КОРНЕЛЮК ВАЛЕНТИНА
Педагогический опыт «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический опыт "Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредствам сказок"
Корнелюк Валентина Владимировна
"Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский
Публикация «Педагогический опыт „Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством сказок“» размещена в разделах
В настоящее время наша страна переживает один из непростых исторических периодов. Материальные ценности в современном мире доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, патриотизме.
Нравственное воспитание состоит в том, чтобы развить и воспитать в душах наших детей любовь к родному дому, семье, природе, к истории, культуре родного народа.
Особенно актуально нравственное воспитание детей дошкольного возраста с помощью сказок. Современные сказки, мультфильмы, детские книги уже не представляют поучительного повествования, они превращаются в развлекательное действие. Современные сказки, как и многие ценности традиционной культуры, заметно утратили свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении детей, способствует закладке этических и эстетических чувств. "Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем" - теоретически обосновал и подтвердил практикой В. А. Сухомлинский.
Поэтому, я считаю, необходимо как можно чаще находить время "для общения со сказкой". Именно с помощью сказок расширяется понятия и представления ребенка об окружающем мире. У детей развиваются навыки, которые необходимы в современном социуме: дружелюбие, терпение, стремление помочь, порадовать близкого человека, общительность, внимательность, потребность делиться положительными эмоциями и впечатлениями, усердие.
Сказки для детей важны тем, что учат делать выбор между хорошим и плохим. Они воспитывают такие черты характера, как послушание, терпение, любовь к ближнему.
Сказки - это ценнейший материал для воспитания и развития ребенка. Сказка не дает прямых наставлений детям, в ее содержании заложен урок.
Изучив проблему нравственного воспитания детей дошкольного возраста определила для себя цель: создание условий для нравственного воспитания детей дошкольного возраста посредствам сказок.
Для решения проблем поставила следующие задачи:
1. С помощью сказок помочь детям усвоить нравственные категории (добро - зло, послушание - непослушание, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность)
2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, воспитывать милосердие, умение уступать, помогать друг другу, принимать помощь, быть благодарным.
3. Воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
4. Развивать эстетический вкус, умение видеть и ценить, беречь красоту.
5. Развивать артистизм, творческие способности с помощью театрализованной деятельности.
решить эти задачи, способствовать эффективному и системному усвоению детьми данной темы, мне помогли методы и приемы:
- в процессе работы применялась драматизация сказок, отдельных сюжетов по сказкам, продуктивные методы -рисование, лепка, аппликация по темам сказок, прослушивание музыкальных произведений, точно подобранных для сказочных сюжетов, что позволяет детям узнавать сказки, их героев.
Разнообразные формы работы со сказкой позволяют формировать интерес к художественной литературе, воспитывать личностные качества ребенка.
Работая по данной теме, я пришла к выводу: чтобы ребенок проникся сказкой, необходимо в нее играть. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.
Этапы, используемые мною:
- Чтение сказки, знакомимся с героями
- с детьми обыгрываем сказку, пересказываем ее. Затем усложняем: я начинаю рассказывать сказку, ребенок заканчивает
- придумывание продолжения сказки. Часто дети предлагают самые неожиданные решения для продолжения сказки : спасают героев, защищают слабых, вводят в сказку новых героев, наказывают злых, но всегда "детские" сказки заканчиваются счастливым концом;
- придумывание своей сказки. учимся наделять героев не только положительными качествами, но и отрицательными, объяснить свой выбор;
- оформление альбомов со сказками. дети рисуют иллюстрации к сказкам, совместно создаем альбомы "Наши любимые сказки", "Наши любимые герои" и т. д.
- обыгрывание, драматизация сказок - учимся играть, брать на себя роль и действия персонажей, передавать его нравственные качества.
В моей работе театрализованная деятельность присутствует во всех режимных моментах, в образовательной деятельности, в совместной деятельности детей и взрослых, в самостоятельной деятельности детей. Считаю, что театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка всегда имеет нравственную направленность. Чтобы ребенок лучше усвоил, прочувствовал содержание сказки, назвал нравственные качества героя, его поступки необходимо "проиграть" ее, перевоплотиться в героя. И в этом мне помогает театрализованная деятельность. Театр - ". он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей. " - Б. М. Теплов.
В процессе работы на выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, интонационный строй. По моим наблюдениям, дети, играя в сказку, развиваются и раскрываются в игре.
Дети - актеры, только немного подсказать и показать, как надо говорить, двигаться, какие жесты делать руками и ребенок фантазируя и воображая сыграет героя сказки : доброго - злого, хитрого - бесхитростного, умного - глупого и т. д.
Одним из важных пунктов моей работы является тесная взаимосвязь с семьей. Сотрудничество с семьей осуществлялось в виде создания кукольного театра дома. Кукольные театры - ширма, куклы, зрители - это уже не просто игра, а настоящий спектакль. Работая по данной теме предлагала родителям организовать кукольные театры в домашних условиях и сделать фотоотчет "Мой домашний театр", "Я артист".
Проводились мини - спектакли в детском саду с участием родителей. Родители принимали активное участие в театральных представлениях. Вместе с детьми, родители изготовили атрибуты к представлениям.
Целенаправленная работа по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредствам сказок не прошла даром и дала положительный результат. Можно отметить, что дети активнее стали выражать свое отношение к героям сказок, отмечать их нравственные качества, рассуждать, делать выводы. В театрализованной деятельности дети стали более открытыми, уверенными в себе, эмоциональными, артистичными, могут организовать любой вид театра самостоятельно.