Ольга Косолапова
Педагогический совет «Роль театрализованной деятельности в развитии речи ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет «Роль театрализованной деятельности в развитии речи ребенка»
Повестка педагогического совета :
1. Решение предыдущего педагогического совета
2. Справка тематического контроля «Организация условий для театрализованной деятельности детей в детском саду»
3. «Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, как способ формирования речевой активности»
Публикация «Педагогический совет „Роль театрализованной деятельности в развитии речи ребенка“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
4. «Совместная деятельность взрослых и детей в театрализованной деятельности»
5. Игра «Наденьте шляпы, господа»
6. Проект решения педагогического совета
Ход педагогического совета:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего педсовета : «Роль театрализованной деятельности в развитии речи ребенка».
Цель: расширить знания педагогов о театрализованной деятельности, показать целесообразность использования в процессе развития речи дошкольников.
1. Задачи: Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей в театрализованной деятельности
2. Систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития речи посредством театрализованной деятельности детей в ДОУ
3. Активизировать деятельность педагогов
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей
Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важно чтобы дети вовремя овладели правильной речью. Решающую роль в развитии речи играет театрализованная деятельность. Мы с вами знаем, что театральная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся и художественно- эстетического воспитания, развития речи и социализации.
Участвуя в театральных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театральная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Игра «Наденьте шляпы господа»
Педагоги делятся на 6 групп. На каждом в центр помещаются макеты шляп шести цветов-белого, красного, синего, черного, зеленого и желтого, — по одной шляпе на столе. Шляпы накрываются тканью.
После размещения педагогов за столами и сообщения им темы обсуждения предлагается следующий вариант коллективной работы.
Само слово «совет» подразумевает общее обсуждение одной проблемы, рассмотрение ее со всех возможных сторон, совещание по одному вопросу с целью прийти к единому мнению, выработать единую стратегию деятельности или хотя бы наметить пути ее решения.
Один мудрец сказал: «Сядь и подумай! Найди в своем вопросе все «плюсы» и «минусы», и ты увидишь его значимость для себя. Проживи все эмоции, которые способна вызвать в тебе эта проблема, и ты освободишься от эмоций и сможешь объективно судить о ней. Оцени свою проблему со всех сторон, и тогда ты сможешь накопить значимый опыт и обратить свою проблему в возможность раскрыть себя, самореализоваться.
Сегодня вам предлагается подумать над нашей общей проблемой, вопросом «Как же театрализованная деятельность влияет на развитие речи ребенка?» Но не просто подумать, а подумать максимально эффективно за минимально короткий отрезок времени. Перед вами на столах шляпы разного цвета; Исследователь Эдвард де Боно разработал метод обучения эффективному мышлению и назвал его «Шесть шляп мышления». Он, конечно, подразумевал осмысление одним человеком значимого для него вопроса: «надевая» по очереди каждую шляпу, человек формирует навыки различных способов мышления.
Но нам с вами интереснее и эффективнее будет работать коллективом, т. е. группами рассматривать нашу проблему с разных сторон. Именно поэтому мы попросили вас сесть сегодня таким группами в составе которых, на наш взгляд, работа будет проходить наиболее эффективно. Каждая группа будет представлять свою шляпу, т, е. постарается описать для вас проблему со всех сторон.
Каждая группа находит свою шляпу.
Группа желтой шляпы раскрывает все ресурсы, положительные стороны ситуации; она помогает увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы.
Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться.
Проблема владения словом, актуальна на сегодняшний день для всех возрастов. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.
Заучивая с детьми тексты для постановок, необходимо обращать внимание на тональность, выполняя с детьми распевки, проговаривая чистоговорки и скороговорки с разной высотой голоса, что потом благоприятно сказывалось на более качественном исполнении своих ролей и артистизме участников.
Участвуя в театральных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
Одновременно театральная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Театрализация тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, необходимость систематизировать ее в едином процессе.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Игра является основой деятельности детей дошкольного возраста.
2. Театрализованная игра - эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи.
3. Игра играет особую роль в психическом развитии (развивает внимание, память). Является действенным средством профилактики застенчивости, замкнутости, профилактики агрессии, страхов у детей с отклонением в развитии.
Группа Красной шляпы. Вам необходимо разработать конспект совместной образовательной деятельности (показать часть) с элементами эмоциональных красок, тем самым создавая условия для отрабатывания эмоций, благодаря чему они не будут мешать работе. Сделать вывод.
Вывод: Благодаря театрализации у ребенка исчезает застенчивость, замкнутость, развивается диалогическая и монологическая речь, проходит, исчезает агрессия, появляется чувство гордости…
Группа Черной шляпы отмечает все негативные стороны события, явления, проблемы. Данная позиция помогает группе оценить риски при реализации проблемы, осуществлении явления, события.
Иногда сами взрослые начинают кортавить свою речь, то есть подражать звуки, речь, вследствие чего речь ребенка нарушается. Изображая отрицательных героев, ребенок запоминает мимику, движения, тембр голоса, после чего в повседной жизни также начинает разговаривать и изображать, что также негативно сказывается на развитие ребенка.
Группа Зеленой шляпы актуализирует творческое мышление, организует нестандартный подход к решению задачи, осуществляет поиск новых способов и приемов решения проблемы, ситуации.
можно создать клуб по театрализованной деятельности (совместная работа музык. руководителя+ воспитателей, где основной задачей будет развитие сценического творчества дошкольников средствами музыкально-театрализованных игр и представлений. Для развития театральных способностей можно создать проект, в котором будут задействованы все: и воспитатели, и специалисты, и родители и т. д.
Для развития речи также можно использовать технологию моделирования, то есть модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста и ориентир для самостоятельного составления рассказа, описание игрушки и т. д. Также можно использовать технологию ТРИЗ (происходит развитие творческого воображения, впоследствии чего ребенок может сочинять сказки, загадки при помощи приемов фантазирования). Форма организации опыта обобщения детей – наблюдения и эксперементирование. То есть взрослый помогает проанализировать и обобщить опыт, подводит к установлению объективных зависимостей, к их фиксации в виде условных знаков. Следующая форма «проживание» различных ситуаций, выражения своего отношения к ним, выявление и обозначение их смысла в символической форме. Можно сказать, что театрализованная деятельность относится к такой форме «проживания». Также хорошо практикуется способ «Проблемные ситуации», здесь ребенок начинает мыслить, вследствии чего развивается речь, воображение, анализировать, драматизировать ситуацию с разных сторон, выделять новые свойства и условия для решения проблемы.
Необходимо стремиться к тому, чтобы все дети, особенно робкие, застенчивые, имеющие дефекты речи, овладели приемами вождения кукол, и участвовали в спектаклях. Сначала предложить им разыграть спектакль на столе с помощью настольного театра или фланелеграфа в паре с активными детьми, затем привлекать к исполнению небольших ролей в общих спектаклях.
И наконец, группа Синей шляпы помогает найти смысл в осуществляемой деятельности, старается продуктивно управлять процессом мышления для обобщения накопленного опыта; вписывает проблему в контекст глобальных событий в педагогике, психологии, методологии и мироустройстве в целом. Группа философски осмысливает событие, явление, понимая, что одна проблема есть отражение более общих механизмов и сил, действующих во вселенной…
Театрализованная деятельность базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опирается на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает: снятие, по возможности всех стрессообразующих факторов; раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности; развитие реальных мотивов : то есть игра не должна быть из-под палки, внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед «У тебя все получится!»
Театрализованные игры включаются в такие виды детской деятельности, взаимосвязь с изобразительной и театрально-игровой деятельности в эстетическом воспитании детей: оформление декораций (предметно-развивающая, игровая среда, взаимовлияние на возникновение образов. Театрализованные игры включаются и в процесс овладения решением задач, например, задач-драматизаций, в которых раскрывается математическое содержание. Также театрализованная игра используется на занятиях по развитию речи. Из всего сказанного можно сделать вывод, что театрализованная деятельность развивает не только психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области.
На осмысление проблемы отводится 20 минут. Если возникнут какие- то вопросы, вы можете обратиться ко мне. К концу указанного времени, вам необходимо не только подготовить выступление, но и конечно, определиться с выступающим (зачастую это бывает белее сложным заданием. Желаю удачи! Можно приступать к работе.
Задания для педагогов после игры 6-ти шляп
1 Артикуляционная гимнастика.
2. Игра «Расскажи сказку по-другому»
Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку.
Образец:
сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т. п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.
3. Разработка рекомендаций для родителей: команда в течение двух минут составляют памятку для родителей по формированию речи ребёнка посредством театрализованной деятельности. Затем составленные рекомендации зачитываются вслух, обсуждаются.
4. Пальчиковый игротренинг (вспомнить пальчиковую игру и провести с педагогами)
5. Решение кроссвордов
1 команда - Десять Р
1. Место для представлений, зрелищ.
2. Кто пишет пьесы для представления?
3. Кто руководит постановкой спектакля?
4. Группа музыкантов, исполняющая музыку к спектаклю.
5. Человек, управляющий оркестром
6. Автор музыкальных произведений, пишущий музыку к спектаклям.
Ответы. 1. Театр. 2. Драматург. 3. Peжиccep. 4. Оркестр. 5. Дирижер. 6. Композитор.
Вывод: Работа с родителями: Необходимо беседовать с родителями, объясняя им важность речевого развития детей в театрализованной деятельности и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи. Проявлять творческую инициативу в работе с родителями по речевому развитию воспитанников и театральной деятельности.
Вывод: Важно помнить, что главным является слово воспитателя: насколько грамотной, выразительной, богатой будет речь воспитателя, педагога, настолько ребёнок будет подражать речи взрослого.
Вывод: Из всего сегодня сказанного, делаем вывод, что развитие ребенка через театрально-игровую деятельность дает положительные результаты. Развивается социальная активность детей, память и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций. Каждый ребенок талантлив изначально, и наш театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве. Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности дети смогли использовать в повседневной жизни.
Пресс – Центр (взять интервью у педагогов)
Вопросы:
- Возникла ли какая – то идея, которую вы воплотите в жизнь?
- Какую бы еще информацию по этой теме вы хотели бы получить?
- Интересна ли вам форма проведения нынешнего мероприятия? Чем?
- Какой материал был наиболее интересен?
- Какой материал и формы работы, по вашему мнению, были бы интересны и полезны родителям?
- Пожелания коллегам.
Проект решения педагогического совета
1. Продолжать работу по развитию речевой активности через театрализованную деятельность детей, в планах отражать эту работу
2. В каждой возрастной группе проводить на занятиях по развитию речи артикуляционную гимнастику. Создать картотеку артикуляционных упражнений в каждой группе
3. Поощрять исполнительское творчество детей, привлекать к театральным играм малоактивных и застенчивых детей, детей с речевыми трудностями
4. Организовать показ спектакля детьми старшего возраста, для детей младшего возраста.