Получи документы

Педагогический опыт на тему «Использование приемов мнемотехники в развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Ольга Викторовна Бурцева
Педагогический опыт на тему «Использование приемов мнемотехники в развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Представление педагогического опыта

воспитателя МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

1. Введение (тема опыта, сведения об авторе, актуальность, основная идея, теоретическая база, новизна).

Тема опыта : «Использование приемов мнемотехники в развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Сведения об авторе:

Ф. И. О. : Бурцева Ольга Викторовна

Дата рождения:10.03.1993г.

Публикация «Педагогический опыт на тему „Использование приемов мнемотехники в развитие речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Должность: воспитатель

Место работы: МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Образование: высшее.

• 2015г. -окончила МГПИ им. М. Е. Евсевьева, факультет «Педагогического и художественного образования», специальность «Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью Педагогика и психология», организатор-методист дошкольного образования и педагог психолог.

• 2019г. -окончила МГПИ им. М. Е. Евсевьева, факультет «Педагогического и художественного образования», специальность «Педагогическое образование», магистр.

• 2019г. - прошла курсы повышения квалификации по программе "Создание поликультурного образовательного пространства образовательной организации", в объеме 36 ч., ГБУ ДПО МРИО.

Общий педагогический стаж : 5 лет

Стаж в занимаемой должности: 3 года

Актуальность педагогического опыта.

В деятельности детей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. Чистая, правильная речь одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общение ребенка легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.

Но, к сожалению, в настоящие время у детей все чаще наблюдается речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование не речевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания. В моей практике были трудности при обучении связной речи. Дети не могли сами сосредоточить свое внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, не могли одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними. Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приемы мнемотехники, то это поможет ребенку быть более общительным, расширятся его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

Актуальность мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Основная идея опыта.

В центре внимания моей работы - дети старшего дошкольного возраста.

Решение проблемы речевого развития дошкольников, я считаю невозможным без поиска и внедрения новых подходов в вопросах развития речи детей старшего дошкольного.

Поэтому в качестве одного из приоритетных направлений моей педагогической деятельности считаю применение технологии мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Мнемоника – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Она использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Основной целью своего опыта я считаю : внедрение мнемотехники в работу по речевому развитию у детей старшего дошкольного возраста.

Мной были поставлены следующие задачи:

1. Способствовать развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы;

2. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

3. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

4. Способствовать развитию мелкой моторики рук;

5. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;

6. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

7. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;

8. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решение задач.

Теоретическая база педагогического опыта.

До того, как изобрести письменность, люди использовали простейшие способы запоминания, позволяющие им запоминать большие объемы информации. Это различные виды символики, всем знакомые узелки на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук и прочее.

Одним из таких способов запоминания является "мнемоника". "Мнемоника"- представляет собой область прикладных аспектов психологии памяти, это всего рода связующее звено между теоретическим и практическим изучением памяти.

По мнению Р. Солсо "использование мнемонических приемов наиболее эффективно, при хранении и кодировании, а так же при воспроизведении информации".

Первые упоминания о мнемотехнике можно встретить в трудах древне- античных философов и ученых. Среди людей которые обладали этим искусством можно встретить очень много великих людей: это и поэт Симонид (556-468г. г. до н. э., кстати изобретение мнемотехники приписывают именно этому поэту, и великие ораторы Цицерон и Квинтилиан (86-82 гг. до н. э., именно им принадлежат первые работы описывающие этот метод,так же в разработке и преподавании мнемотехнике участвовал и великий ученый Джордано Бруно, а Аристотель используя приемы мнемотехники обучал данному искусству, знаменитого, полководца Александра Македонского. Благодаря мнемоники феноменальной памятью обладали Юлий Цезарь и Бонапарт Наполеон и многие другие.

Впервые понятие "мнемоника" был введен Пифагором Самосским (6 веке до н. э., названная в честь древнегреческой богини Мнемозины, матери девяти муз (покровительниц искусств и наук). Понятие "мнемотехника" - произошло от древнегреческого слова «мнемо» - память, а так же от слова «мнемоникон» - искусство запоминания.

Основой мнемотехники являются естественные механизмы памяти, использование которых позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Владение мнемотехническими приемами это, прежде всего овладение инструментальными навыками, которые приобретаются через систематическое и планомерное обучение.

С развитием педагогики, как науки, а особенно в 20-х г. прошлого века, когда возник интерес к особенностям психического развития детей. Ученые исследователи изучали влияние памяти на становление и развитие ребенка, а так же исследовали и разрабатывали методы и приемы, позволяющие эффективно облегчить и усовершенствовать образовательный процесс.

