Татьяна Мачинская
Педагогический час «Познавательное развитие дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
"Познавательное развитие дошкольников"
Педагогический час
Тема: «Познавательное развитие дошкольников – современные требования к реализации области».
Старший воспитатель:
МБДОУ ДС №1 СП «Ладушки»
Мачинская Татьяна Васильевна
Добрый день, уважаемые коллеги!
1 слайд: Мы рассматриваем сегодня проблему познавательного развития дошкольников, как она представлена в Госстандарте.
Публикация «Педагогический час „Познавательное развитие дошкольников“» размещена в разделах
2 слайд: Познание подобно трё м ступеням: прошлое, настоящее и будущее. На какую ступень встанешь, по тому пути и пойдёшь. В прошлом мы оставили временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения ФГТ. В настоящем мы на пути внедрения ФГОС. И от того, как мы реализуем эту задачу, зависит и будущее дошкольного образования.
3 слайд: ФГОС ДО трактует познание, как образовательную область, основная цель которой заключается в развитии познавательных интересов и познавательных способностей дошкольников
Такое понимание сущности образовательной области предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.
4 слайд: В Госстандарте используются три термина: что обозначают эти термины, есть ли разница между ними?
Познавательное развитие
Познавательные интересы
Познавательные действия
5 слайд: Познавательные интересы.
? Как вы узнаете, есть ли у ваших детей в группе познавательные интересы? - ОТВЕТЫ
- Конечно, главным образом, это очевидно по количеству и качеству вопросов, которые задают дети (говорящие). Совсем маленькие несут предмет ко взрослому и пытаются донести до него, «спросить» жестами, что это и как с ним действовать.
?- Вспомните, какие вопросы вам задавали дети недавно?
?- Почему вопросы изменяются с возрастом? –(от накопленного опыта и знаний детей).
6 слайд: Познавательные действия.
? Вы наблюдали такие действия у своих детей? (пробы и ошибки действия с предметом – вкладыши, нанизывание на пирамидку меньшего диаметра и т. д.)
- Да, кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, это исследовательско-экспериментальные действия: кубики-вкладыши, мяч скачет, катится, а кубик нет, на мяче можно лежать, а воздушный шар лопается, принесли ведёрко снега, а его становится всё меньше и т. д.
7 слайд: Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах. (Напомните, это что за процессы – мышление, восприятие, память).
? Вспомните и назовите наиболее эффективную форму и метод развития умственных способностей, опираясь на психологические особенности детей раннего возраста. (Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление).
ОТВЕТЫ: Наглядное моделирование.
Конечно, вы совершенно правы.
? В каком виде деятельности применяется?
ОТВЕТЫ:
Моделирование сюжетно-ролевой игры.
В рисовании.
В конструировании.
Моделирование жизни окружающих людей (зона ближайшего окружения).
Моделирование содержания литературных произведений.
Следует запомнить, что Госстандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования (текст ФГОС пункт 1.4.7).
8 слайд: А в задачах, которые ставит ФГОС, есть и такая: «формирование общей культуры личности детей… развитие интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности. Это пункт 1.6.6.
9 слайд: Давайте обратимся ко второму разделу ФГОС.
? – Вы, помните, как он называется? (ответы)
- Да, это требования к структуре образовательной программы и её объёму. Здесь определяется в числе других образовательных областей и содержание познавательного развития.
Понятно, что конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Давайте вспомним и отметим те виды деятельности, в которых наиболее эффективно реализуется содержание познавательного развития детей раннего возраста.
ОТВЕТЫ: перечисляют.
Хорошо, а теперь закрепим, внимание на экран.
10 слайд: Предметная деятельность.
11 слайд: Экспериментирование.
12 слайд: Общение со сверстниками.
13 слайд: Совместные игры со сверстниками.
14 слайд: Самообслуживание.
15 слайд: Чтение художественной литературы
16 слайд: Рассматривание картинок.
17 слайд: Двигательная активность.
18 слайд: Игровая деятельность.
19 слайд: Коммуникативная деятельность
20 слайд: Познавательно-исследовательская деятельность
21 слайд: Художественно-эстетическое развитие.
Таким образом, ФГОС ДО (стандарт) – это документ, который не требует унифицировать дошкольное образование, а даёт возможность в разных ситуациях через различные виды деятельности создавать условия, необходимые для успешного познавательного развития дошкольников.
22 слайд: В третьем разделе ФГОС определены требования к условиям реализации основной образовательной программы (ООП).
Каких-то особых требований к образовательной области «Познавательное развитие» - нет. Мы должны учитывать все требования к психолого-педагогическим условиям организации образовательного процесса. Внимание на экран.
23 слайд: Бесспорно, обучение будет эффективным и успешным, если будут соблюдаться психолого-педагогические условия воспитательно-образовательного процесса.
24 слайд: Рассмотрим основные из них: это - если ребёнок чувствует себя значимым человеком. В этом случае малыш не боится ошибиться, задаёт вопросы.
25 слайд: Форма обучения должна соответствовать возрасту детей и предпочтительнее всего – это должно быть игровое обучение.
26 слайд: ребёнок стремится к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. Важно, какую позицию при этом выбрал воспитатель.
? Какой, по вашему мнению, должна быть эта позиция? (ответы)
- Да, конечно, лучше всего позиция партнёра, но партнёра знающего, умеющего и авторитетного, которому хочется подражать.
Известный французский педагог говорил, что дети учатся не столько от учителя, сколько от других детей. И это действительно так, сверстникам подражать легче, особенно, если с ними установлены доброжелательные отношения (ФГОС пункт 3.2.1).
В этом случае возможно Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия (ФГОС пункт 3.2.1).
27 слайд: Познавательное развитие предполагает какие-то «открытия», решение каких-то значимых для него задач самостоятельно.
Педагог должен всячески поощрять любую инициативу к использованию продуктивных и конструктивных действий, специально создавать для этого условия.
Никогда не принесёт пользы познавательному развитию любая форма насилия.
Но прямопротивоположное действие оказывает Вовлечение родителей в образовательную деятельность (ФГОС пункт 3.2.1). Вместе с родителями всё усваивается быстрее, прочнее и осознаннее.
28 слайд: В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС названа Развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами (ФГОС пункт 3.3.1. 1)
29 слайд: Вы, конечно, помните принципиальное отличие Госстандарта от ФГТ. В чём оно заключается?
Конечно, это четвёртый раздел «Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы.
? Озвучьте термин, в котором эти требования формулируются (целевые ориентиры).
Верно, это целевые ориентиры. Нам сейчас важно выделить те целевые ориентиры, которые позволяют оценить эффективность познавательного развития детей раннего возраста.
30 слайд: Итак, для раннего возраста важно, чтобы ребё нок:
Интересовался окружающими предметами.
Активно действовал с ними и игрушками.
Проявлял настойчивость в достижении результата.
31 слайд: Важными показателями познавательного развития являются :
1. Проявление любознательности – задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы, поступкам людей.
2. Склонность к экспериментированию.
3. Наличие знаний о себе, природном и социальном мире.
4. Владеет системой эталонов, соотносит свойство предмета с эталоном, выделяя сходство и отличие.
5. Гуманное ценностное отношение к природе становится более устойчивым.
6. Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания с целью решения практических задач, переноса в новые условия.
К концу пребывания ребёнка в детском саду мы должны помочь ему освоить начальные представления в области естествознания, математики, истории. Научить, опираясь на соответствующие знания, принимать самостоятельные решения в различных видах деятельности.
Как показатель преемственности со школой рассматривается формирование предпосылок учебной деятельности.
32 слайд: Заканчивая обсуждение темы, хочу зачитать высказывание руководителя рабочей группы по разработке ФГОС Александра Григорьевича Асмолова:
«Только через деятельность можно реализовать познавательные задачи и развивать познавательные навыки. Надо не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми, дать целевые ориентиры для уникальных программ дошкольного образования, которые были и есть в нашей стране. Нельзя рассматривать дошкольное детство исключительно, как рассматривали раньше, то есть как подготовку к школе».
33 слайд: Спасибо за работу! Желаю вам успехов в развитии познавательных интересов и познавательных способностей детей!