Антонина Лихачёва
Правовое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы.
Правовое воспитание детей дошкольного возраста.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
Публикация «Правовое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
отмечается, что ускорение темпов развития общества, расширение возможностей социального выражения, возрастания человеческого фактора обусловливает необходимость существенных изменений в образовательной системе! Концепция предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, но и развития личности, познавательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации.
Основной задачей является формирование у дошкольников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и возможности социального самоопределения. Решение этих задач должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс воспитания и развития.
Первым институтом социальных отношений является семья.
В процессе жизни ребенок вовлекается в различные виды деятельности, в ходе которых идёт развитие речи, сенсорики, мыслительных процессов, физических навыков, а также формирование правовой культуры, способствующие успешной социализации дошкольников. С раннего детства в малышах мы воспитываем
чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважения и
уважения к другим. Всё это является основой правового воспитания дошкольников. На доступном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться об окружающих. Дети начинают осознавать права сначала с подачи их воспитателем, а затем сами постепенно начинают понимать их значение. Только обладание правами даёт ребёнку возможность самореализоваться, раскрыться как личность.
Воспитание правовой культуры детей неразрывно связано с приоритетным направлением нашего ДОУ - социально-личностное направление развития воспитанников.
Цель и задачи работы по правовому воспитанию дошкольников видим в следующем. Цель: воспитание нравственных норм поведения; формирование у ребенка положительного самоощущения и отношения к окружающим людям; развитие коммуникативной компетентности ребенка и формирование у него социальных навыков; формирование правового знания.
По данному направлению работы поставила перед собой следующие задачи:
• Формировать у детей представление о правах человека (на основе литературных произведений) ;
• Развитие представлений о здоровом образе жизни;
• Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения;
• Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка;
• Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и «физических недостатков»
• Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;
• Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека;
• Разъяснить общественные нормы и правила поведения;
• Познакомить детей с соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
По мнению Н. Г. Зеленовой, автора программы «Я ребенок, я имею право» потенциал ребёнка в области правового развития значительно выше, чем это принято считать, поэтому работу по правовому воспитанию необходимо начинать с дошкольного возраста, пока личность ребенка еще самобытна и не закомплексована.
Осуществляя работу с детьми по правовому воспитанию, используем парциальную программу Н. Г. Зеленовой «Я ребенок, я имею право», рабочую программу, разработанную педагогами нашего детского сада «Твои и мои права», помогают в работе над проблемой формирования правового сознания дошкольников в условиях ДОУ.
Для реализации задач по ознакомлению дошкольников с правовыми основами используем методы и приемы, эффективно влияющие на мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу ребенка.
Опираясь на имеющиеся пособия по правовому воспитанию, а также учитывая особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста, пришли к выводу, что ребёнку легче понять юридически сложный «взрослый» документ, если он будет представлен ему в доступной форме, т. е. с использованием сказок. Так была выбрана сказка А. Толстого «Приключения Буратино», «Гадкий утёнок» Г. Х. Андерсена, «Айболит» К. И. Чуковского.
Чтение этих произведений стало первым знакомством детей с проблемой прав человека, а герои сказок помогают разобраться в смысле и особенностях каждого права.
Опираясь на ведущий в педагогике дошкольного детства принцип наглядности, стремимся создать доступный восприятию детей иллюстративный материал, с помощью которого можно было бы обсудить и закрепить представления о каждом положении Конвенции.
Параллельно знакомим детей со знаками-символами «Права ребёнка».
Уточнив полученные представления о правах с использованием
наглядно-иллюстрированного материала, постепенно, шаг за шагом знакомим детей со статьями Конвенции о правах ребёнка.
Обучение основам правового сознания планируем через интегрированную систему в разных видах деятельности, по принципу постепенного движения от собственного «Я» к окружающему миру.
Знакомство и обучение основам правового сознания, проводим в форме игры, и обязательно с присутствием сказочного героя, где дети имеют возможность познавать себя и окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах и поступках. Чтобы сформировать у ребёнка целостное представление о себе, необходимо научить его «прислушиваться» к собственным ощущениям, эмоциям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Этому способствуют игры: «Зеркало», «Чем мы похожи и отличаемся, друг от друга», «Мои сказочные сны», «Волшебные человечки». Приём драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. Каждому ребёнку присущ «театральный инстинкт» - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия.
В беседах, чтении художественной литературы, заучивании стихотворений, пословиц, поговорок, а также совместной и самостоятельной деятельности детей, даем новые знания, вызываем оценочное отношение к окружающему миру. С этой целью используем рабочие тетради «Мои права».