К данному периоду в России появилось множество пособий и руководств по улучшению памяти. Одним из таких руководств была работа В. Фармаковского "Педагогическая Мнемоника", именно с его исследований начинается период расхождения взглядов мнемонистов. Одни считали, что работу памяти можно увеличить, через усиление искусственных ассоциативных связей при запоминании больших не связанных по смыслу объемов информации, по средствам использования различных методов, и техник, использование мнемотехники, как основного метода развития памяти. Другие пошли по пути создания условий для лучшего процесса запоминания; это и учет возрастных особенностей и предмета деятельности, способов переработки информации, формирование и осознание цель запоминания, создание благоприятных эмоциональных установок, систематизированное повторение, педагогическая мнемоника по М. А. Зиганову.

В нашей стране данную тему изучали лишь отдельные ученые психологи: Л. С. Выготский, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лури. На проблему изучения и практического применения мнемотехники в образовании, наш отечественный профессор Г. Челпанов, основатель и директор Московского психологического института, в своей книге "О памяти и мнемонике" указал на то, что в России на тот период, мнемотехники, как целостной системы и учебной дисциплины не существует.

В основном все исследования в России в данном направлении касались лишь периода 30-х годов, а потом продолжились только в 60-е годы, так как противоречили советским взглядам.

Считалось, что использование мнемотехники в образовательном процессе противоречит осознанному научному освоению учебного материала. По этой причине большинство учителей не афишировали свои способы " искусственного запоминания", возможно по этой причине, в нашей системе образования нет хорошей копилки "классических приемов" мнемотехники.

Только в 80-х годах прошлого столетия стали выходить в свет работы, которые наряду с развивающим материалом содержали элементы мнемотехники. В нашей стране, несмотря на большую историю развития мнемотехники, как целенаправленная дисциплина, это довольно молодое направление в области педагогики. Но с каждым разом наблюдается повышение интереса к мнемотехнике, как средства обучения детей не только школьного,но и дошкольного возраста.

До 1990 года мнемотехника в нашей стране существовала в виде разрозненных приемов, и не имело теоретической основы, не объясняла механизмы памяти, в отдельных изданиях описывались только отдельные приемы, и содержали множество методических ошибок. И только в конце 90- х, некоторые специалисты уже осознанно стали выделять мнемотехнику в разряд дидактического материала. Но все разработки и рекомендации по использованию мнемотехнических приемов в работе с детьми, данного периода имеют разрозненный вид.

Как правило, это небольшие по объему издания или отдельные статьи в методических журналах. И в то же время, изучив историю использования мнемотехники, можно сделать определенный вывод, что данная техника применяется очень давно и во многих областях человеческой деятельности. С психологической точки зрения она глубоко и серьезно исследована и изучена в вопросах памяти и запоминания, но в плане методологии предметов она плохо изучена, и нуждается в дальнейших исследованиях.

Стоит указать, что серьезными методическими изданием в нашей стране, в которых проведена систематизация приемов мнемотехники являются; визуальная методика,система запоминания "Джордано", автор В. Казаренко, и метод речевых способов "Школа памяти" Самвела Гарибяна.

Новизна педагогического опыта.

Новизна моего педагогического опыта, состоит в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных канала: визуальный (видят картину-схему, особенности цвета и формы, аудиальный (слышат пояснение воспитателя и рассказы сверстников).

Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребёнка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приёмы мнемотехники.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Мнемотаблицы используются в следующих случаях :

• Для обогащения словарного запаса детей

• При обучении составления рассказов

• При пересказах художественной литературы

• При отгадывании и загадывании загадок

• При заучивании стихов

Мнемотехника позволяет учитывать особенности каждого ребёнка в области познания.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Технология представляемого педагогического опыта

Бесспорно, базой для развития речи становится дошкольное учреждение. Именно в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.

В настоящее время проблема развития речи становится особенно значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Дети моей группы «Ромашка» - не исключение, уровень развития их речи также требует большого внимания. Для повышения уровня речевой активности детей было принято решение использовать нетрадиционные методы развития, а именно применять технологию мнемотаблиц, более активно привлекать родителей для сотрудничества с ДОУ в вопросах развития речи детей.

Развитие связной речи целесообразно в совместной организованной деятельности детей и педагога как наиболее доступной для этого возраста модели. В данном случае это непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию с использованием картинно-графических схем, которые способствуют развитию внимания, мышления, наблюдательности, образования наиболее отчётливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях.

Материал занятий мной подобран так, что одно упражнение закрепляет, углубляет, показывает с разных сторон изучаемый в другом упражнении материал и идет от простого к сложному.

Работа с мнемотаблицами проходит в несколько этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3. После перекодирования информации осуществляется пересказ сказки (рассказа, стихотворения с опорой на символы и образы, т. е. происходит обработка метода запоминания.

4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Для детей старшего возраста схемы создаются в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя мнемотаблицу, воспроизводит стихотворение целиком.

В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы сложностей было меньше в программу содержания мнемотаблиц я включила задачи по активизации и обогащению словаря.

Использование мнемотехники – это, прежде всего, начальная «пусковая» наиболее значимая и эффективная работа, но нельзя ограничиваться только ей при развитии речи детей. Не нужно злоупотреблять этим методом, использовать без необходимости, когда свойства и связи объектов лежат на поверхности. Параллельно необходимо проводить и другую работу по развитию речи. Например, речевые словесные игры, настольно-печатные игры и др.

