МААМ-картинки

Педагогический опыт «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста». Часть 2

Татьяна Шишова
Педагогический опыт «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста». Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы

Инновационный педагогический опыт

воспитателя МБДОУ "Детский сад комбинированного вида

«Аленький цветочек» Чамзинского муниципального района Республики Мордовия

Шишовой Татьяны Викторовны

по теме: «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» Часть 2.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Публикация «Педагогический опыт „Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста“, Часть 2» размещена в разделах

Игры логически и системно, естественно должны быть включены в целостный образовательный процесс (организованную образовательную деятельность, образовательную деятельность в процессе режимных моментов, самостоятельную образовательную деятельность).

Таким образом, игровая деятельность - важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Игровые занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции.

Содержание игровых ООД включает в себя :

-игры-драматизации;

-разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

-упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

-упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Непременными условиями формирования игровой деятельности в работе с детьми должны быть:

-индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

-особенности его эмоционально-личностного развития;

-интересы, склонности, предпочтения и потребности;

-любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

-возрастные и полоролевые особенности.

-постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными средствами --выразительности;

-наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;

-совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

При проведении организованной образовательной деятельности я занимаю позицию организатора, партнера-исследователя, который вместе с детьми добывает новую информацию и искренне удивляется совместно полученным результатам.

Ежедневно планирую и организую совместные игры: подвижные; дидактические; настольно-печатные; театрализованные (режиссерские, драматизации, игры-театры); сюжетно-ролевые; игры на развитие мимики жестов, на снятие мышечного напряжения; коррекцию особенностей развития речи, движений, зрения и слуха детей; профилактические игры и упражнения: профилактика плоскостопия.

Для развития свободной, самостоятельной игры создаю полноценную предметно-игровую среду, инициирую возникновение игр по интересам детей. При проведении самостоятельной игры занимаю позицию «созидателя игрового пространства», «активного наблюдателя». Поэтому без необходимости не вмешиваюсь в игры детей, не отвлекаю их от игрового сюжета.

В перспективном плане прописываю разнообразные виды игр (они представлены выше, с которыми дети еще не знакомы, или знакомую игру, но с новой целью. Внимательно изучаю особенности и интересы каждого ребенка для того, чтобы планируемая игра была востребована детьми и приносила им удовольствие.

Моя задача — сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной деятельности, чтобы радость от игры перешла в радость учения. В этом помогают мне игры сотрудничества — это, с одной стороны, веселая, методически простая, занимательная форма работы с детьми, с другой — калейдоскоп игр, который очерчивает вполне определенную педагогическую позицию. Использование разработанной мною картотеки игр сотрудничества в повседневной образовательной деятельности дошкольника развивают навыки взаимодействия в группе, сплочение детского коллектива. В играх сотрудничества все побеждают и никто не проигрывает. Дети играют друг с другом, а не соперничают. Эти игры уничтожают боязнь неудачи и поражения, утверждают уверенность ребенка в самом себе. Игры сотрудничества предназначены как для работы с детьми, которые не имеют проблем, так и для тех детей, которые в силу своих личностных особенностей испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. При помощи игр обучаю детей участию и помощи другим, заботе о чувствах других, что очень тяжело добиться в нынешнее время. Игры сотрудничества развивают социальную адаптацию детей. Потребность ребенка в общении позволяет мне реализовать различные задачи, в частности нравственного воспитания, формирования общественных качеств личности. При таком подходе дружеские проявления дошкольников приобретают по настоящему гуманную направленность, способствуют их сплоченности в игре.

Я изучила уровни положительных взаимоотношений дошкольников в процессе игры, определила мотивы, лежащие в основе общения детей друг с другом, по следующим критериям:

• ребенок умеет договариваться со сверстниками в процессе игровой деятельности;

• работает сообща;

• бережет и ценит работу товарища;

• помогает товарищам по собственной инициативе;

• помогает товарищу по его просьбе.

Для мотивации детей к игре использую игровые и неигровые прием предложения игры.