Большую часть времени посвящаем творческим заданиям. Для того чтобы дети более тонко ощущали изменения окружающего мира, используем приём визуализации.
С детьми разыгрываем небольшие инсценировки, в которых они могут представить себя в роли крошечных насекомых, животных, либо маленькой любимой игрушки, попавшей в беду в большом окружающем мире. Ощущая беспомощность маленького друга, дети не только раскрывают все черты своего нравственного воспитания, но и искренне делятся своими впечатлениями, которые они прочувствовали на себе.
Знакомя детей с правом на имя, используем шкатулку- копилку «Ларец красивых имён». В ней помещены фотографии детей с описанием значений имени, их происхождением. Эти карточки используем для проведения игровых упражнений: «Угадай имя по знаку Зодиака», «Ласковое имя лучше мягкого пирога», «Выложи своё имя».
Знакомство детей с правом на гражданство начали с истории нашего посёлка, района, области, их символикой, а затем и с историей России. Дети познакомились с историями гербов, их формой, цветом, узнали значение каждого цвета на флагах.
Полученные знания дети легко используют в играх «Собери герб России», «Дорисуй недостающий цвет флага».
Для того, чтобы каждый ребенок почувствовал себя гражданином России, познакомили их с первым документом, в котором записано имя, отчество и фамилия - свидетельство о рождении.
Осуществление работы по формированию основ правового сознания у детей подкрепляются тесной связью с семьёй. Взаимопонимание с родителями строятся на основе сотрудничества и совместных действий.
Вопрос защиты прав ребёнка - один из самых актуальных, но не все современные родители знакомы с Конвенцией о правах ребенка. Это подтверждает и проведённое анкетирование с родителями.
52% - не знают о существовании Конвенции о правах ребёнка
31% - слышали, но в содержание не вникали
17% - знают о существовании документа и его содержании, но поверхностно.
Таким образом, очевидно, что именно незнание родителями прав собственного ребёнка приводит к их нарушению.
С целью помощи родителям и детям глубже прочувствовать понятие отчего дома - семейного гнезда, в котором всегда можно найти защиту и поддержку близких людей провели акцию «Семейное гнездышко».
Результатом работы по ознакомлению детей с правом на семью стало изготовление «Генеалогического древа» и осмысление детьми понятий «род», «родители», «семья».
С целью выявления правовой культуры дошкольников используются устные опросы, беседы, наблюдения за ребёнком. Проведённая диагностика показывает динамику роста правовой культуры. Вся проводимая работа существенно активизирует познавательные интересы ребёнка, способствует воспитанию уверенности в себе, воли, развитию эмпатии, доброжелательного отношения к людям, закладывает основу мышления, ощущения себя человеком земли и гражданином собственной страны.
Значимость достигнутых результатов в работе с детьми и родителями состоит, в том, что активизировались интересы в области прав и обязанностей, дети стали понимать, что значит «ответственность», «достоинство», «доброжелательность», чьи права защищает закон, имеют представления о важности права на имя, жизнь, охрану здоровья, образования, свободу.
Конспект занятия в старшей группе
«Я и мои права»
(Гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста).
Воспитатель : Лихачёва А. Н.
Цель: сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе
Конституции ООН о правах ребёнка.
Задачи: познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основным документом по защите прав человека; развивать мыслительную активность, понимания того, что соблюдение прав ребёнка очень важно, а человеческое достоинство присуще всем людям; активизировать словарь детей :
права, Конвенция, договор; воспитывать уважительное отношение к правам человека, желание их выполнять.
Ход занятия:
1. Мотивационная часть. Введение в ситуацию.
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, кто это плачет?
Дети: Маленький ребёнок
Воспитатель : Да, с таким плачем рождаются все дети. Это родился человек. (Показывает в коляске кукол-младенцев-«новорожденные»)
2. Основная часть. Решение проблемной ситуации
Воспитатель : Посмотрите и скажите: эти новорожденные чем-нибудь отличаются друг от друга? Или они похожи?
Обратите внимание,у каждого ребенка на руке прикреплена манжетка, на которой написаны цифры; число, месяц и год.
Воспитатель : Как вы думаете, зачем нужна такая манжетка?
Дети отвечают:
Воспитатель : Хотите, я вам расскажу, зачем она нужна?
Дети: Да
Воспитатель : Все новорожденные одинаковые, отличить их друг от друга очень трудно, имен у них нет, есть только манжетки с цифрами. (Рассматривают несколько манжеток, которые принесли родители детей).
Воспитатель : Когда вы родились, у вас тоже были манжетки.
