Елена Полуказакова
Педагогический совет «Художественно — речевое развитие дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий заседания педагогического совета «Художественно – речевое развитие дошкольников»
Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам и он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету.
К. Д. Ушинский
Публикация «Педагогический совет „Художественно — речевое развитие дошкольников“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Художественно – речевое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.)
Первое, что мы себе представляем, когда слышим «художественно – эстетическое восприятие – это приобщение ребенка к художественному слову. Художественная литература служит средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.
К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Планшет заменил ребенку книгу. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не учится думать и делать выводы.
В художественной литературе, в поэтических образах открывается ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Умение понимать литературное произведение не приходит само собой, его нужно развивать с раннего детства. Поэтому мы, педагоги, должны учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.
Таким образом, чтение можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.
Блиц-опрос.
1. Какие литературные жанры вы знаете? (рассказ, стихотворение, сказка, легенда, предание, ода, повесть, роман, былина, загадка, потешка, считалка, пословица, басня и пр.)
2. Следует ли сочетать несколько произведений на одном занятии? (Можно, если они небольшого содержания; объединить их по принципу тематического единства)
3. Надо ли объяснять незнакомые слова и если надо, то когда? (Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения и слова дети не поймут и это будет служить препятствием к восприятию заранее, и если из-за непонятных слов дети не поймут содержание, то и эти слова и выражения лучше объяснить. Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринимать основную мысль автора, то и не следует объяснить им эти слова. Что получилось бы, если воспитатель задался бы целью объяснить все незнакомые слова в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Таких слов немало: откуп, чупрун, пряха и т. д. Однако и без объяснения этих слов сюжет сказки, характеры старика и злой, жадной старухи воспринимаются очень живо. Права Е. И. Тихеева, которая говорила, что «Лучше недообъяснить, чем переобъяснить».
4. Когда уместен на занятии по ознакомлению с художественной литературой показ иллюстраций? (Для активизации детского внимания можно иногда перед чтением показать красочную обложку. Если книга состоит из отдельных произведений и каждое проиллюстрировано, чтение можно сопровождать показом рисунков. При чтении книг, в которых художник иллюстрировал отдельные сцены, лучше всего прочитать целиком произведение, а затем показать иллюстрации, но и то, если они крупные. Если же рисунки мелкие, то во время занятия книга оставляется в книжном уголке детям для рассматривания.
5. Назовите особенности сказок? (Трё хкратное повторение: 3 сына, 3 сестры, 3 медведя, 3 раза невод закинул старик. Повторы: бежит – бежит не выбежит, течёт-течёт не вытечет, скоро-скоро. Забавные прозвища: Мышка-норушка, лягушка-квакушка и т. д. Противостояния: добро и зло, трудолюбие и лень, ум и глупость. Почти во всех сказках счастливый конец. Устойчивые выражения и эпитеты: слезами умывалась, как сыр в масле, добры молодцы, красны девицы. Встречается число 7: «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Репка» (7 персонажей).
О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Всё дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.
Оказывается, у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, особенно у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады стали приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Рожкова А. Н. «Развитие речи посредством тестопластики»
В дошкольном возрасте мышление является наглядно – действенным и наглядно – образынм, а е словесно – логическим, поэтому для детей гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.
Наглядное – моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Оно происходит с помощью:
• Опорных схем
• Мнемотаблиц
• Пиктограмм
• Предметных картинок
Использование наглядного моделирования в раннем детстве способствует развитию мышления ребенка : схематические (контурные, теневые) изображения знакомых предметов, животных, людей, введение элементарных символов, заменяющих реальных персонажей произведений по какому-либо характерному признаку, приучают детей мыслить, запоминать и соотносить форму, величину, цвет. В конечном счете развивается речь ребенка : обогащается словарь, создаются предпосылки для развития связной речи.
Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора, значки машин и т. п. Всё это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.
Действия с моделями осуществляются в следующей последовательности:
1. Замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а зетем дети придумывают условные заместители самостоятельно)
2. Использование готовых моделей (начиная с 3-4 лет)
3. Построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (с 5-6 лет). Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Схемы, символы, модели – это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить. Они должны «рождаться» на глазах детей в виде рисунков, схематических изображений, таблиц. Моделирование рекомендуется использовать при чтении художественной литературы. Для обучения связной речи используется схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно – схематический план смысловой последовательности частей прослушанного текста художественного произведения. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности. читаемый ребенку стишок, схема или рассказ может быть нарисован. Это эффективный способ. Позволяющий выявить содержание и последовательность действий, определенных отношений между персонажами.
Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). При чтении произведений замещенными объектами становятся их герои (люди, звери, гномы, волшебники, а также предметы, с которыми они взаимодействуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине; при этом первостепенная задача – научить ребенка правильно использовать заместители. Замещение основывается на одном различении между персонажами (крокодил – зеленый кружок, солнце – желтый) или двух (волк – большой серый кружок, заяц - маленький белый кружок). Набор заместителей (разных кружков) изготавливает и предлагает ребенку выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например, крокодил, а какой – солнышко.
Первоначально число кружков должно совпадать с числом замещаемых объектов. В дальнейшем можно вводить лишние кружки, чтобы ребенок выбирал нужные. Когда выбор освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов. Например, в сказке, «Колобок» колобок - желтый кружок, волк - серый, медведь – коричневый, лиса - оранжевый.
К одной и той же сказке рекомендуется возвращаться несколько раз. В зависимости от того, насколько ребенок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета.
При пересказе сказки «Заюшкина избушка» можно предложить детям использовать для моделирования заместители – круги разного цвета и размера, затем договориться, какой заместитель будет соответствовать герою сказки. В ходе обсуждения ставить перед ребенком проблемные вопросы.
-Для зайца выбрали круг белый. Круг по размеру должен быть какой – большой, средний или маленький? (Средний, потому что заяц среднего размера по сравнению с волком и лисой.
-Лиса – какой круг, почему? – Оранжевый.
-Волк - какой круг, почему?
-Медведь - коричневый, почему?
Последний из героев Петушок может вызвать затруднение, каким цветов его обозначить? На помощь прочитать стихотворение, где о Петушке говорится, что у него красный гребешок. Красная бородушка, красные сапожки. Совместно с ребенком принять решение, что Петушок будет красного цвета.
«Но на столе остались еще два круга – голубого и коричневого цвета. Почему? Потому что есть еще две избушки: лубяная или деревянная – значит коричневого цвета, и ледяная – значит, голубого. А лес… Как ты думаешь, каким цветом мы его обозначим? Зеленым. Почему?
Таким образом, ребенок сам составит сказку, заменив её персонажей на геометрические фигуры.
Проект решения педагогического совета
С целью совершенствования совместной, специально-организованной и самостоятельной деятельности детей:
1. Использовать создание проблемных ситуаций на занятиях и в свободное время, побуждающих к активности речевой деятельности детей срок –постоянно, ответственные педагоги
2. Для развития речевой активности детей использовать игры, формы элементарной поисковой деятельности срок- постоянно, ответственные педагоги
С целью совершенствования взаимодействия с семьей:
1. В работе с родителями продолжать использовать индивидуальный подход, учитывая личностные особенности каждой семьи. Срок - постоянно, ответственные педагоги
2. Оформить стенды для родителей «Развитие связной речи дошкольника» срок – апрель 2018, ответственные педагоги
В методическую папку воспитателя подготовить материалы :
1. Правила для смелых и упорных педагогов
2. Памятка для воспитателей
Ответственный: зам. зав. по УВР, срок: до 01.03.2018г.