Наталья Петровна Павленкова
Педагогический артистизм и его роль в формировании профессиональной культуры учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
"Дари себя детям!"
Ш. А. Амонашвили
Любое образование - это не только овладение системой знания, но и становление внутреннего мира личности. Внутренний мир личности - предмет исследования многих наук, и в том числе педагогики и психологии.
Педагог должен обладать богатым внутренним миром. Внутренний мир личности - это и искусство самовыражения, способности к перевоплощению, сотворчеству и сопереживанию. Педагогу, в особенности, кто работает с особыми детьми, как творческой личности необходимо раскрыть в себе педагогические способности, уметь применять их на практике, оказывая воздействие на развитие качеств, свойств, умений учеников. Среди педагогических способностей не последнее место занимает педагогический артистизм.
Публикация «Педагогический артистизм и его роль в формировании профессиональной культуры учителя-дефектолога» размещена в разделах
Артистизм - это не только внешние факторы (жесты, мимика, интонация, хотя и они очень значимы для создания атмосферы, но и способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе. Применительно к педагогике артистизм рассматривается как :
- черта личности педагога, некое ее своеобразие (способность перевоплощаться, живость, острота, дар рассказчика и др.);
- совокупность учебных приемов, «техник». Искусство отбора наиболее яркой, а не только значимой, смысловой информации; «техника» задавания вопросов, втягивающих всех в занятие-игру и позволяющих занятию запомниться;
- концепция педагогического творчества.
Роль и место артистизма в преподавании могут меняться при совершенствовании профессиональной деятельности педагога : он может проявляться как качество личности, а по мере накопления профессионального опыта интегрировать все составляющие работы педагога, синтезировать и делать целостной всю его деятельность.
Не вызывает сомнения тот факт, что особое значение педагогический артистизм приобретает в деятельности специалиста коррекционного учреждения. Работа с детьми, имеющими проблемы, связанные со здоровьем, особые нужды, заставляет педагога-дефектолога постоянно помнить, что таким детям нужно не только воспитание и обучение, но, прежде всего, внимание, любовь, человеческое участие. Учитывая особенности детей с отклонениями в развитии и поведении, испытывающих трудности в усвоении содержания учебных предметов, своеобразие профессиональной работы с ними, педагог должен иметь ряд определённых личностных качеств, а также высокий уровень развития педагогических способностей, среди которых не последнее место занимает педагогический артистизм, способствующий успешному осуществлению коррекционно-развивающей работы. Дети, воспринимая и копируя педагога, "заражаясь" его способностями и умениями, сами выйдут на более высокий уровень коммуникативных умений, необходимых для успешной социализации и интеграции в общество.
В структуре педагогического артистизма мы выделили две стороны:
Внутренний артистизм - культура педагога, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество. Образный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в "сценарии" занятия (особенно его первых минутах, внутренняя "настройка" на творчество, самообладание в условиях публичности и др.
Внешний, разомкнутый на класс артистизм - игровая подача, так сказать, "техника" игры, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к деятельности, владение умением самопрезентации, выведение детей на игровой уровень, умелая режиссура занятия.
Учить педагогическому артистизму и развивать его просто необходимо! Артистизм в какой-то степени – это дар. Творчество всегда связано с яркими эмоциями. Общение и совместная деятельность – это та основа, из которой фактически состоит вся жизнь человека.
Говорить о "театре" на уроке нужно не в смысле постановочном, декорационном, оформительском, а в смысле эффекта воздействия. В. И. Немирович-Данченко говорил: "Для того, чтобы возник театр, достаточно площадки, коврика, актера и публики". Точно так же для того, чтобы возник "театр", достаточно места, педагога и ребят. Главная фигура здесь - педагог-актер, педагог-художник, способный особым своим состоянием – артистизмом - воздействовать магически на детей.
Можно сказать, что артистичный педагог реализует неповторимые особенности своей творческой индивидуальности, которые становятся профессиональными качествами. Педагогический артистизм предполагает открытость и непосредственность педагога, умение говорить и действовать напрямую, делиться тем, что есть внутри. При этом вопросов "А что обо мне подумают, как я буду выглядеть?" как бы не существует. Артистичный педагог обладает также способностью заражения своими переживаниями, сомнениями, радостью других людей.
Артистизм придает всем манерам учителя-дефектолога одну общую черту - движение к людям, повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство.
Творческая деятельность педагога характеризуется необходимостью быстро, оперативно ориентироваться в сиюминутных, непрерывно меняющихся ситуациях живого общения, импровизировать на основе ранее задуманного в зависимости от текущих педагогических задач и своего творческого самочувствия.
Именно сейчас и именно в коррекционном образовательном учреждении как никогда нужны артистичные педагоги с широким диапазоном эмоциональных реакций, способные передать детям богатства общечеловеческой культуры.
На наш взгляд, задача артистичного педагога - оказать на детей эмоциональное воздействие, вызвать в душах отклик, определенные переживания, без которых осложняется глубинное восприятие жизни и ее понимание; утвердить веру в себя в сознании и сердцах ребят, вызвать впечатление своим отношением, чувствами; заставить играть воображение, а игра - всегда свободный выбор.
«Минуты мгновения личного счастья» - К. Юнг – среди скрытых функций для человека есть функции не нужные для общества, но важные для самой личности.