Для родителей было проведен круглый стол по теме: «Использование мнемотехники в ДОУ и в повседневной жизни при заучивании стихотворений с детьми». Одной из целей этого мероприятия: было познакомить родителей с приёмом мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми и вовлечь родителей в процесс формирования у детей интереса к заучиванию стихотворений, расширению словарного запаса, развитию связной речи дошкольников. Для родителей воспитанников были разработаны буклеты на тему : «Мнемотехника в помощь мамам и папам». Также проводилось анкетирование родителей «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста». Консультации на тему : «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях», «Роль семьи в развитии речевой активности дошкольников»; индивидуальные консультации по интересующим темам; оформление наглядной информации в родительском уголке.

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники, совместной работой с родителями воспитанников дает свои положительные результаты.

Мне удалось повысить уровень речевой активности детей благодаря взаимодействию с родителями воспитанников, через использование мнемотехники. Все это способствовало улучшению речевой активности у детей.

В ходе данной работы я убедилась, что применять модельные схемы можно и на других занятиях, в других видах деятельности (Продуктивная деятельность, экспериментирование, театрализованная деятельность и др.)

Чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше ребенка можно подготовить их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Использование мнемотехнике в своей работе доказало, что действительно эта методика способствует и помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Результативность педагогического опыта.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста, в том числе связной речи – важнейшая задача всех педагогов ДОУ. Современные методы и технологии должны присутствовать во всех видах совместной образовательной деятельности с воспитанниками. Результатами организации в нашей группе «Ромашка» занятий по речевому развитию с использованием мнемотехнологий стали :

1. Повысился уровень владения речью как средством общения и культуры: при проведении изучения индивидуального развития воспитанников в начале мониторинга (2018-2019 уч. г., средняя группа) уровень владения речью как средством общения и культуры лишь у 10% детей был высокий, у 20% - детей средний, а у 70% - детей низкий (См. Приложение №1). После применение предложенной технологии мнемотехники (май 2019 года) детей с высоким уровнем владения речью как средством общения и культуры стало на 20% больше, со средним уровнем на 30% больше, а с низким на 50% меньше. В ходе мониторинга уже в 2019-2020 учебном году (старшая группа) результаты педагогической диагностики показали, что детей с высоким уровнем стало на 9% больше, со средним уровнем - на 10% больше, а с низким - на 19 % меньше.

2. Обогатился и стал активнее словарный запас детей : изучение в начале 2018-19 учебного года (средняя группа) показало, что уровень обогащения активного словаря у 5% детей высокий, у 15% - средний, а у 80% - низкий. После применения предложенной технологии (май 2019 года) детей с высоким уровнем активного словаря стало на 25% больше, со средним уровнем на 45% больше и на 70% меньше. В ходе мониторинга проекта уже в 2019-2020 учебном году (старшая группа) результаты педагогической диагностики показали, что детей с высоким уровнем стало на 15% больше, со средним - на 5% меньше и с низким уровнем - на 5% меньше.

Таким образом, из всей проделанной работы можно сделать вывод, что систематическое использование средств мнемотехники в непосредственной образовательной деятельности дошкольников по развитию речи расширяется представление ребенка об окружающем мире, формируется связная речь, развивается познавательная активность и коммуникативные навыки, происходит обогащение активного словаря.

Список литературы:

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение: Книга для воспитателей детского сада. М. : Мозайка-Синтез, 1999

2. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т. В. Большова / Спб. ,2005 — 71с.

3. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В. К. – М., 2005 — 114с.

4. Выгодский Л. С. Мышление и речь. 5-е издание, исправленное. Издательство «Лабиринт», М. 1999 С. 352

5. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3.

Войкова С. В. “Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников”.

6. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Глухов В. П. Дощкольное воспитание 2004г. № 6, с.

7. Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с. 16

8. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л. Н. – М., 1985 — с. 92

9. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с. 18

10. Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Кудрова Т. И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.

11. Логинова В. И., Бабаева Т. И. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду изд. 2-е, перераб. - СПб. , : Акцидент, 1996

12. Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.

13. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л. В. Логопед. 2008. №4. - с. 102 -115.

14. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологию - СПб, 2000 г

16. Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.

17. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т. А. Дошкольное воспитание. 1990. №10 — с. 16-21.

18. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М. : Просвещение, 1993

19. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников - М. : Институт психотерапии, 2001. - 240 с., стр. 57.

20. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Учеб. - метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288

21. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С. 59

Публикации по теме:

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей»Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей» Воспитатель: -Здравствуйте, уважаемые родители! Девиз сегодняшнего мастер-класса звучит так: Послушай - ты узнаешь! Посмотри - ты поймешь.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт на тему «Использование приемов мнемотехники в развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 3 марта 2020 в 22:44
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический опыт на тему «Использование приемов мнемотехники в развитие речи детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Викторовна Бурцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД