наталья сандыбаева
План по самообразованию «Роль игры в развитии речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию
Воспитатель Сандыбаева Наталья Михайловна младшей группы
Тема: «Роль игры в развитии речи дошкольников»
Цель: формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Создание условий для формирования грамматического строя речи.
- Совершенствование грамматического строя речи через игру.
- Активизация словаря детей посредством игровых приемов и упражнений.
Актуальность
Публикация «План по самообразованию „Роль игры в развитии речи дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Игра занимает огромное место в жизни детей младшего дошкольного возраста. Она совершенно необходима как для общего психического развития ребенка, так и конкретно для становления его самосознания.
Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.
Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребёнка в целом даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.
В игре происходит развитие речи и мышления.
Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе.
Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
Для развития речи детей в детском саду проводятся различные игры, как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.
Поэтому роль игры в развитии речи у детей дошкольного возраста занимает ведущее место. Посредством игровых комнат, спортивных залов, площадок для прогулок и дидактических игр создаются специальные условия, в которых в игровой форме ребенок развивает речь.
Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присуще свой глагол.
Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, орудия труда, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.
Именно благодаря лингвистическим играм у детей происходит формирование культуры общения и речи : правильность постановки ударений в словах, чёткость произношения, способность правильно формулировать предложения и свою мысль в целом.
Поэтому роль игр в развитии речи остаётся актуальной. С ребенком можно начинать играть в дидактические игры, которые стимулируют развитие речи. Они формирует связную речь и память, а так же учит внимательности.
Роль игр в развитии речи колоссальна – с их помощью пополняется и формируется словарный запас. Игровая ситуация требует от каждого ребёнка определённого уровня развития речевой коммуникации. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.
По мнению педагогов роль игры в развитии речи занимает важное место еще и потому, что игра – это не только развлечение, а и творческий труд ребенка, это то, с чего он начинает свою жизнь. В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, своё место в мире.
Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра совершенствуется под влиянием речи.
Речь детей в игровой деятельности развивается быстрее, так как игра - ведущий вид деятельности ребенка - дошкольника, и большую часть своего времени ребенок проводит за разнообразными играми. Игра в речевом развитии является неотъемлемой частью жизни ребенка младшего дошкольника. И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей, подсказать.
Литература
А. А. Вахрушев «Здравствуй мир!»; А. К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду»; А. К. Бондаренко «дидактические игры в детском саду»; Т. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»; О. В. Дыбина «Ознакомление дошкольников с предметным миром»; О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным миром и социальным окружением»; А. Г. Селихова «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»; Н. Ф. Виноградова «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»; С. Н. Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой».
Перспективное планирование по самообразованию на 2016 - 2017 учебный год
Месяц Мероприятия Цель
Сентябрь 1. Создание в группе предметно-развивающей среды.
2. Подбор методического оснащения.
3. Пополнение методической копилки
4. Разработка перспективного плана.
способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. Учить использовать в играх строительный материал.
Октябрь 1. Выставка на тему: «Игры, способствующие развитию речи дошкольников»
2. Составить картотеку игр для развития речи дошкольников.
1. обучать детей играм в разных видах деятельности
(на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике, и. т. д.).
2. Развивать : речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас.
3. Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к играм.
Ноябрь 1. Консультация для родителей "Роль игры в развитие речи дошкольников».
2. Выставки детских рисунков для родителей.
продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
Декабрь 1. Методическая разработка «Развитие речи дошкольников через игру»
2. Выступление на педсовете с докладом из опыта работы «Развитие правильной речи детей через игровую деятельность»
1. Улучшить координацию и точность движений руки, гибкость рук, ритмичность
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
3. Улучшить общую двигательную активность.
4. Содействовать нормализации речевой функции.
5. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Январь 1. Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи дошкольников.
2. Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем». сформировать навыки
самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности,
любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
Февраль 3. Папка передвижка «Игры на развитие внимания» «Как разнообразить игровую деятельность»
развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. Учить использовать в играх строительный материал.
Март 1. Выпустить брошюру с обобщением опыта
2. Показ мероприятия родителям и педагогам продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности
Апрель 1. Подготовить консультацию на тему: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».
1. вызвать у детей эмоциональный отклик через загадку;
2. воспитывать любовь к фольклору, народному творчеству;
3. учить детей внимательно слушать загадку, понимать их смысл, выявлять характерные признаки того предмета или явления, о котором идет речь в загадке;
4. развивать у детей слуховое восприятие, воображение, мышление в процессе отгадывания загадок.
Май 1. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете
2. Выставка пособий, наглядного материала, игр, конспекты занятий для педагогов
2016-2017 учебный год