Неигровые приемы : устное предложение, напоминание, совет, беседа

Игровые приемы : сюрпризные моменты, обыгрывание новой игрушки, афиши, игровые стихи, заклички

В улучшении организации игровой деятельности, учебно-воспитательной работы с детьми и повышении ее качества большую помощь мне оказывают технические средства обучения (ТСО). Я активно использую компьютер с мультимедийным проектором для метода демонстрации. Демонстрация фрагментов из фильмов, для разыгрывания эпизода игры, помогает детям представить те стороны действий и явлений игрового моменты, которые они не могут непосредственно воспринять. Метод демонстрации делает учебный процесс более привлекательным. Словесные методы – один из наиболее эмоциональных методов обучения. Я имею возможность свободно общаться с детьми в процессе игры, замечать и учитывать их реакции. И считаю, что важным приемом этого метода является:

-Чтение художественной литературы - основный помощник разыгрывания театрализованной игры. Чтение расширяет, обогащает знания детей об окружающем, формирует способности детей к восприятию и развитию игровой деятельности;

- Пересказ детей художественной литературы является целью развитие умений передавать образы с помощью средств интонационной и языковой выразительности; углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствуют развитию сюжета. В результате расширяется словарный запас, развивается культура речи. Но самое главное я являюсь образцом литературно правильной, образной и выразительной речи, потому что мой рассказ - это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал, который станет для детей средством самовыражения в процессе игровой деятельности.

В методе демонстрации применяю различные приемы:

Показ предметов - один из самых распространенных приемов необходимый в театрализованных играх : (Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?»; игра-пантомима «Был у зайца огород»; игры– стихи: «Самолёт»;«Сердитый гусь»; игра на мышечное напряжение и расслабление:«Деревянные и тряпичные куклы»; «Мельница»;театр на руке – пальчиковый: игра «Колобок»;театр на руке – пальчиковый: игра: «Репка»;театр на руке – варежковый:игра «Три медведя»;театр на руке – варежковый: игра «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;театр на руке – варежковый: игра «Лиса и козел»театр на руке – пальчиковый: игра «Лиса, заяц и петух».

Для детей дошкольного возраста я применяю сюжетно-ролевые игры разной тематики: бытовые игры («Семья», «Дом», «День рождении);производственно-общественные игры («Строители»,«Магазин», «Больница», «Концерт», «Аптека», «Парикмахерская», «Детский сад», «Игрушки у врача», «В библиотеке».) В сюжетно – ролевых играх: дети рассматривают атрибуты игры (кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда и др.).

Для того чтобы организовать любую сюжетно-ролевую игру обязательно необходимо провести большую предварительную работу, в целях обогащения жизненного опыта детей на определённую тему.

На примере сюжетно-ролевой игры «Аптека» я провожу:

Беседу(«Для чего нужна аптека?»)

Рассказываю детям (о профессии фармацевта, об его профессиональной деятельности)

Сама организую экскурсию в аптеку или предлагаю родителям с детьми побывать в аптеке, понаблюдать за работой фармацевтов

Читаю рассказы Н. Забилы с последующим обсуждением «Ясочка простудилась», Э. Успенского «Играли в больницу»)

Рассматриваем с детьми тематические альбомы, картинки, иллюстрации, плакаты (с изображением здания аптеки, фармацевта, лекарств).

Организую дидактические игры(«Чудесный мешочек»….)

в продуктивных видах деятельности изготавливаем атрибуты для игры Например: Изготовление чеков из бумаги, чековой ленты, ценников)

Всю предварительную работу планирую в режимных моментах в течении 1-2 недель.

В практику своей работы внедряю следующие виды дидактических игр:

Игры с предметами направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками; на развитие творческого мышления и воображения («Найди и назови», «Что изменилось?», «Что где растёт?»; «Что из чего приготовлено?»; «Где чьи мамы?»; «Найди предмет»; «Разложи правильно»; «Лесные грибы»; «Виды транспорта»; «Деревья».

Настольно-печатные игры использую как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти, внимания, логики, мышления, воображения («Что с начала, что потом?» «Лото», Мозайка и др)

Словесные игры построены на словах и действиях играющих.

