Наталья Кочетовская
Инновационный педагогический опыт «Формирование здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ
" Я не боюсь еще и еще раз сказать:
забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
В. Сухомлинский
Актуальность и перспективность опыта
Публикация «Инновационный педагогический опыт „Формирование здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Но главным препятствием является отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Главное – помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, осознать ответственность за свое здоровье.
Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья детей. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребенка к своему здоровью.
Ведущая педагогическая идея опыта
- Формирование основ и потребности в здоровом образе жизни необходимо начинать с раннего возраста.
Задачи:
- повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
- продолжать знакомить детей с правилами гигиены;
- способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;
- формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
- создавать условия для взаимодействия с семьями воспитанников по приобщению к здоровому образу жизни;
- осуществлять сотрудничество с семьями воспитанников;
- осуществлять взаимодействия со специалистами ДОУ, обеспечивая комплексный подход в организации образовательного процесса по приобщению детей дошкольного возраста к основам здорового образа жизни.
Новизна опыта
Детский сад должен стать “школой здорового стиля жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи, двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Теоретическая база опыта
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психическом благополучии. В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чумаков, психологии (О. С. Осадчук, экологии (З. И. Тюмасева, А. Ф. Аменд, педагогики (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин В. Г. Алямовская, Г. К. Зайцев, Ю. Ф. Змановский, М. Лазарев, О. В. Морозова, Т. В. Поштарева, Л. Г. Татарникова, О. Ю. Толстова, О. С. Шнейдер и др., области взаимодействия семьи и ДОУ (В. П. Петленко, Н. Г. Веселова, Т. А. Куликова и др.) В работах психологов А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина отмечено, что детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Всем ясно: ребенок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Поэтому формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье - это педагогическая проблема. Как отмечает ряд авторов С. Ф. Васильев, М. Л. Лазарев, О. В. Морозова, О. Ю. Толстова - правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни характеризует, как «активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. В "Концепции дошкольного воспитания" подчеркивается: "Семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Важным условием преемственности является установление доверительного контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов".
Опираясь, на все вышесказанное, работа педагогического коллектива ДОУ должна быть направлена на обеспечение тесного взаимодействия с семьей по вопросам развития ребенка, формирования здорового образа жизни. Это достигается через активное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи, повышением педагогической компетенции родителей в вопросах формирования здорового образа жизни, созданием благоприятного эмоционального климата в семье, отрицательным отношением к вредным привычкам.
Диапазон опыта представлен комплексной системой совместной работы педагогов ДОУ и семей воспитанников, направленной на формирование у дошкольников потребности в здоровом образе жизни. Представленный опыт подскажет педагогам и родителям как растить детей здоровыми, крепкими, как научить их ценить свое здоровье и ответственно относиться к нему. Практическая значимость опыта заключается в возможности применения его в повседневной практике педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей.
Технология опыта
В опыте раскрыта система приобщения детей к здоровому образу жизни в процессе взаимодействия педагога ДОУ с родителями.
Считаю, что критериями работы по взаимодействию ДОУ и семьи по вопросам здоровья являются :
-ценностное отношение сторон друг к другу;
-толерантность;
-информированность сторон об особенностях развития систем оздоровления в детском саду и семье;
-включение в совместную деятельность и прогнозируемый положительный результат.
Чтобы обеспечить работу по данной теме я проанализировала научно – методическую литературу. После этого все мероприятия, осуществляемые в процессе воспитательно - образовательной работы, планировала на основе разумного сочетания базисного и дополнительного компонентов образования при комплексном подходе к ребенку других специалистов ДОУ, участников педагогического процесса. Кроме основной программы для осуществления работы по данной теме с детьми использовала парциальные программы, технологии и методики:
В. Г. Алямовская «Как воспитать здорового ребенка»;
М. Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим»;
Л. В. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии В ДОУ».
