Папки-передвижки

Педагогический час «Познавательное развитие дошкольников»

Татьяна Мачинская
Педагогический час «Познавательное развитие дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

"Познавательное развитие дошкольников"

Педагогический час

Тема: «Познавательное развитие дошкольников – современные требования к реализации области».

Старший воспитатель:

МБДОУ ДС №1 СП «Ладушки»

Мачинская Татьяна Васильевна

Добрый день, уважаемые коллеги!

1 слайд: Мы рассматриваем сегодня проблему познавательного развития дошкольников, как она представлена в Госстандарте.

Публикация «Педагогический час „Познавательное развитие дошкольников“» размещена в разделах

2 слайд: Познание подобно трё м ступеням: прошлое, настоящее и будущее. На какую ступень встанешь, по тому пути и пойдёшь. В прошлом мы оставили временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения ФГТ. В настоящем мы на пути внедрения ФГОС. И от того, как мы реализуем эту задачу, зависит и будущее дошкольного образования.

3 слайд: ФГОС ДО трактует познание, как образовательную область, основная цель которой заключается в развитии познавательных интересов и познавательных способностей дошкольников

Такое понимание сущности образовательной области предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.

4 слайд: В Госстандарте используются три термина: что обозначают эти термины, есть ли разница между ними?

Познавательное развитие

Познавательные интересы

Познавательные действия

5 слайд: Познавательные интересы.

? Как вы узнаете, есть ли у ваших детей в группе познавательные интересы? - ОТВЕТЫ

- Конечно, главным образом, это очевидно по количеству и качеству вопросов, которые задают дети (говорящие). Совсем маленькие несут предмет ко взрослому и пытаются донести до него, «спросить» жестами, что это и как с ним действовать.

?- Вспомните, какие вопросы вам задавали дети недавно?

?- Почему вопросы изменяются с возрастом? –(от накопленного опыта и знаний детей).

6 слайд: Познавательные действия.

? Вы наблюдали такие действия у своих детей? (пробы и ошибки действия с предметом – вкладыши, нанизывание на пирамидку меньшего диаметра и т. д.)

- Да, кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, это исследовательско-экспериментальные действия: кубики-вкладыши, мяч скачет, катится, а кубик нет, на мяче можно лежать, а воздушный шар лопается, принесли ведёрко снега, а его становится всё меньше и т. д.

7 слайд: Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах. (Напомните, это что за процессы – мышление, восприятие, память).

? Вспомните и назовите наиболее эффективную форму и метод развития умственных способностей, опираясь на психологические особенности детей раннего возраста. (Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление).

ОТВЕТЫ: Наглядное моделирование.

Конечно, вы совершенно правы.

? В каком виде деятельности применяется?

ОТВЕТЫ:

Моделирование сюжетно-ролевой игры.

В рисовании.

В конструировании.

Моделирование жизни окружающих людей (зона ближайшего окружения).

Моделирование содержания литературных произведений.

Следует запомнить, что Госстандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования (текст ФГОС пункт 1.4.7).

8 слайд: А в задачах, которые ставит ФГОС, есть и такая: «формирование общей культуры личности детей… развитие интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности. Это пункт 1.6.6.

9 слайд: Давайте обратимся ко второму разделу ФГОС.

? – Вы, помните, как он называется? (ответы)

- Да, это требования к структуре образовательной программы и её объёму. Здесь определяется в числе других образовательных областей и содержание познавательного развития.

Понятно, что конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Давайте вспомним и отметим те виды деятельности, в которых наиболее эффективно реализуется содержание познавательного развития детей раннего возраста.

ОТВЕТЫ: перечисляют.

Хорошо, а теперь закрепим, внимание на экран.

10 слайд: Предметная деятельность.

11 слайд: Экспериментирование.

12 слайд: Общение со сверстниками.

13 слайд: Совместные игры со сверстниками.

14 слайд: Самообслуживание.

15 слайд: Чтение художественной литературы

16 слайд: Рассматривание картинок.

17 слайд: Двигательная активность.

18 слайд: Игровая деятельность.

19 слайд: Коммуникативная деятельность

20 слайд: Познавательно-исследовательская деятельность

21 слайд: Художественно-эстетическое развитие.

Таким образом, ФГОС ДО (стандарт) – это документ, который не требует унифицировать дошкольное образование, а даёт возможность в разных ситуациях через различные виды деятельности создавать условия, необходимые для успешного познавательного развития дошкольников.

22 слайд: В третьем разделе ФГОС определены требования к условиям реализации основной образовательной программы (ООП).

Каких-то особых требований к образовательной области «Познавательное развитие» - нет. Мы должны учитывать все требования к психолого-педагогическим условиям организации образовательного процесса. Внимание на экран.

23 слайд: Бесспорно, обучение будет эффективным и успешным, если будут соблюдаться психолого-педагогические условия воспитательно-образовательного процесса.

24 слайд: Рассмотрим основные из них: это - если ребёнок чувствует себя значимым человеком. В этом случае малыш не боится ошибиться, задаёт вопросы.

25 слайд: Форма обучения должна соответствовать возрасту детей и предпочтительнее всего – это должно быть игровое обучение.

26 слайд: ребёнок стремится к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. Важно, какую позицию при этом выбрал воспитатель.

? Какой, по вашему мнению, должна быть эта позиция? (ответы)

- Да, конечно, лучше всего позиция партнёра, но партнёра знающего, умеющего и авторитетного, которому хочется подражать.

Известный французский педагог говорил, что дети учатся не столько от учителя, сколько от других детей. И это действительно так, сверстникам подражать легче, особенно, если с ними установлены доброжелательные отношения (ФГОС пункт 3.2.1).

В этом случае возможно Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия (ФГОС пункт 3.2.1).

27 слайд: Познавательное развитие предполагает какие-то «открытия», решение каких-то значимых для него задач самостоятельно.

Педагог должен всячески поощрять любую инициативу к использованию продуктивных и конструктивных действий, специально создавать для этого условия.

Никогда не принесёт пользы познавательному развитию любая форма насилия.

Но прямопротивоположное действие оказывает Вовлечение родителей в образовательную деятельность (ФГОС пункт 3.2.1). Вместе с родителями всё усваивается быстрее, прочнее и осознаннее.

28 слайд: В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС названа Развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами (ФГОС пункт 3.3.1. 1)

29 слайд: Вы, конечно, помните принципиальное отличие Госстандарта от ФГТ. В чём оно заключается?

Конечно, это четвёртый раздел «Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы.

? Озвучьте термин, в котором эти требования формулируются (целевые ориентиры).

Верно, это целевые ориентиры. Нам сейчас важно выделить те целевые ориентиры, которые позволяют оценить эффективность познавательного развития детей раннего возраста.

30 слайд: Итак, для раннего возраста важно, чтобы ребё нок:

Интересовался окружающими предметами.

Активно действовал с ними и игрушками.

Проявлял настойчивость в достижении результата.

31 слайд: Важными показателями познавательного развития являются :

1. Проявление любознательности – задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы, поступкам людей.

2. Склонность к экспериментированию.

3. Наличие знаний о себе, природном и социальном мире.

4. Владеет системой эталонов, соотносит свойство предмета с эталоном, выделяя сходство и отличие.

5. Гуманное ценностное отношение к природе становится более устойчивым.

6. Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания с целью решения практических задач, переноса в новые условия.

К концу пребывания ребёнка в детском саду мы должны помочь ему освоить начальные представления в области естествознания, математики, истории. Научить, опираясь на соответствующие знания, принимать самостоятельные решения в различных видах деятельности.

Как показатель преемственности со школой рассматривается формирование предпосылок учебной деятельности.

32 слайд: Заканчивая обсуждение темы, хочу зачитать высказывание руководителя рабочей группы по разработке ФГОС Александра Григорьевича Асмолова:

«Только через деятельность можно реализовать познавательные задачи и развивать познавательные навыки. Надо не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми, дать целевые ориентиры для уникальных программ дошкольного образования, которые были и есть в нашей стране. Нельзя рассматривать дошкольное детство исключительно, как рассматривали раньше, то есть как подготовку к школе».

33 слайд: Спасибо за работу! Желаю вам успехов в развитии познавательных интересов и познавательных способностей детей!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Познавательное развитие дошкольников» На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.

Познавательное развитие дошкольников на основе нетрадиционных дидактических игр и пособий «Познавательное развитие дошкольников на основе нетрадиционных дидактических игр и пособий» Познавательная активность, сформированная.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через познавательное развитие и региональный компонент Слайд 1 Формированию нравственных ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике К. Д. Ушинский. Нравственное воспитание,.

Педагогический совет «Художественно — речевое развитие дошкольников» Сценарий заседания педагогического совета «Художественно – речевое развитие дошкольников» Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти.

Педагогический совет «Речевое развитие дошкольников»Педагогический совет «Речевое развитие дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста. Задачи: 1) вызвать у педагогов осознание необходимости.

Педагогический совет — деловая игра «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Педагогический совет - деловая игра "Познавательно-речевое развитие дошкольников" Подготовка 1. Для уточнения своих знаний педагогам предлагается.

Познавательное развитие дошкольников среднего и старшего возраста Познавательное развитие детей среднего и старшего возраста. Познание - сложное образование, в котором можно выделить 2 компонента, неразрывно.

Консультация «Познавательное развитие для младших дошкольников» В 3-4 года малыш уже владеет большим количеством информации, но она носит бессвязный характер. Он только учится установлению взаимосвязей.

Презентация «Познавательное развитие старших дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность» Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и так стремительны, что человеку всё реже удаётся сохранять гармонию с окружающим, используя.

Родительское собрание для детей 5–6 лет «Познавательное развитие дошкольников с использованием современных образов» Тема «Познавательное развитие дошкольников с использованием современных образовательных технологий: палочек Кюизенера и блоков Дьенеша».

Автор публикации:
Педагогический час «Познавательное развитие дошкольников»
Опубликовано: 3 июля 2018 в 09:15
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический час «Познавательное развитие дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Мачинская (УИ 26417) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД