Людмила Александровна Мотина
Педагогический опыт «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность и перспективность.
Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально - правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.
Публикация «Педагогический опыт „Правовое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Развитие правового сознания личности – это долгий, сложный и противоречивый процесс, продолжающийся практически всю жизнь человека. Самые первичные представления о социальных формах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. В дошкольные годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере.
На основании вышесказанного у дошкольников формируется :
• уважительное отношение к установленным правилам поведения;
• осознанное подчинение принятому правомерному стандарту поведения;
• понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение, а также личная ответственность за совершенные нарушения правил;
• неприятие насильственных и других асоциальных (незаконных) действий в отношении людей, животных, объектов окружающей среды с формированием на этом материале правовых убеждений;
• ценностная значимость и добропорядочное отношение к родным и близким;
• ценностное представление о благоразумных и полезных формах отдыха.
Модель организации правового воспитания в детском саду, основанная на социальном партнерстве дошкольного образовательного учреждения с родителями, требует создания условий для повышения уровня правовой культуры всех участников правовоспитательного процесса, выстроенного в единую систему, подкрепленного достаточным содержательным и наглядным материалом.
Условия формирования опыта.
Детство – это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Правовому воспитанию дошкольников в последнее время стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. Ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, усваивает моральные нормы общества. У детей формируются такие важные для человека черты, как любовь к родному краю, Родине, доброжелательность к окружающим, уважение к людям других национальностей, умение бережно относиться к результатам труда людей, желание посильно помогать им. Очень важно развивать эти качества, учитывая то, что ребенок живет в правовом пространстве и, следовательно, приобщение его к правовой культуре является значимым развивающим и социализирующим ресурсом. Уже на ранних стадиях развития личности ребенок с помощью различных каналов и средств передачи информации располагает знаниями, на основе которых у него возникает определенное понимание окружающей социальной действительности, формируется направленность сознания, усваиваются нормы и модели поведения.
В своей работе с детьми я провожу занятия по правовому воспитанию, начиная со средней группы.
Проводимые в рамках правового воспитания занятия помогают детям не только познакомиться с правами, со своими субъективными возможностями, но и почувствовать свою ответственность за тех, кто рядом, проявить самостоятельность.
Вот примерный план проведения занятий в средней группе с марта по май месяц.
1. «Как поступить правильно». Занятие Март
1-я неделя
2. «Ты и твоё имя». Занятие Март
3-я неделя
3. «Право на любовь». Занятие Апрель
1-я неделя
4. «Право есть и у меня». Открытое занятие-путешествие Апрель
3-я неделя
5. «Моя семья». Занятие Май
1-я неделя
6. «Дружная семья». Занятие Май
3-я неделя
Эффективность проведения предлагаемых занятий во многом зависит от воспитателя. Педагогу необходимо тонко чувствовать, в каком ритме, в каком темпе проводить занятие, когда уменьшить или увеличить время и интенсивность занятий, какую атмосферу создать, как направить внимание детей, активизировать и успокаивать их.
Игры, предлагаемые для проведения на занятиях, с одной стороны, оживляют занятие, а с другой – несут значительную смысловую нагрузку, как интеллектуальную, так и воспитательную. Играя, дети знакомятся с новыми формами общения, учатся взаимодействовать друг с другом.
Предлагаю названия игр, применяемых мною во время занятий:
«Помоги себе сам» (Тренинг - игра для адаптации в социальном мире, «Если чужой стучится в дверь» (Тренинг- игра по безопасности, «Я имею право…» или «Я не должен…» (Тренинг по правовым представлениям детей, «Кто чему учится» (Дидактическая игра, «Больница» (Сюжетно-ролевая игра).
Для более глубокого осмысления занятия я провожу с детьми беседы, такие, как: «Маска откровения», «Когда я буду взрослым», «Новые приключения Буратино в стране Дураков» (Сказка о правах детей, беседа о прочитанном). Желательно, чтобы в беседе участвовали все дети, слушая не только взрослого, но и друг друга. Для проведения такой беседы от воспитателя может потребоваться большое мастерство, но именно рассуждения самих детей, их высказывания по различным проблемам, самостоятельные выводы делают беседу особенно ценной в рамках правового воспитания ребёнка.
Правовое воспитание в детском саду происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, что делает этот процесс личностно - значимым. На занятиях по правовому воспитанию дошкольников целесообразно использовать виды деятельности, в которых дети включаются в решении простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить и т. п.
Не получая квалифицированной педагогической помощи, родители в воспитании детей руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются неофициальными источниками информации (советы друзей, соседей, родителей). Поэтому они не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с поведением ребёнка.
У большинства родителей вызывают отчаяние непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей, их пассивность или, наоборот, подвижность и многое другое. При этом, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, запугивают и проявляют чрезмерную строгость.
