Татьяна Борисова
Педагогический опыт «Использование фольклора как одного из средств развития речи детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Информационно-справочные сведения об опыте :
1. Тема опыта : «Использование фольклора, как одного из средств развития речи детей 3-4 лет».
2. Автор опыта : Борисова Татьяна Александровна-воспитатель.
3. Место функционирования: г. Волгоград, Красноармейский район, проспект им. Столетова, 51а, муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №393, тел. 65-06-06.
Публикация «Педагогический опыт „Использование фольклора как одного из средств развития речи детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
4. Степень новизны: Новизна опыта состоит в усовершенствовании применения методов: планирование тематических дней, использование малых фольклорных форм в различных видах деятельности: игровой, образовательной, в процессе прогулок, утренней гимнастики, труда, режимных моментов.
В работе использовались нетрадиционные формы и методы:
• стимулирование детей к использованию малых фольклорных форм,
• создание ситуаций, побуждающих к творческим действиям.
В результате это послужило базой для развития речи детей. Речь детей стала более выразительной, эмоциональной, разнообразной, увеличился словарный запас.
5. Длительность функционирования опыта : один год.
II. 1. Постановка цели
Развитие речи у детей 3-4 лет с использованием фольклора.
2. Педагогические задачи, решаемые в опыте :
• поиск эффективных методов и приёмов воздействия на речь дошкольника средствами фольклора.
• расширение, обогащение и активация словаря;
• воспитание звуковой культуры речи;
• формирование правильной разговорной речи;
• развитие связной речи.
3. Педагогические средства, используемые средства :
• подбор необходимых малых фольклорных форм
• интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видам деятельности детей (Развитие речи, ознакомление с природой, различные игры); активного включения детей.
• динамический акцент на фрагментах текста, действительное соучастие, наглядность, неоднократное повторение в игровой форме и в режимных моментах. Для этого использую потешки для сна, кормления, прогулки.
III. Технологические сведения об опыте
1. Актуальность опыта.
В наши дни произведения устного народного творчества (колыбельные песни, частушки, потешки) практически не используются. В семьях знают все меньше обрядов, забывают песни и колыбельные.
Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего народа имело большое значение. Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
В дошкольном детстве расширяется круг общения детей. Дети, выходя за рамки узкосемейных связей, начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Это требует от ребенка полноценного владения средствами общения, основным из которых является речь.
Огромную роль на этом этапе играет обогащение словаря ребенка, который зависит от условий жизни и воспитания.
Для овладения речью ребенку нужна речевая активность. Богатая и разнообразная речевая деятельность — залог успешного усвоения языка на любом возрастном этапе. Нередко бывает очень трудно исправить те недостатки речи, которые заложены в дошкольном возрасте. Существуют барьеры возможностей речевого развития, связанные с физиологическим созреванием нервных центров. В возрасте около трех лет заканчивается, в основном, анатомическое созревание речевых областей мозга. По данным физиологии, функции центральной нервной системы наиболее легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. В этом и состоит актуальность опыта.
2. Технология описания педагогического опыта работы
Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:
• расширение, обогащение и активация словаря;
• воспитание звуковой культуры речи;
• формирование правильной разговорной речи;
• развитие связной речи.
Свою практическую деятельность с детьми младшего дошкольного возраста строю на следующих основных принципах:
- на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей отборе материала;
- интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видам деятельности детей (Развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
- активного включения детей в речевое поле.
Моя работы была построена в пяти направлениях:
-знакомство с фольклорными формами для расширения и обогащения словаря детей
-активизация речи детей, слов через использования дидактических игр
-формирование звуковой культуры речи
-работа над интонационной выразительностью речи
-формирование диалогической речи
В начале исследовала речевые особенности развития группы (приложение №1). Как показала диагностика, у детей начало года речь была не достаточно сформирована.
Применяла такие приемы обучения, как: динамический акцент на фрагментах текста, действительное соучастие, наглядность, неоднократное повторение в игровой форме и в режимных моментах. Для этого использую потешки для сна, кормления, прогулки и др. (приложение № 2). Все это вызывает положительный эмоциональный отклик у младших дошкольников, желание еще раз их слышать и запомнить. Малыши слушают их, просят повторить хорошо знакомые и любимые, чему во многом способствует и особая ритмическая организация, которая играет определенную роль в создании психологического комфорта.
Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, уделяю большое внимание его закреплению и активизации. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, использую различные словесные дидактические игры и упражнения «Доскажи словечко» (приложение № 3).
Следующей задачей речевого развития является воспитание звуковой культуры речи. И ее я пыталась решить, используя различные виды русского фольклора. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики брала народные игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик в лес ходил» (приложение № 4). Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.
Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, обратилась к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки (Приложение № 5).
Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать. Использовала такой прием : «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!
Противоположным свойством обладают колыбельные. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно.
Тише, куры, не шумите,
Моего Ваню не будите,
А мой Ваня будет спать,
Будет глазки закрывать.
Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.
Пошел медведь к броду — бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис.
Вымок, выкис, вылез, высох,
Встал на колоду -
Бултых в воду!
Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, и многое другое.
Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Приложение № Звучание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста помогло детям освоить вопросительную интонацию «Курочка — рябушечка».
Конкретность сформулированных вопросов вызывает четкий и простой ответ. Неполное предложение помогает сохранить интонацию вопроса, услышать ее в тексте. Освоив интонационную выразительность в коротких неполных предложениях, дети смогут ее проявлять в распространенных и сложных предложениях.
Опыт показал, что восклицательную интонацию продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание:
«Солнышко!
Ведрышко!
Выйди поскорей!
Будь к нам добрей!»
Большое влияние на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей влияют русские народные словесные игры, как их еще называют, игры с приговорами. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков, от духа игры. Наверное, поэтому дети их так любят.
Игра «Девица — девица».
Участники: девица — водящий и группа детей.
Дети: Девица — девица, сходи по водицу!
Девица. Я волка боюсь, я лисицы боюсь, я медведя боюсь!
Дети. Волк на работе, лиса на болоте, а медведь смеется — голова трясется!
Девица. Поймаю вас всех сейчас! (Ловит, дети убегают.)
Чем чаще дети играли в эту игру, тем сильнее проявлялись эмоции и мимика. Если в начале, они просто проговаривали текст, то позднее в их речи появился оттенок насмешки, интонационная выразительность. Девица проговаривала текст капризным тоном, появилась ответная реакция на насмешку, которая выразилась в мимике и интонации.
К этой игре можно добавить и ряд других, которые окажут воспитателю неоценимую помощь в развитии интонационной выразительности речи детей. Например: «Кисонька — мурысенька», «Кривой петух», «Трух — трух», «Я — хитрая лисица».
Хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества. Особенно ценны в этом отношении потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные и дети (Приложение № 6).
В конце мною была проведена повторная диагностика (Приложение № 7). За год 2012 – 2013 уровень речевого развития изменился в положительную сторону:
Низкий уровень – с 10% - до 0%;
Ниже среднего – с 13% - до 0%;
Средний уровень - с 25% - до 23%;
Выше среднего - с 42% - до 12 %;
Высокий уровень - с 10% - до 65%.
Таким образом, созданная система работы способствует развитию речи детей во всех её проявлениях.
IV. Сведения о перспективах использования в массовой практике
1. Условия функционирования опыта :
Данный педагогический опыт функционировал в дошкольном учреждении общеразвивающего вида во второй младшей группе в количестве 21 человека, первой и второй группы здоровья.
2. Теоретико-практические основы опыта
Период овладения речью, особенно «от двух до пяти», вызывает изумление: на протяжении всего 2-3 лет ребенок, не имеющий опыта интеллектуальной деятельности, не зная ни каких правил и не испытывая в них никакой нужды, овладевает сложнейшей системой грамматики родного языка, склоняет и спрягает безошибочно, образует новые слова и словосочетания, почти не делая ошибок в согласовании и управлении, строит простейшие варианты всех основных типов предложений. К. И. Чуковский совершенно справедливо назвал детей «гениальными лингвистами».
Восприятие речи окружающих взрослых всегда опережает собственную речь детей. К. Д. Ушинский писал: «Дитя усвояет язык подражанием». Действительно, роль имитации в усвоении языка значительная, но это не слепое подражание, оно касается лишь формы, а содержание речи вытекает из жизненного опыта ребенка, его потребностей, из игровой, познавательной, бытовой и трудовой деятельности.
Для овладения речью ребенку нужна речевая активность. Богатая и разнообразная речевая деятельность — залог успешного усвоения языка на любом возрастном этапе. Нередко бывает очень трудно исправить те недостатки речи, которые заложены в дошкольном возрасте. Существуют барьеры возможностей речевого развития, связанные с физиологическим созреванием нервных центров. В возрасте около трех лет заканчивается в основном анатомическое созревание речевых областей мозга. По данным физиологии, функции центральной нервной системы наиболее легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования.
Дети в возрасте от двух до пяти лет - самые разговорчивые. А. К. Маркова отмечала, что в этот период дошкольники обладают двумя видами речи : «для нас» и «для себя». Речью «для нас» ребенок пользуется, когда говорит со взрослым, речью «для себя», когда самостоятельно играет и разговаривает со своими игрушками. На этом этапе ребенок испытывает недостаток словарного материала. Его необходимо пополнять.
А. Н. Гвоздев также отмечал особую языковую одаренность детей дошкольного возраста. Ребенок конструирует формы, свободно оперируя значимыми элементами, исходя из их значений. Еще больше самостоятельности требуется при создании новых слов, так как в этих случаях создается новое значение; для этого требуется разносторонняя наблюдательность, умение выделять известные предметы и явления, находить их характерные черты. По данным А. Н. Гвоздева, до трех лет отмечается усвоение только суффиксов уменьшительности, ласкательности, унижительности и увеличительности. Самостоятельное словообразование детей выдвигается как доказательство наличия особого «языкового чутья».
3. Перспективы и возможности использования опыта в массовой практике
Данный опыт рекомендуется использовать в дошкольных учреждениях общеразвивающего вида для коррекции и развития речи детей дошкольного возраста. Опыт может использоваться, как самостоятельный вариант работы или включаться в общую систему работы по формированию личности дошкольника.
Литература
1. Бахвалова Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор // Дошкольная педагогика, №8, 2008. -С. 20-23
2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. Сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н. Корепанова и др. - Спб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
3. Князева О. Л. Парциальная программа. Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. – Спб. : Акцидент, 1997.
4. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. - М. : Просвещение, 1987.
5. Селиванов Ф. М. Хрестоматия по фольклору. - М. : Просвещение, 1972.