Воспитательная и оздоровительная направленность данного опыта заключается в формировании начальных представлений о здоровом образе жизни у детей. Формирование основ здорового образа жизни осуществлялось в соответствии с ФГОС, в совместной деятельности (занимательные игровые виды деятельности, дидактические игры, досуги, праздники, в режимных моментах (чтение художественной литературы, игровой деятельности, совместной деятельности, в совместной работе с семьей).
В соответствии с ФГОС для более эффективного решения образовательных задач определила интеграцию областей:
- «Познавательное развитие» - расширение у детей кругозора в части представления о здоровье и ЗОЖ;
- «Социально – коммуникативное развитие» - формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ, формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в т. ч. здоровья;
- «Речевое развитие» - использование чтения художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Физическое развитие»;
- «Художественно – эстетическое развитие» - развитие навыков здорового образа жизни через музыкально-художественную деятельность.
В рамках образовательной области «Физическое развитие» проводила целенаправленную систематическую работу с детьми по формированию представлений о здоровом образе жизни. Для осуществления работы по данной теме определила следующие направления:
- привитие культурно – гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела;
- уход за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование представлений о том, что полезно, а что вредно для организма;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
С целью создания мотивации на сохранение здоровья в разных видах деятельности детям объясняла, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни, что каждый ребенок должен быть сильным, бодрым, энергичным, поэтому каждый ребенок и взрослый должен думать о своем здоровье, знать свое тело научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.
С целью мотивации на ведении здорового образа жизни в процессе бесед : «Сказка о микробах», «Чистота – залог здоровья», «Как беречь свое здоровье?» с детьми проводила работу по совершенствованию умственной и физической работоспособности, устойчивости к утомлению, разнообразным нагрузкам.
С целью мотивации на соблюдение правил личной гигиены через организованные виды деятельности: «Уроки Мойдодыра», «Путешествие в страну познай себя» детям рассказывала о бережном отношении к своему телу, уходу за ним, знакомила с правилами личной гигиены.
С целью мотивации для формирования ценностей здорового образа жизни детям рассказывала о значении профилактики заболеваний: разных видах закаливания, дыхательной гимнастики, воздушных и солнечных ваннах, массаже, корригирующей гимнастики и др. Через практическую двигательную деятельность: игры, упражнения, досуги, викторины и др.
Работа в рамках реализации поставленных задач проводила в нескольких этапов.
I. Подготовительный
1. Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников :
анкетирование родителей «Здоровье вашего ребенка»;
2. Проектирование модели целостной системы здоровьесбережения;
- подбор эффективных форм работы с родителями.
II. Практический
-проведение цикла тематических занятий с включением валеологического компонента;
-проведение цикла тематических бесед;
-проведение спортивных праздников, досугов и развлечений с родителями;
-организация просветительской деятельности с родителями по вопросам формирования у детей привычки ЗОЖ, организации активного отдыха в семье;
День здорового ребёнка «Модуль здоровья»;
-оформление коллажа совместно с родителями;
-подготовка выставки детских рисунков.
III. Заключительный
-Подведение итогов реализации проекта:
-проведение недели здоровья с педагогами и детьми;
-заключительный спортивный праздник;
Анкета для родителей
-исследование эффективности проводимой работы на основе анализа мониторинга.
На подготовительном этапе определили направлении работы по формированию и приобщению дошкольников к основам ЗОЖ на основе тесного взаимодействия с семьями воспитанников:
1. Просветительская деятельность - работа по вопросам формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
2. Практическая деятельность - включению родителей в образовательный процесс способствуют дни открытых дверей, привлечение родителей к проведению отдельных занятий, соревнований, праздников, развлечений, опыта семейного воспитания и др. Эта деятельность направлена на приобщение родителей к участию в мероприятиях организуемых педагогическим коллективом ДОУ для детей, родителей. На основе направлений разработан план работы с родителями по вопросам формирования здорового образа жизни.
В реализации второго (практического) этапа широко использовались следующие формы работы с семьями воспитанников:
1. Консультирование родителей.
2. Особый интерес вызывает у родителей проведение мастер – классов.
3. Пользуются популярностью у родителей семинары – практикумы.
4. Участие в родительских собраниях и конференциях.
5. «Дни открытых дверей» (2 раза в год с организацией открытых НОД с участием родителей). Родители имеют возможность присутствовать на физкультурном занятии, наблюдать организацию питания, сна, закаливающих мероприятий, вместе с детьми поупражняться в гимнастических упражнениях.
6. Участие в спортивных праздниках, развлечениях.
Мероприятия способствуют приобщению детей и родителей к здоровому образу жизни. Сказочные персонажи предлагают детям и их родителям поучаствовать в весёлых соревнованиях.
Параллельно с этим внутри дошкольного учреждения ведется педагогическая работа с детьми по формированию системы знаний о своем здоровье, о ЗОЖ.
Использование в режиме дня отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей :
1. Комплекса закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», профилактика плоскостопия; хождение босиком, «топтание» в тазах, максимальное пребывание детей на свежем воздухе);
2. НОД (традиционные и нетрадиционные) по физическому развитию.
3. Подвижные игры разной степени подвижности в течение дня. Динамические паузы: ежедневно, в процессе образовательной организованной деятельности детей и по мере необходимости, воспитателем проводится физкультминутка (в течение 3–5 мин.)
4. Образовательное направление по формированию представлений о здоровом образе жизни, воспитание КГН. Упражнения, игры, чтение стихов и загадок; проведение бесед.
На заключительном этапе: проведение итогового собрания с родителями по теме «Будь здоров, малыш!» осуществлялось в форме круглого стола. Я рассказала родителям воспитанников о методах реализации задач, остановилась на каждом конкретном ребенке (с какими трудностями мы столкнулись в течение проекта, каких результатов добились). Некоторые из родителей выступили с небольшими докладами по теме собрания.
Результативность опыта
Анализ уровня сформированности основ здорового образа жизни у детей на заключительном этапе опыта позволил выделить значительные изменения, произошедшие в сознании и поведении у детей 2-ой младшей группы. Увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности представлений о здоровом образе жизни. Показатели низкого уровня перешли на средний уровень. У детей сформировано положительное отношение к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня в семье и ДОУ. В результате организованной работы с родителями повысился уровень педагогических знаний родителей, родительская компетенция, эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми, педагогами ДОУ. Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников. Таким образом, целенаправленная работа с детьми по формированию здорового образа жизни показала высокую результативность.
Список литературы
1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка/ В. Г. Алямовская. - М: Аркти, 1993 - 132с.
2. Бочарова Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста/Н. И. Бочарова. -М. :Аркти, 2003.-94с.
3. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / под ред. Т. Н. Дороновой. - М. : Просвещение, 2005 - 191 с.
4. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е. С. Евдокимова. - М. :ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
5. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми/ Ю. Ф. Змановский. - М. : Просвещение, 1989. -154с
6. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим/ М. Ю. Картушина. - М. : Сфера, 2004.- 384с.
7. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников : планирование, система работы / Т. Г. Карепова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 170 с.
8. Кулик Г. И. Школа здорового человека/ Г. И. Кулик, Н. Н. Сергиенко. - М. : Сфера, 2006. - 103с.
9. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения : проектирование, тренинги, занятия / сост. Н. И. Крылова. - Волгоград: Учитель, 2009.-218с. : ил.
10. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьй: метод. пособие для воспитателей ДОУ/Н. В. Микляева. - М. :Айрис-пресс,2006.- 144с.
11. Овчинникова Т. С. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ/ Т. С. Овчинникова - М. : Сфера, 2007.- 157с.
12. Соловьев Г. М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г. М. Соловьев. - Ставрополь: СГУ, 2007. - 111 с.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждн приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155
14. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". № 273-ФЗ. Принят 21 декабря 2012 г. " Издательство: Проспект, Серия: Законы и Кодексы, 2013 г. -208