Татьяна Шишова
Педагогический опыт «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста». Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный педагогический опыт
воспитателя МБДОУ "Детский сад комбинированного вида
«Аленький цветочек» Чамзинского муниципального района Республики Мордовия
Шишовой Татьяны Викторовны
по теме: «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» Часть 2.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Публикация «Педагогический опыт „Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста“, Часть 2» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Игры логически и системно, естественно должны быть включены в целостный образовательный процесс (организованную образовательную деятельность, образовательную деятельность в процессе режимных моментов, самостоятельную образовательную деятельность).
Таким образом, игровая деятельность - важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Игровые занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции.
Содержание игровых ООД включает в себя :
-игры-драматизации;
-разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
-упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
-упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Непременными условиями формирования игровой деятельности в работе с детьми должны быть:
-индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
-особенности его эмоционально-личностного развития;
-интересы, склонности, предпочтения и потребности;
-любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
-возрастные и полоролевые особенности.
-постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными средствами --выразительности;
-наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
-совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
При проведении организованной образовательной деятельности я занимаю позицию организатора, партнера-исследователя, который вместе с детьми добывает новую информацию и искренне удивляется совместно полученным результатам.
Ежедневно планирую и организую совместные игры: подвижные; дидактические; настольно-печатные; театрализованные (режиссерские, драматизации, игры-театры); сюжетно-ролевые; игры на развитие мимики жестов, на снятие мышечного напряжения; коррекцию особенностей развития речи, движений, зрения и слуха детей; профилактические игры и упражнения: профилактика плоскостопия.
Для развития свободной, самостоятельной игры создаю полноценную предметно-игровую среду, инициирую возникновение игр по интересам детей. При проведении самостоятельной игры занимаю позицию «созидателя игрового пространства», «активного наблюдателя». Поэтому без необходимости не вмешиваюсь в игры детей, не отвлекаю их от игрового сюжета.
В перспективном плане прописываю разнообразные виды игр (они представлены выше, с которыми дети еще не знакомы, или знакомую игру, но с новой целью. Внимательно изучаю особенности и интересы каждого ребенка для того, чтобы планируемая игра была востребована детьми и приносила им удовольствие.
Моя задача — сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной деятельности, чтобы радость от игры перешла в радость учения. В этом помогают мне игры сотрудничества — это, с одной стороны, веселая, методически простая, занимательная форма работы с детьми, с другой — калейдоскоп игр, который очерчивает вполне определенную педагогическую позицию. Использование разработанной мною картотеки игр сотрудничества в повседневной образовательной деятельности дошкольника развивают навыки взаимодействия в группе, сплочение детского коллектива. В играх сотрудничества все побеждают и никто не проигрывает. Дети играют друг с другом, а не соперничают. Эти игры уничтожают боязнь неудачи и поражения, утверждают уверенность ребенка в самом себе. Игры сотрудничества предназначены как для работы с детьми, которые не имеют проблем, так и для тех детей, которые в силу своих личностных особенностей испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. При помощи игр обучаю детей участию и помощи другим, заботе о чувствах других, что очень тяжело добиться в нынешнее время. Игры сотрудничества развивают социальную адаптацию детей. Потребность ребенка в общении позволяет мне реализовать различные задачи, в частности нравственного воспитания, формирования общественных качеств личности. При таком подходе дружеские проявления дошкольников приобретают по настоящему гуманную направленность, способствуют их сплоченности в игре.
Я изучила уровни положительных взаимоотношений дошкольников в процессе игры, определила мотивы, лежащие в основе общения детей друг с другом, по следующим критериям:
• ребенок умеет договариваться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
• работает сообща;
• бережет и ценит работу товарища;
• помогает товарищам по собственной инициативе;
• помогает товарищу по его просьбе.
Для мотивации детей к игре использую игровые и неигровые прием предложения игры.
Неигровые приемы : устное предложение, напоминание, совет, беседа
Игровые приемы : сюрпризные моменты, обыгрывание новой игрушки, афиши, игровые стихи, заклички
В улучшении организации игровой деятельности, учебно-воспитательной работы с детьми и повышении ее качества большую помощь мне оказывают технические средства обучения (ТСО). Я активно использую компьютер с мультимедийным проектором для метода демонстрации. Демонстрация фрагментов из фильмов, для разыгрывания эпизода игры, помогает детям представить те стороны действий и явлений игрового моменты, которые они не могут непосредственно воспринять. Метод демонстрации делает учебный процесс более привлекательным. Словесные методы – один из наиболее эмоциональных методов обучения. Я имею возможность свободно общаться с детьми в процессе игры, замечать и учитывать их реакции. И считаю, что важным приемом этого метода является:
-Чтение художественной литературы - основный помощник разыгрывания театрализованной игры. Чтение расширяет, обогащает знания детей об окружающем, формирует способности детей к восприятию и развитию игровой деятельности;
- Пересказ детей художественной литературы является целью развитие умений передавать образы с помощью средств интонационной и языковой выразительности; углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствуют развитию сюжета. В результате расширяется словарный запас, развивается культура речи. Но самое главное я являюсь образцом литературно правильной, образной и выразительной речи, потому что мой рассказ - это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал, который станет для детей средством самовыражения в процессе игровой деятельности.
