофеев, Б. В. Экологическое право России : Учебник / Б. В. Ерофеев. - М. : Юристъ, 2011. - 627 с.
4. Зверев, И. Д. Учебные исследования по экологии в школе : Методы и средства обучения / И. Д. Зверев. - М., 2008.- 78с.
5. Кашлев, С. С. Учитель как субъект эколого-педагогической деятельности / С. С. Кашлев. — Минск: БГПУ им. М. Танка, 2000. — 143 с.
6. Экологическое и эстетическое воспитание школьников / Под ред. Л. П. Печко. — М. : Педагогика, 1999.
7. Экологическое образование : концепции и методические подходы / Под ред. Н. М. Мамедова. – М., 2006.