Александра Осипова
Педагогический доклад «Использование приемов нейропсихологии в работе педагога-психолога ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический доклад
«Использование приемов нейропсихологии в работе педагога-психолога ДОУ»
Осипова А. Н., педагог-психолог ДОУ
Модут, 2020г.
Оглавление
1. введение
2. Основная часть:
2.1. нейропсихология как наука
2.2. использование приемов нейропсихологии в работе педагога-психолога ДОУ
3. заключение
Использованная литература
Введение
Публикация «Педагогический доклад „Использование приемов нейропсихологии в работе педагога-психолога ДОУ“» размещена в разделах
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Актуальность проблемы. В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи наблюдают среди современной детской популяции катастрофическое нарастание целого ряда нарушений как соматического, так и психологического характера. Специалисты отмечают массы детей, которые демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии и т. д. ; различные психопатологические феномены (агрессивность, повышенную возбудимость/истощаемость, склонность к неврозо- и психопатоподобным явлениям); соматическую и психосоматическую уязвимость. В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности таких детей к обучению и адекватной адаптации к социуму (Л. С. Цветкова, Т. В. Ахутина и Н. М. Пылаева, А. А. Цыганок, Н. К. Корсакова и Ю. В. Микадзе и др.). В подобных ситуациях возникает ряд вопросов: «Как помочь ребенку?», «Где и как поставить правильный диагноз?», «В компетентности каких специалистов (невролога, психиатра, клинического психолога) находится первоочередная терапия таких детей», а так же не менее актуальный «Как в условиях современного дошкольного образования обеспечить наиболее эффективное психологическое сопровождение детей с нейропсихическими нарушениями?».
Практикующим психологам ответить на эти вопросы может помочь детская нейропсихология. Нейропсихология детского возраста — наука о формировании мозговой организации психических процессов человека. С точки зрения нейропсихологического подхода, большинство вышеперечисленных проблем среди детей во многом связано с проявлением так называемого «дисгенетического синдрома» : внутриутробной и/или возникшей в младенчестве дисфункции, органической или функциональной, наиболее рано созревающих подкорковых (в первую очередь стволовых, ростральной частью которых является гипоталамо-диэнцефальная область) структур головного мозга (А. В. Семенович).
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ– это относительно молодое направление, развивающееся на стыке нейронауки, психологии и психофизиологии. Нейропсихология занимается исследованием связей между функционированием головного мозга и психическими процессами, поведением. Она была основана в середине ХХ века выдающимся отечественным психологом А. Р. Лурия. В первые десятилетия своего существования нейропсихологическая наука преимущественно была направлена на изучение работы мозга взрослого человека, однако в последнее время всё большее внимание уделяется закономерностям развития детского мозга.
Объект исследования: процесс нейропсихологической работы с дошкольниками с нарушениями развития.
Предмет исследования: нейропсихологический подход в работе педагога-психолога ДОУ с дошкольниками с нарушениями в развитии.
Цель исследования: теоретически обосновать особенности нейропсихологического подхода педагога-психолога в работе с детьми-дошкольниками с нарушениями развития.
Задачи:
1. проанализировать психологическую, нейропсихологическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. уточнить понятие нарушений развития с точки зрения нейропсихологии;
3. выявить условия формирования и развития речи детей с нарушениями развития;
4. выявить причины нарушения развития у детей дошкольного возраста;
5. охарактеризовать специфику нейропсихологической диагностики детей с нарушениями развития;
Гипотеза: Применение данных нейропсихологического исследования позволит в короткие сроки диагностировать нарушения развития и предложить развивающую психокоррекционную программу для ее восстановления.
Методы исследования: теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы по нейропсихологии; изучение нейропсихологического опыта; анализ и обобщение материала, полученного в результате исследования.
Новизна: нейропсихологическая диагностика и коррекция развития дошкольников с помощью нейропсихологических методов и приемов является новым подходом в работе педагога-психолога ДОУ;
Практическая значимость: результаты работы, упражнения можно использовать в коррекции развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, нескольких приложений.
Нейропсихологическая диагностика — это психологический метод на основе нейропсихологических проб (специальные задания, рисунки, рассматривание картинок, составление рассказов и ответы на вопросы). Автором нейропсихологических диагностических проб является российский учёный Александр Романович Лурия. Современный метод адаптирован специально для детей. Я изучила и систематизировала дифференцированные по возрасту методы и стимульный материал адаптированный Глозман Ж. М., Потаниной А. Ю, Соболевой А. Е. для нейропсихологической диагностики дошкольников. Где даны принципы, критерии и шкалы для количественной оценки результатов нейропсихологического анализа и их динамики в ходе коррекционно-развивающего обучения.