Это игры на формирование умения выделять существенные признаки и явления; на развитие у детей психических процессов; на развитие умения обобщать и классифицировать предметы по отдельным признакам; на развитие умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные выводы. («Назови одним словом», «Четвёртый лишний» и др.) .

Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего. Переживания в игре влияют на ее характер.

Игры на развитие памяти у детей : «Найди отличия»;«Сыщики»;«Повтори орнамент». «Запомнил - нарисовал».Игры для развития внимания : «Кто где живет»; «Хлопни в ладоши»; «Меняем внешность»; «Верно-неверно». Игры на развитие мышления :«Кто кем был?»; «Я -ты»; «Отгадай по описанию».Игры на развитие речи : «Какой он?». «Что ты слышишь?». Игра «Кто как разговаривает». «Картинки-загадки»;«Похожие слова». Игры на математическое развитие : «Правильный счет». «Кто где». «Отгадай число». . Игры на изучение растительного мира: «Как живут деревья?». «Где чей листочек».

Практические методы обучения использую для познания действительности, формирования навыков и умений организовывать самостоятельно игровую деятельность по следующей схеме :

-совместная организация игрового момента;

-самостоятельно разработать правила игры;

-распределение ролей;

-принятие решения в изменившихся условиях.

Во время их применения контролирую и регулирую процесс игровой деятельности, провожу качественное стимулирование детей, за их старание в игре. Важным, на мой взгляд, является стимулирование детей, в связи с этим появляется необходимость вновь обратиться к эмоциональному отношению воспитанников друг другу. Поскольку некоторые дети равнодушны к переживаниям своих сверстников, надо было оживить, одухотворить их собственные переживания и чувства. Стараюсь через игровую деятельность научить детей видеть и чувствовать рядом с собой старания другого ребенка, ведь моя задача воспитать нравственность, умение выражать сочувствие и сопереживание.

Однако не во всех случаях получала желаемого результата, но решение этих задач мне помогло активное мною партнерство с родителями. Необходима четкая система взаимодействия с родителями детей. Работу с родителями условно разделила на две части.

Первая часть включает анализ роли влияния положительного примера взрослых, жизненного принципа, компетентности, культуры. Использовала общепринятые методы – анкетирование, беседа.

Вторая часть включает практическую деятельность, в которой применяю коллективные – родительские собрания, в которых организую совместные игры детей с родителями в детском саду. Родители в ходе игры имеют возможность понаблюдать за жизнью своего ребенка в группе, увидеть и разделить с ним успехи. Игры создает благоприятную атмосферу на родительском собрании. В результате привлекаю внимание родителей к детской игре как деятельности, которая наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в познавательном и эмоциональном общении с взрослым и сверстниками. Развитие добрых чувств должно начинаться с раннего возраста ребенка под руководством педагога и родителей. Разработанная мною система работы, в которой я применяю игровую деятельность, позволила воспитать уважительное отношение к окружающим, умение принимать участие в коллективных делах, наладить отношения детей со сверстниками, подготовила их к сотрудничеству, в котором все делают одно общее дело. Игровая деятельность способствует объединению детей, побуждает договариваться и согласовывать свои действия, становятся сплоченнее, дружнее. Я рада, что у меня, есть возможность воспитать свободную, добрую, творческую, нравственную личность, через игровую деятельность, осознающую свою необходимость в современном мире, жить в нем в радости и любви!

В своей работе я использую такие формы работы с родителями:

1. Родительские собрания;

2. Викторины «Учимся играя», «Поиграй-ка»

3. Анкетирование и тестирование родителей «Игры и игрушки в жизни ребёнка, их значение и умственное развитие»

4. Индивидуальные консультации, рекомендации;

5. Наглядные виды работы (информационные стенды, папки - передвижки, выставки детских работ, демонстрация картотеки игр, показ и пояснение соответствующей литературы).

6. Индивидуальная работа с детьми

7. Помощь родителей детскому саду в оформлении игровых уголков.

Анализ результативности опыта.

Результатом проводимой мною работы явилась положительная динамика игровой деятельности детей. Использование нетрадиционных игровых методов и приёмов с дошкольниками позволило добиться высоких стабильных результатов, реализации поставленных задач. Дети стали активны, коммуникабельны в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях общения. Научились согласовывать тему игры, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Дошколята стали больше проявлять творческую самостоятельность в игре.