В методе демонстрации применяю различные приемы:
• Показ предметов - один из самых распространенных приемов необходимый в театрализованных играх : (Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?»; игра-пантомима «Был у зайца огород»; игры– стихи: «Самолёт»;«Сердитый гусь»; игра на мышечное напряжение и расслабление:«Деревянные и тряпичные куклы»; «Мельница»;театр на руке – пальчиковый: игра «Колобок»;театр на руке – пальчиковый: игра: «Репка»;театр на руке – варежковый:игра «Три медведя»;театр на руке – варежковый: игра «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;театр на руке – варежковый: игра «Лиса и козел»театр на руке – пальчиковый: игра «Лиса, заяц и петух».
Для детей дошкольного возраста я применяю сюжетно-ролевые игры разной тематики: бытовые игры («Семья», «Дом», «День рождении);производственно-общественные игры («Строители»,«Магазин», «Больница», «Концерт», «Аптека», «Парикмахерская», «Детский сад», «Игрушки у врача», «В библиотеке».) В сюжетно – ролевых играх: дети рассматривают атрибуты игры (кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда и др.).
Для того чтобы организовать любую сюжетно-ролевую игру обязательно необходимо провести большую предварительную работу, в целях обогащения жизненного опыта детей на определённую тему.
На примере сюжетно-ролевой игры «Аптека» я провожу:
Беседу(«Для чего нужна аптека?»)
Рассказываю детям (о профессии фармацевта, об его профессиональной деятельности)
Сама организую экскурсию в аптеку или предлагаю родителям с детьми побывать в аптеке, понаблюдать за работой фармацевтов
Читаю рассказы Н. Забилы с последующим обсуждением «Ясочка простудилась», Э. Успенского «Играли в больницу»)
Рассматриваем с детьми тематические альбомы, картинки, иллюстрации, плакаты (с изображением здания аптеки, фармацевта, лекарств).
Организую дидактические игры(«Чудесный мешочек»….)
в продуктивных видах деятельности изготавливаем атрибуты для игры Например: Изготовление чеков из бумаги, чековой ленты, ценников)
Всю предварительную работу планирую в режимных моментах в течении 1-2 недель.
В практику своей работы внедряю следующие виды дидактических игр:
Игры с предметами направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками; на развитие творческого мышления и воображения («Найди и назови», «Что изменилось?», «Что где растёт?»; «Что из чего приготовлено?»; «Где чьи мамы?»; «Найди предмет»; «Разложи правильно»; «Лесные грибы»; «Виды транспорта»; «Деревья».
Настольно-печатные игры использую как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти, внимания, логики, мышления, воображения («Что с начала, что потом?» «Лото», Мозайка и др)
Словесные игры построены на словах и действиях играющих.
Это игры на формирование умения выделять существенные признаки и явления; на развитие у детей психических процессов; на развитие умения обобщать и классифицировать предметы по отдельным признакам; на развитие умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные выводы. («Назови одним словом», «Четвёртый лишний» и др.) .
Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего. Переживания в игре влияют на ее характер.
Игры на развитие памяти у детей : «Найди отличия»;«Сыщики»;«Повтори орнамент». «Запомнил - нарисовал».Игры для развития внимания : «Кто где живет»; «Хлопни в ладоши»; «Меняем внешность»; «Верно-неверно». Игры на развитие мышления :«Кто кем был?»; «Я -ты»; «Отгадай по описанию».Игры на развитие речи : «Какой он?». «Что ты слышишь?». Игра «Кто как разговаривает». «Картинки-загадки»;«Похожие слова». Игры на математическое развитие : «Правильный счет». «Кто где». «Отгадай число». . Игры на изучение растительного мира: «Как живут деревья?». «Где чей листочек».
Практические методы обучения использую для познания действительности, формирования навыков и умений организовывать самостоятельно игровую деятельность по следующей схеме :
-совместная организация игрового момента;
-самостоятельно разработать правила игры;
-распределение ролей;
-принятие решения в изменившихся условиях.
Во время их применения контролирую и регулирую процесс игровой деятельности, провожу качественное стимулирование детей, за их старание в игре. Важным, на мой взгляд, является стимулирование детей, в связи с этим появляется необходимость вновь обратиться к эмоциональному отношению воспитанников друг другу. Поскольку некоторые дети равнодушны к переживаниям своих сверстников, надо было оживить, одухотворить их собственные переживания и чувства. Стараюсь через игровую деятельность научить детей видеть и чувствовать рядом с собой старания другого ребенка, ведь моя задача воспитать нравственность, умение выражать сочувствие и сопереживание.
Однако не во всех случаях получала желаемого результата, но решение этих задач мне помогло активное мною партнерство с родителями. Необходима четкая система взаимодействия с родителями детей. Работу с родителями условно разделила на две части.
Первая часть включает анализ роли влияния положительного примера взрослых, жизненного принципа, компетентности, культуры. Использовала общепринятые методы – анкетирование, беседа.
Вторая часть включает практическую деятельность, в которой применяю коллективные – родительские собрания, в которых организую совместные игры детей с родителями в детском саду. Родители в ходе игры имеют возможность понаблюдать за жизнью своего ребенка в группе, увидеть и разделить с ним успехи. Игры создает благоприятную атмосферу на родительском собрании. В результате привлекаю внимание родителей к детской игре как деятельности, которая наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в познавательном и эмоциональном общении с взрослым и сверстниками. Развитие добрых чувств должно начинаться с раннего возраста ребенка под руководством педагога и родителей. Разработанная мною система работы, в которой я применяю игровую деятельность, позволила воспитать уважительное отношение к окружающим, умение принимать участие в коллективных делах, наладить отношения детей со сверстниками, подготовила их к сотрудничеству, в котором все делают одно общее дело. Игровая деятельность способствует объединению детей, побуждает договариваться и согласовывать свои действия, становятся сплоченнее, дружнее. Я рада, что у меня, есть возможность воспитать свободную, добрую, творческую, нравственную личность, через игровую деятельность, осознающую свою необходимость в современном мире, жить в нем в радости и любви!
В своей работе я использую такие формы работы с родителями:
1. Родительские собрания;
2. Викторины «Учимся играя», «Поиграй-ка»
3. Анкетирование и тестирование родителей «Игры и игрушки в жизни ребёнка, их значение и умственное развитие»
4. Индивидуальные консультации, рекомендации;
5. Наглядные виды работы (информационные стенды, папки - передвижки, выставки детских работ, демонстрация картотеки игр, показ и пояснение соответствующей литературы).
6. Индивидуальная работа с детьми
7. Помощь родителей детскому саду в оформлении игровых уголков.
Анализ результативности опыта.
Результатом проводимой мною работы явилась положительная динамика игровой деятельности детей. Использование нетрадиционных игровых методов и приёмов с дошкольниками позволило добиться высоких стабильных результатов, реализации поставленных задач. Дети стали активны, коммуникабельны в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях общения. Научились согласовывать тему игры, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Дошколята стали больше проявлять творческую самостоятельность в игре.
Повысился интерес детей к играм, что подтверждает эффективность использования нетрадиционных методов и приёмов в развитии игровой деятельности. Родители стали больше внимания уделять играм с детьми. Представленный опыт доказывает, что необходимо использовать нетрадиционные разнообразные игровые методы и приёмы, которые позволяют сделать процесс игровой деятельности интересным и доступным.
В результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую. Широко использовала в своей работе игры-показы.
Результат опыта :
- повысился уровень речевого развития и речевого этикета;
- появилось умение контролировать свое эмоциональное состояние, и состояние детей;
- появилось осознанное поведение и общение в обществе.
- повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
В своей педагогической практике я столкнулся с определенными трудностями проблемного обучения. Игра – отображение жизни людей: играя ребёнок подражает им, моделирует разнообразные ситуации и отношения. Современные дети не знают, чем занимаются их родители. Свои впечатления ребенок получает, сидя у телевизора. Детские мультфильмы и передачи в последнее время весьма сомнительного характера. В связи с «загруженностью» родителей у дошкольников мало новых ощущений, эмоций, мероприятий помимо детского сада. А без этого опыта развитие игры не представляется возможным.
В своих играх дети отображают то, что видят в жизни взрослых. Дети в современном детском саду не знают, кем работают их родители. Какие профессии сейчас преобладают? Менеджеры, агенты, риелторы и т. д. сами родители не знают как объяснить ребенку, в чем заключается их работа. Из жизни детей уходят профессии плотника, портного, почтальона и т. д. При использовании игрового метода обучения дошкольников могут возникнуть такие трудности: дети могут увлечься игрой и легко перейти от цели к мотиву, в этом случае игра теряет свое образовательное содержание, превращается только в развлечение. Основной потребностью детей дошкольного возраста является игра. Дети живут и самовыражаются в играх. Поэтому основной формой занятий должна быть игра, в которой дети осваивают новые умения, отношения с другими детьми. Дошкольник легко учиться в игре.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный опыт может быть использован педагогами с детьми среднего дошкольного возраста в организованной образовательной и совместной деятельности.
Мой педагогический опыт обобщен и расположен в электронном портфолио на международном образовательном портале MAAM.RU. Ссылка на страницу портфолио: www.maam.ru/users/583609., и также на сайте образовательного учреждения: https://ds-alenkii-cvetochek.a2b2.ru/spec/edu.