Поэтому в своей группе я провожу различные формы работы с родителями: консультации «Права ребёнка – соблюдение их в семье», «Четыре заповеди мудрого родителя» и др. ; выпуск стенгазеты, подготовка альбомов, где запечатлён совместный семейный досуг; проведение диагностического анкетирования «Хорошие ли вы родители». Как и предполагалось, при не высоком уровне правовой культуры опрошенные родители в своем большинстве проявили заинтересованность в получении правовых знаний, в знакомстве с правовоспитательными технологиями. Из ответов родителей стало очевидно: правовое воспитание для детей необходимо, однако правовоспитательная деятельность должна осуществляться компетентными в этом вопросе специалистами.
Сочетание различных видов наглядности позволяет не только знакомить родителей с проводимыми мероприятиями в рамках правового воспитания, но и непосредственно показать им направления правовоспитательного процесса в детском саду, предоставлять родителям в доступной и убедительной форме педагогическую и иную информацию правового содержания. Осуществляется эта деятельность через материалы стендов, тематических выставок и предполагаемой литературы:
1. «Дошкольное воспитание» № 9, М., 2000.
2. Гордеева В. В. «Правовое воспитание» - Волгоград, 2007.
3. Копытова Н. Н. «Правовое образование в ДОУ». М., 2006.
4. «Право есть и у меня». // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки».- № 11-С. 30-32, М., 2006.
5. «Наши права». // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки».- № 12-С. 27-28, М., 2004.
6. Доронова Т. Н. «Защита прав и достоинств маленького ребёнка», - М. : Просвещение, 2003.
7. Миков П. В. «Обеспечение прав ребёнка в образовательном процессе». М., 2005.
8. Соловьёва Е. В. «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка». М. ,2004.
Ведущая педагогическая идея.
Идея данной работы состоит в том, чтобы дать детям общее представление об их правах, познакомить родителей с правами детей.
ЗАДАЧИ:
На уровне детей :
- Прививать представление о правовых знаниях.
- Помогать обретать правовое мировоззрение и нравственные представления.
- Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
- Воспитывать в детях доброту, внимание к людям.
- Прививать чувство уважения к членам семьи.
- Прививать потребность радовать близких добрыми делами и заботливым отношением.
- Воспитывать чувство семейной сплочённости.
- Познакомить с правом ребёнка воспитываться в семье.
- Познакомить с правом на любовь и заботу.
На уровне родителей:
- Повысить уровень правовой и педагогической культуры родителей.
- Оградить родителей от возможных приёмов в воспитании своих детей телесных наказаний, угроз и проявлении чрезмерной строгости.
Технология опыта.
В основу моего опыта работы легли следующие принципы:
- принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу по правовому воспитанию;
- принцип последовательности в воспитании : от моральных чувств через упражнения и навыки к формированию нравственных убеждений;
- принцип непрерывности и целостности, которые помогают привести содержание образования в соответствие с возрастными особенностями детей;
- принцип доступности, предполагающий, что, во-первых, сообщаемая система знаний основана на имеющихся у ребенка знаниях, на его жизненном опыте;
- принцип адресного подхода в формировании права, предполагающий использование особых форм и методов работы, осуществление индивидуального дифференцированного подхода в работе с семьей с учетом образования родителей, жизненного опыта, степени участия родителей в воспитании и обучении детей;
- принцип личностно-ориентированного подхода к семьям с низкой общей и педагогической культурой, признаками которого является построение взаимоотношений между участниками образовательного процесса на основе сотрудничества.
Предполагаемый результат.
Процесс понимания и внутреннего принятия ребенком социально -правовых явлений долговременный и трудно поддается оценке. При регулярной работе с детьми можно наглядно убедиться в положительных изменениях в их отношении к себе и к другим людям, в снижении уровня агрессии у детей, в сформированности у детей собственного мнения, в изменении подходов к разрешению конфликтов и споров.
Трудоёмкость опыта.
Организация данной работы не трудоё мка при наличии следующих ресурсов и условий:
- Демонстрационного материала (плакаты с геральдикой, фотографии города и страны, иллюстрации по правам ребенка, иллюстрации к сказкам);
- Аудиозаписи Гимна России, песен о родном городе и стране, литературных произведений.
- Видео-презентаций к мероприятиям.
- Технических средств (диапроектор, экран).
- Наглядно-дидактическая оснащенность.
- Тесное сотрудничество педагогического коллектива с родителями.
Трудности при применении данного опыта обучению правовому воспитанию могут заключаться в следующем:
- применении методов и приёмов работы с детьми, исходя из индивидуальных особенностей;
- планировании и построении занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.
Адресность опыта.
Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.