Повысился интерес детей к играм, что подтверждает эффективность использования нетрадиционных методов и приёмов в развитии игровой деятельности. Родители стали больше внимания уделять играм с детьми. Представленный опыт доказывает, что необходимо использовать нетрадиционные разнообразные игровые методы и приёмы, которые позволяют сделать процесс игровой деятельности интересным и доступным.

В результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую. Широко использовала в своей работе игры-показы.

Результат опыта :

- повысился уровень речевого развития и речевого этикета;

- появилось умение контролировать свое эмоциональное состояние, и состояние детей;

- появилось осознанное поведение и общение в обществе.

- повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

В своей педагогической практике я столкнулся с определенными трудностями проблемного обучения. Игра – отображение жизни людей: играя ребёнок подражает им, моделирует разнообразные ситуации и отношения. Современные дети не знают, чем занимаются их родители. Свои впечатления ребенок получает, сидя у телевизора. Детские мультфильмы и передачи в последнее время весьма сомнительного характера. В связи с «загруженностью» родителей у дошкольников мало новых ощущений, эмоций, мероприятий помимо детского сада. А без этого опыта развитие игры не представляется возможным.

В своих играх дети отображают то, что видят в жизни взрослых. Дети в современном детском саду не знают, кем работают их родители. Какие профессии сейчас преобладают? Менеджеры, агенты, риелторы и т. д. сами родители не знают как объяснить ребенку, в чем заключается их работа. Из жизни детей уходят профессии плотника, портного, почтальона и т. д. При использовании игрового метода обучения дошкольников могут возникнуть такие трудности: дети могут увлечься игрой и легко перейти от цели к мотиву, в этом случае игра теряет свое образовательное содержание, превращается только в развлечение. Основной потребностью детей дошкольного возраста является игра. Дети живут и самовыражаются в играх. Поэтому основной формой занятий должна быть игра, в которой дети осваивают новые умения, отношения с другими детьми. Дошкольник легко учиться в игре.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Данный опыт может быть использован педагогами с детьми среднего дошкольного возраста в организованной образовательной и совместной деятельности.

Мой педагогический опыт обобщен и расположен в электронном портфолио на международном образовательном портале MAAM.RU. Ссылка на страницу портфолио: www.maam.ru/users/583609., и также на сайте образовательного учреждения: https://ds-alenkii-cvetochek.a2b2.ru/spec/edu.

Публикации по теме:

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста Речевая активность детей младшего дошкольного возраста является фактором успешности усвоения дошкольниками речевой деятельности, условием.

Игровая предметная среда как средство развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста 1 слайд 2 слайд 3 слайд 4 слайд 5 слайд 6 слайд 7 слайд 8 слайд.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Опыт работы «Детский туризм как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 Муниципального образования Иркутской области Опыт работы.

Опыт работы «Использование фольклора для всестороннего развития детей дошкольного возраста» Опыт работы на тему: «Использование фольклора для всестороннего развития детей дошкольного возраста». Слайд 2.“Воспитание, созданное самим.

Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей в условиях ДОУ» Полноценное развитие ребенка должны обеспечить взрослые, в частности, воспитатели в детском саду. Для этого мы в своей педагогической деятельности.

Педагогический опыт: Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного воз Голышева Ирина Владимировна МБДОУ «Детский сад №25 «Ромашка» г. Нефтеюганск, педагог дополнительного образования Главное условие прогрессивного.

Педагогический проект «Театрализованная игровая деятельность как средство развития речи детей младшего возраста» Педагогический проект «Театрализованная игровая деятельность как средство развития речи детей младшего возраста» Проект разработан:.

Опыт работы «Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста» Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста. Для детей подвижные игры являются необходимой.

Проектная деятельность на занятиях ИЗО, как средство всестороннего развития дошкольников Проблема детской одаренности, проблема развития творческого мышления дошкольника с его неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста». Часть 2
Опубликовано: 11 декабря 2017 в 09:25
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический опыт «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста». Часть 2» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шишова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД