Ирина Новикова
Педагогические возможности лингвистических игр в развитии воображения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Лингвистическая игра – это особый вид дидактической игры, источником которой выступает языковой материал.
Основу лингвистических игр составляют вербальные формы коммуникации: подвижные со словесными приговорами, музыкальные, театрализованные (подражания, пантомимы, драматизации, режиссерские, фантазии, представления, имитации, образные и т. п., сюжетно настольно-печатные и другие. Все они способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребенка.
Публикация «Педагогические возможности лингвистических игр в развитии воображения дошкольников» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Лингвистические игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
В младших и средних группах детского сада игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать воспитателя, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей [6, с. 68].
В исследованиях О. М. Дьяченко утверждается, что «лингвистические игры помогают определенным частям мозга активироваться. Играя в любые игры в слова, эти центры в нашем мозгу активируются, независимо от нашей воли и намерения, что заставляет мозг работать и оставаться «в форме». Играя в лингвистические игры, дети умственно развиваются быстрее, становясь мудрее и умнее» [4, с. 39].
Изучая влияние словесных игр на когнитивные навыки, ученые пришли к выводам, что играя в лингвистические игры, как, например, ассоциации — человек получает долговечные когнитивные и функциональные преимущества. Как? Вы видите слова, которые на самом деле улики, с помощью которых надо добраться до решения. Что вам надо делать? Вам надо использовать способности рассуждения и навыки, чтобы узнать ответ. Если это не поможет, вам понадобиться исследовать немного и таким образом вы узнаете новые вещи и улучшите навыки [7, с. 98].
Будучи игрой, в которую невозможно играть автоматически, без осмысления каждого шага, ассоциации – это игра в слова, которая требует сосредоточенности и креативности, чтобы добраться до ответа, и это еще одно ее преимущество. Кроме того, как только вы начнете поощрять своих детей думать о предмете как часть других, более крупных предметов, они постепенно начнут понимать связь между целого и части, что является большим жизненным уроком в рассуждении. Также, это легче сделать, если визуализировать, что обостряет ум в еще другом ракурсе.
Если мы посмотрим на игры в слова, как на своего рода загадки, которые надо решить, можно констатировать, что они помогают повысить уровень IQ игрока. Загадки также требуют рассуждения и мышления. Они заставляют вас использовать общие знания, память, пространственную образность, логику и навыки решения проблем [5, с. 19].
Одна из таких игр может быть Загадки с ответами. Это не только хорошая умственная тренировка для детей и взрослых, но также помогает улучшить определенные языковые навыки.
Когда дело доходит до игр в слова, помимо того, что имеют огромное влияние на когнитивные навыки, они также очень полезны, когда речь идет об улучшении языковых навыков малышей.
Есть дети, которые не любят, или просто не умеют читать, писать или не хотят иметь дело со словами. Вместо настаивания на том, чтобы дети сидели и практиковали написание или запоминали слова, предложите обучение через игру.
Лингвистические игры также очень полезны, когда речь идет о трудностях в правописании родного или иностранного языках.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Таким образом, лингвистические игры, построенные на словах и действиях играющих, учат дошкольников использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях.
Кроме воображения и речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как лингвистическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Лингвистические игры развивают и активизируют словарный запас, что в целом способствуют развитию речи, успешной адаптации, инициативности, самостоятельности, креативности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Бондаренко, Т. М. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Т. М. Бондаренко. – М. : Просвещение, 2007. – 95 с.
2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 2001. – 93 с.
3. Дудецкий, А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества [Текст] / А. Я. Дудецкий. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 1994. – 154 с.
4. Дьяченко, О. М. Пути активизации воображения дошкольника [Текст] / О. М. Дьяченко. – М. : Знание, 2007. – 64 с.
5. Поддьяков, H.H. Новый подход к развитию творчества у дошкольников [Текст] / Н. Н. Поддьяков //Вопросы психологии. – 2000. – № 1. – С. 16-19.
6. Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей [Текст] / А. Э. Симановский Ярославль, 2006. – 192 с.
7. Фарман, И. П. Воображение в структуре познания [Текст] / И. П. Фарман. – М. : ИФ РАН, 1994. – 215 с.
8. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б Эльконин. – М. : Педагогика, 2008. – 301 с.