Мария Тазина
Педагогический опыт «Использование социо-игровой технологии в личностном развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном государственном образовательном стандарте большое внимание уделяется социализации дошкольников. Социально – коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Применение социоигровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.
Публикация «Педагогический опыт „Использование социо-игровой технологии в личностном развитии дошкольников“» размещена в разделах
Социо-игровым подходом занимались такие ученые как Евгений Евгеньевич Шулешко, Вячеслав Михайлович Букатов, Александра Петровна Ершова. И сущность данного подхода они определили такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».
Социо-игровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Не менее важным в социоигровой технологии является договор, правило.
Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях между людьми. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми.
Таким образом, актуальность темы заключается в приобщении ребенка к социальному миру, формировании у него умения адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
В начале года была проведена диагностика «Индивидуальный профиль социального развития» (по методике Г. Б. Степановой) по следующим критериям:
Выдержан, умеет контролировать своё поведение;
Принимает правила, предложенные детьми;
Отсутствие изолированности и одиночества;
Лёгкая смена способов общения.
В группе 29 человек, продиагностированны 28 детей, один ребенок не аттестован, так как редко посещал занятие.
Исходя из диагностики, мной была поставлена цель: использование социо-игровой технологии в личностном развитии дошкольников.
Так же, исходя из данных диагностики, были поставлены следующие задачи:
1. Формирование основ овладения культурными способами деятельности.
2. Развитие навыков социального межличностного общения, коммуникативной культуры, способствующих активному взаимодействию со сверстниками и взрослыми, умения подчиняться разным правилам и социальным нормам.
3. Развитие социального и эмоционального интеллекта, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции действий.
4. Развитие любознательности и познавательной мотивации, воображения и творческой активности.
На подготовительном этапе мной была изучена психолого-педагогическая литература. А так же мной были изучены формы организации социоигровой технологии в личностном развитии детей дошкольного возраста :
- Игры с правилами.
- Игры-соревнования.
- Игры-драматизации.
- Режиссёрские игры.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Сказкотерапия.
- Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
Далее я перешла к основному этапу работы.
Свою работу по применению социо-игровой технологии я начала со сказкотерапии. Сказкотерапия оказывает большое воздействие на личность дошкольника : сопереживание сказочному герою дает ребенку ощущение собственной силы и значимости. На занятиях я детям читала сказки («Заяц Коська и Родничок», «Ежик и море», «Снежинка», «Маугли», «Русалочка», «Каменный цветок», «Маленький медвежонок» и другие). Во время прослушивания сказок некоторым детям (Давид, Ваня, Амин, Алиса Вор., Варя Мотова) было тяжело дослушать ее до конца, они начинали отвлекаться, смотреть по сторонам, т. е. у них терялся интерес. После прослушивания сказки беседовали с детьми о её содержании: о чем сказка? Что произошло с героями? Старалась привлечь внимание детей тем, чтобы они сами могли дать оценку поступкам героев, и могли ответить на такой вопрос как «А как бы вы поступили на его месте? Что бы вы посоветовали герою?» Денису К., Максиму, Алие, Нниките по началу было сложно предложить свои варианты решения проблемных ситуаций, они тяжело вступали в диалог.
После, я в своей работе стала использовать еще один прием социо-игровой технологии - это игры-драматизации. Используя театрализованную деятельность: костюмы, куклы бибабо, детям очень нравилось разыгрывать сюжет знакомых сказок, превращаться в сказочных героев («Теремок», «Колобок», «Красная шапочка»). Например, Соне, Алеше, Амину не всегда удавалось взять на себя роль сказочного героя. Настя, Лиза Сухом., Варя М., Марина они очень активно и без страха проявляли себя в разных ролях: зайчик, лягушка, белочка, лиса, перед другими детьми.
Работая в малых группах так же разыгрывали сюжет знакомых сказок с помощью настольного театра. Я давала возможность детям самостоятельно распределить роли. Ваня, Давид, Артем, Полина, научились договариваться между собой, не спорить и уступать друг другу.
Так же мы с ребятами использовали метод проблемных ситуаций. Где рассматривали разные картинки и делали вывод как же необходимо себя вести в той или ной ситуации, давали оценку поступкам героев. Варя М., Ярослав, Даша, Денис, Алиса Д. могли правильно дать оценку поступкам героев, но не всегда выполняли бы эти правила сами в действительности. Они могли отнять игрушку, дать сдачу в ответ, не уступить место со словами «я хочу быть первым или главным в команде». Но проигрывая разные ситуации в действительности ребята научились взаимодействовать друг с другом без конфликтов.
Так же работая с подгруппой очень часто использую прием - игры с правилами («Лисонька, где ты?», «Мяч по кругу», «Удержи мяч», «Кричалка, шепталка, молчалка», где у детей развивается наблюдательность, умение действовать по сигналу, соотносить движения с текстом игры. Не всегда Никите, Давиду, Варе, Кире Ване удается соблюдать правила игры.
На заключительном этапе моей работы была проведена повторная диагностика «Индивидуальный профиль социального развития» (по методике Г. Б. Степановой) по следующим критериям:
Выдержан, умеет контролировать своё поведение;
Принимает правила, предложенные детьми;
Отсутствие изолированности и одиночества;
Лёгкая смена способов общения.