Такое тестирование позволяет:
• понять актуальную картину сформированности мозговых структур;
• обнаружить причины трудностей поведения и обучения;
• определить степень готовности ребёнка к школьному обучению;
• прогнозировать возможные трудности в обучении в школе;
• получить рекомендации, как развивать ребёнка, на что обращать внимание.
Пройти нейропсихологическое обследование полезно любому ребёнку от 5 лет (особенно перед школой, чтобы знать, как готовить ребёнка, на что делать акцент) и до 9 лет (младший школьный возраст, когда обнаруживаются трудности в обучении). Этот временной период является самым благоприятным для возможных изменений и коррекции трудностей.
Следует провести нейродиагностику, если ребё нок:
• пишет, рисует левой рукой;
• имеет проблемы с памятью;
• медлителен или излишне активен;
• плохо усваивает учебный материал;
• не может описать картинку,скопировать рисунок;
• мало ползал или не ползал совсем;
• с трудом высиживает 15 минут на одном месте;
• двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;
• невнимателен, часто отвлекается, быстро устаёт;
• пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально;
• имеет повышенный или пониженный тонус;
• имеет в анамнезе ММД, СДВГ, ЗПР, ЗРР;
• у него дизартрия, дисграфия, дислексия, дискалькулия.
Желательно проводить её в первой половине дня, чтобы ребёнок не был усталым, а также не болел. Перегрузка и сниженный иммунитет сказываются на результатах диагностики — картина становится необъективной, ребёнок вероятнее всего покажет низкие результаты.
Родителям необходимо заполнить достаточно подробный анамнез — историю развития ребё нка: беременность, роды, 1-й год жизни.
Нейропcихoлогические коррекционные занятия должны строиться по принципу замещающего онтогенеза (принцип развития ребёнка от рождения до настоящего времени — автор А. В. Семенович).
Свои занятия я строю на основе программы «Умные движения» О. Н. Яровой, адаптируя занятия для дошкольного возраста.
Oсновная цель занятий — воздействуя на сенсомоторный уровень и учитывая общие закономерности естественного развития ребёнка, активизировать развитие всех высших психических функций и особенно проблемных, отстающих сфер.
Занятия делятся на 2 части:
Первая часть — «на ковре» — собственно двигательная коррекция, включающая в себя упражнения и задания на повышение работоспособности и тонуса, формирование межполушарных связей, усвоение двигательных программ, построение схeмы тела, усвоение понятий «право» — «лево», снижение импульсивности, снижение инертности, повышение уровня произвольности и самоконтроля, расслабление.
Упражнения подбираются таким образом, чтобы ребёнок мог компенсировать пропущенные двигательные этапы (например, ползание). Bсе упражнения преподносятся в игровой форме и приглашают самого ребёнка развивать свою фантазию и речь.
Для оптимизации функционального статуса глубинных образований мозга, формирования базиса подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий используют специальные дыхательные упражненя, массаж и самомассаж;
для оптимизации и стабилизации общего тонуса тела используют растяжки, релаксацию;
для работы с с локальными мышечными зажимами и дистониями, расширения сенсомоторного репертуара использую специальные упражнения для глаз, речевого аппарата, шеи, плеч, рук, ног;
на формирование одновременных и реципрокных координаций оказывают положительное влияние не только упражнения, включающие взаимодействия рук и ног, но так же и сочетание движений правой и левой половины тела;
для формирования навыков внимания и преодоления стереотиаов упражнения строятся по следующему принципу: задается условный сигнал и соответствующая ему реакция.
Вторая часть — задания «за столом», направленные на активизацию и развитие всех высших пcихических функций (внимания, мышления, памяти, воображения, ориентировка на листе бумаги и т. д.) с учётом проблематики ребёнка. В этой части занятия используются различные дидактические игры и методики.
Для развития соматогностических, тактильных и кинестетических процессов использую игры :
«Повтори позу». Ребенок повторяет за психологом позу (затем несколько поз, в создании которой участвует все тело.
«Телесные фигуры, буквы и цифры». Придумайте вместе с ребенком, как можно изобразить пальцами рук, а также всем телом фигуры, буквы и цифры. Обязательно проиграйте все варианты перед зеркалом. В этой игре могут участвовать несколько человек, тогда «телесные» буквы и цифры будут составляться всеми детьми одновременно.
«Игра с палочками». Предложите ребенку комплект палочек разной длины (2 — 7 см, толщины и фактуры. Пусть он с закрытыми глазами разложит их на однородные кучки. И др.
Развитие зрительного гнозиса: разрезные картинки, выбор недостающего фрагмента изображения, чего здесь не хватает, дорисуй предмет до целого, что здесь изображено, что перепутал художник и т. п.