Воспитатель : Саша, а тебе бы понравилось бы, если бы тебя называли цифрой, которая была на твоей манжетке?
Дети: Нет, не понравилось.
Воспитатель : И мне бы не понравилось.
Воспитатель : И тогда люди придумали Имена! У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Обращаясь к другу, мы называем его по имени. Когда ребенок рождается на свет, то родители выбирают ему имя в которое они вкладывают свои надежды и пожелания. О хорошем человеке говорят: «У него доброе имя». Если же хотят предостеречь от плохого, советуют: «Не губи свое имя». И это значит- не поступай плохо.
Воспитатель : И так на что имеет право каждый ребенок со дня рождения?
Дети: Каждый ребенок со дня рождения имеет право на имя.
Воспитатель : (показывает иллюстрацию). Это право необходимо всем людям, чтобы чувствовать себя уверенно, уважать себя и других.
Воспитатель : Ребята присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель : Послушайте, как красиво поэтесса М. Цветаева написала про имя:
Серебряный бубенец во рту.
Имя твое- птица в руке
Имя твое- льдинка на языке.
Одно- единственное движение губ.
Мячик, пойманный на лету.
Воспитатель : Ребята, с чем сравнивается имя?
Дети:
Воспитатель : Верно с мячом, бубенцом, льдинкой, птицей.
Игра «Клубочек»
Дети передают друг другу клубочек и называют себя ласковым именем.
Солнечный клубок мы размотали,
Тянется к нам солнечная нить.
Хорошо, что можно,
Хорошо, что можно
Каждому по солнцу подарить!
Каждому по солнцу подарить!
Воспитатель : Каждого из нас можно назвать ласково и нежно.
-Саша, как тебя мама ласково называет?
-А тебя Наташа?
-А как можно ласково назвать Дашу?
В народе говорят: «Ласковое слово и кошке приятно», «Доброе слово города строит, а злое разрушает».
Воспитатель : А можно имя произнести грубо и этим обидеть человека. Как бы вы не хотели, чтобы вас называли?
Дети отвечают.
Воспитатель : Обращаться друг к другу нужно вежливо, ласково по имени. И, конечно же, недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку - это нарушение его права на имя.
Воспитатель : Проходите, садитесь на стульчики. Вы растёте и растёт ваше имя. А как будет звучать ваше имя, когда вы станете взрослыми?
Дети отвечают.
Воспитатель хвалит детей- молодцы, замечательно, какие умницы.
Воспитатель : Когда родится человек, ему дают имя, и он получает свой первый в жизни документ «Свидетельство о рождении», где указаны его имя и гражданство.
Воспитатель показывает несколько детских «Свидетельств о рождении» - рассматривают печать, изображения герба, его значения.
Воспитатель : Если на документе герб России значит, мы граждане, какой страны?
Дети отвечают.
Воспитатель : Вы имеете право не только на имя, но и на гражданство. Вы граждане России с момента рождения. Это значит, что вы находитесь под защитой нашего государства.
Воспитатель : Ребята, имя своё надо любить, беречь и быть его достойным. Может быть, вы станете известными спортсменами, музыкантами, писателями и ваши имена прославят нашу страну, а мы будем гордиться вами, вы же наши дети. Воспитатель : Ребята, скажите, а вы с кем живёте?
Дети: с родителями.
- Ваня, скажи, о каком праве мы сегодня говорили?
- А ты сам, какое запомнил право?
Дети отвечают.
Воспитатель : Да, все права, о которых мы сегодня говорили, записаны в этой замечательной книге (Показывает книгу «Конвенция о правах ребёнка»)
Эта книга будет находиться у вас в группе в книжном уголке и каждый из вас сможет её рассмотреть.
Пальчиковая гимнастика "Киселёк»
Воспитатель : Мы сегодня говорили о семье, у вас у всех замечательные, дружные, заботливые семьи.
- А есть птица, которая приносит счастье в дом?
-А хотите, я научу вас делать такую птицу счастья?
Дети отвечают.
Воспитатель : Тогда смотрите внимательно.
Берём лист прямоугольной формы. Посмотрите, на одной стороне прочерчена сплошная линия.
Нижний край бумаги соединяем с начерченной линией, хорошо прогладим пальчиком по нижнему краю, выравниваем полоску, заглаживаем сгиб; перевернуть; проделать тоже самое. И так, до конца прямоугольного листа.
Рефлексия.
Воспитатель : Молодцы! У вас получились замечательные крылья. Вот и готова птица счастья!
Воспитатель : спасибо ребята, мне было приятно с вами разговаривать, общаться. Вы замечательные, добрые, умные ребята. До свидания.