Необходимо развивать пространственные и квазипространственные представления. К ним относится освоение 1) телесного пространства - Базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) с определенным движением, например: «вперед», «назад», «вверх», «вправо» и «влево» — простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону; «вниз» — приседание. Здесь же закрепляются понятия «дальше», «ближе» и т. п. Вначале ребенок выполняет движения вместе с психологом, который и поясняет (означивает) каждое направление. Большую пользу здесь приносит зеркало, перед которым движения выполняются. 2)освоение внешнего пространства; следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к двигательным и графическим схемам Психолог диктует траекторию, по которой нужно найти предмет в комнате или здании. Далее осуществляется совместное, а затем самостоятельное составление планов (комнаты, класса, улицы и т. д.). «Проведи линию». По инструкции психолога ребенок проводит определенные линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т. д.) в определенном направлении, не отрывая карандаш от бумаги. Например: «Из центра листа (ставим точку) проводим волнистую линию вверх, затем — прямую линию в левый нижний угол» и т. д. На следующем этапе проводится работа в тетради в клеточку — «Графические диктанты», расставь значки, соедини точки и т. п.
Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, Кубики Коса, «Танграм», «Квадраты Никитина», игра «Разноцветные квадраты», мозаики и т. п. Так, в частности, ребенку важно при усвоении букв и цифр самому «сваять» их из пластилина или проволоки.
Формирование «квазипространственных» представлений начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями. Например, ребенку предлагается выполнить следующее: «Встать (или присесть) перед, за, слева, справа, на, под предмет», «Поставить или положить предмет перед, за, слева, справа, над, под собой» и т. п. Постепенно через вербальное обозначение соответствующих пространственных представлений осуществляется переход от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» и т. д.
Для развития кинетических процессов используются разнообразные задания в тетради в клетку, задания закрути спираль-раскрути спирать,обведи точки раскрась, зеркальный узор, проложи узор, дорисуй в определенной последовательности, продолжи орнамент, зачеркни букву и т. п.
Используются различные упражнения для развития фонематического слуха, зрительной, слуховой памяти.
Так же развиваю номинальные процессы. Номинация (наименование, называние) — это процесс соотнесения образа предмета с соответствующим ему словом-наименованием. Называние начинает формироваться на самых ранних этапах речевого развития ребенка и продолжается на протяжении длительного времени. Для адекватного формирования образа предмета необходимо, чтобы он был представлен в сознании ребенка комплексом разнообразных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и т. д.). В дальнейшем это позволит ему не путать колокольчик с ландышем, коньки с лыжами, весну с осенью.
«Я знаю пять». Это всем известная старая игра, в ходе которой ребенок одновременно с ударом по мячу называет несколько слов. Это могут быть имена мальчиков, девочек; названия растений, животных, предметов красного цвета, цветов и т. д.
«Закончи словосочетания». Предложите ребенку подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетания:
хитрая, рыжая; настольная; репчатый; спелое, сладкое; душистое, туалетное; куриное; зеленый; желторотый; колючий и т. п.
«Сравнение понятий». Предложите ребенку подобрать подходящие определения с противоположным значением.
Морковь сладкая, а редька.
Молоко жидкое, а сметана.
Трава низкая, а дерево.
Зима холодная, а лето.
Сажа черная, а мел.
Сахар сладкий, а перец. и т. п.
Обязательно используются игры и упражнения на развитие саморегуляции, произвольности, произвольного внимания, развиваю коммуникативные навыки, формирую понимание причинно-следственных связей, последовательности (составление рассказа по сюжетным картинкам, подбери следующее первый., завтрак-, лето -).
Развиваются интеллектуальные процессы: дети должны знать обобщающие слова, находить сходства и различия, закономерность, классификацию, лишнее слово, лабиринты, схемы, полянка Венгера, залатай коврик Равенна и т. п.
Занятия эффективнее всего проводить с частотой 2–3 раза в неделю и длительностью от 1 часа (зависит от возраста и ребёнка и его возможностей) до 1,5 часов. Причём занятия не должны проходить 2 дня подряд. Важно, чтобы между ними был перерыв и ребёнок мог отдохнуть. В перерывах между занятиям ребёнку на дом даё тся домашнее задание: это могут быть определённые движения, которые надо потренировать, а также задания на листочках в игровой форме (задания зависят от актуальных проблем ребёнка — внимание, ориентировка в пространстве, например).
В конце коррекционного курса нужно провести вторичное нейропсихологическое тестирование, чтобы отследить результаты работы.
В идеале количество занятий зависит от трудностей конкретного ребёнка. Если это подготовка к школе, занятия длятся в течение 1 года 2 раза в неделю. Если у ребёнка серьёзные проблемы (например, задержка речевого развития, гиперактивность, занятия могут занимать и больше времени. Можно проходить курсы занятий (минимум по 15 занятий). Курсов может быть несколько, с перерывами по 3–6 месяцев.
Нейропсихологические коррекционные занятия проводятся с детьми от 3–4 лет (чаще всего при имеющихся поведенческих трудностях) до 11–12 лет (при проблемах школьного обучения). Этот период — самый благоприятный для занятий, так как после 12 лет мозг практически заканчивает своё морфо-функциональное развитие.
Игровой массаж и самомассаж.
Исследования ученых Института физиологии детей и подростков подтверждают связь речевой и мелкой моторики. Ими установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Анализируя результаты экспериментов, свидетельствующие о тесной связи функции руки и речи, М. М. Кольцова сделала вывод, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под воздействием кинестетических импульсов от рук».
Влияние импульсации с мышц рук имеет такое большое значение только в детстве, пока идет формирование моторной области. Поэтому использование этого факта в работе с детьми особенно актуально.
Кроме традиционной пальчиковой гимнастики в работе с дошкольниками широко используется самомассаж кистей и пальцев рук. Стимуляция активных точек пальцев и ладоней проводится с помощью карандашей, грецких орехов, еловых шишек, массажных мячей и эспандеров, массажных щеток, шнуров с узелками, воздушных шариков с различными наполнителями. Дети выполняют упражнения самомассажа с большим удовольствием, потому что занятия превращаются в занимательную игру.
Тренировать их можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод – массаж, который заключается в поглаживании в направлениях от кончиков пальцев к запястью. Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук:
• поглаживание,
• растирание,
• лёгкое надавливание,
• пощипывание,
• похлопывание,
• сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно.
Используются упражнения :
• катание одного грецкого ореха или шарика,
• катание ребристого карандаша,
• имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке,
• сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.
Можно использовать 3 комплекса упражнений самомассажа:
1. Самомассаж тыльной стороны.
2. Самомассаж ладоней.
3. Самомассаж пальцев рук.
Массаж и самомассаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день на занятиях, физминутках, прогулках до 5минут (малышам, от 3-5 упр., между которыми проводить расслабление мышц. Каждое упр. выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой руки.
Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук.
Выполняя движения, нужно проговаривать действия в стихотворной форме.
Противопоказания к массажу ладоней:
• грибковые и гнойничковые заболевания кожи и слизистых;
• фурункулёз.
При этих заболеваниях нельзя давать в руки детям и то, что может переносить инфекцию.
Пальчиковые упражнения для детей раннего и дошкольного возраста.
Давно известно, что развитие мелкой моторики связано с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые, в свою очередь, «отвечают» за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков.
Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод : ребенка просят показать одни пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети. Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это неговорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Упражнения с детьми младшего возраста необходимо выполнять 3-5 раз в медленном темпе сначала одной рукой, затем – другой, а в завершение – двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими, достаточной точности.
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
В контексте своей профессиональной деятельности каждый воспитатель и психолог хотя бы один раз имел возможность столкнуться с невнимательными, неорганизованными, неспособными сосредоточиться и верно выполнить предложенную работу детьми. В школе такие дети плохо читают, медленно и коряво пишут, делая большое число ошибок, которые взрослые называют «нелепыми». Встречаются и ребята, испытывающие трудности в счете, а также при решении математических задач. В большинстве случаев это не связано с тем, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным. Причины этих и многих других проблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга (наличием правого и левого полушария) и его функционированием.
Как известно, формирование и развитие функциональной асимметрии полушарий начинает происходить с раннего возраста под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов.
Функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования определенной структуры психики. С ней связаны такие психологические противопоставления, как конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление, гибкость и ригидность и т. д. Разная степень выраженности этих психических свойств, уже в значительной мере представленная у ребенка шести лет, формирует склонность к преимущественной опоре на «левополушарный», «правополушарный» или «равнополушарный» типы мышления.
Правополушарный тип. Правое полушарие доминирует у старших дошкольников и у первоклассников в начале учебного года. Оно оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и восприятие пространственных отношений. Обеспечивает синтетическую деятельность мозга; наглядно-образное, трехмерное мышление, связанное с целостным представлением ситуации и тех изменений в ней, которые желательно получить. Информация, поступившая в правое полушарие, обрабатывается быстро. Доминирование правого полушария определяет наличие невербального, практического интеллекта, способность к рисованию и восприятию гармонии форм и цвета, музыкальный слух, артистичность, успех в спорте.
Левополушарный тип. Левое полушарие становится ведущим в конце первого года обучения. Оно оперирует словами, условными знаками, символами; отвечает за счет, письмо; обеспечивает способность к анализу, абстрактное, концептуальное и двумерное мышление. Информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно, медленно. Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, вербальный, теоретический интеллект.
Равнополушарный тип. Отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий. Это обеспечивает их синхронную деятельность в выборе стратегии мышления.
С помощью определенных мозговых структур (в первую очередь, мозолистое тело) правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела. Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий. Отсутствие же слаженности в их работе – основная причина трудностей в учебе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией и аккалькулией (нарушением процесса формирования навыков письма, чтения, счета).
Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка.