МААМ-картинки

Педагогические условия формирования интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Татьяна Гунина
Педагогические условия формирования интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Интонация является одним из важнейших выразительных средств речи. Изучением интонационной стороны речи, ее диагностикой, развитием и коррекцией занимались О. Е. Грибова, О. С. Орлова, Е. С. Алмазова, Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова, Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина, И. А. Поварова и другие.

Публикация «Педагогические условия формирования интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

О важности интонационной стороны речи подчеркивали многие исследователи. Так, Л. А. Зайцева[] указывала, что интонационные упражнения оказывают влияние на общий речевой тонус, настроение, на моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы.

В методике развития выразительности речи можно выделить несколько групп методов.

Во-первых, наглядные методы. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства, показ картин и фотографий, кинофильмов и диафильмов.

Опосредованные наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, закрепления полученных во время наблюдения знаний, формирования связной речи. С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. Конечно, во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое. Источником же, определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются наглядные предметы или явления.

Во-вторых, словесные методы в детском саду используются реже, чем в школе. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяют или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций, или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки - предмета и т. д.).

В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения, предусмотренные программой. Используются и более сложные методы: заучивание наизусть, пересказ. В старших группах для закрепления сообщенных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору используется метод беседы.

В-третьих, практические методы используются с целью обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.

В-пятых, дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная) - универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи. Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры-драматизации, настольной инсценировки. Эти же методы применимы для обучения рассказыванию. К практическим методам следует отнести разработанные С. В. Петериной наглядные игры-занятия, игры-инсценировки этического характера. Для их проведения требуется соответствующее оборудование: кукла и игрушечный мишка больших размеров (1 м 20 см, что обеспечивает действия с ними как с партнерами и дает большой воспитательный аффект, комплекты кукольной одежды, обуви, гигиенических принадлежностей.

Основная задача этих игр-занятий - воспитание культуры поведения детей, но они чрезвычайно важны и для развития выразительности речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи. Например, на занятии «Кукла Таня у нас в гостях» дети не только наблюдают действия с куклой, но и сами садятся вокруг накрытых к чаю столов, учатся поддерживать общий разговор во время еды, проявлять внимание к гостю и друг к другу, стараются красиво есть, правильно держать себя за столом.

Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное). Прием - это элемент метода. В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Прежде всего, их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные, игровые.

Наиболее распространены следующие словесные приемы. Речевой образец - правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской самостоятельности, полезно сопровождать образец другими приемами-пояснениями, указаниями. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей; во время одного занятия он мотет использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто четко, громко, неторопливо.

Повторение - преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей, а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.

Объяснение - раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Наиболее широко применяется этот прием в словарной работе, но он находит место и при решении других задач.

Указания - разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Различаются указания обучающего характера, а также организационные, дисциплинирующие.

Словесное упражнение - многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей. [1, с. 400]

Оценка детской речи - развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. В условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей. Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи, она дается сразу после ответа, с тем, чтобы ее приняли во внимание при ответах другие дети. Оценка чаще касается положительных сторон речи. Если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться» - попытаться исправить свой ответ. В других случаях воспитатель может высказать свое мнение об ответе более кратко - похвалой, замечанием, порицанием.

Вопрос - словесное обращение, требующее ответа, задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. Имеется определенная классификация вопросов. По содержанию выделяются вопросы, требующие констатации, репродуктивные Что? Какой? Где? Куда? Как? Когда? Сколько? Более сложная категория - поисковые, т. е. вопросы, требующие умозаключения. Зачем? Почему? Чем похожи? и др. По формулировке вопросы можно разделить на прямые, наводящие, подсказывающие. Каждый вид вопроса по-своему ценен. [7, с. 157]

При постановке вопроса важно правильно определить место логического ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку.

Наглядные приемы - показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения, показ положения органов артикуляции при произнесении звуков и др. - также обычно сочетаются со словесными приемами, например, образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.

В развитии выразительности речи дошкольников очень важны игровые приемы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов. Живость эмоций повышает внимание детей в игре, вследствие чего активизируются все процессы речи (сравните упражнение на классификацию предметов, которое проводят за столами, и игру «Не зевай!» с тем же словесным материалом, проводимую в кругу с мячом, с разыгрыванием фантов). На занятии, особенно в конце его, можно задавать шутливые вопросы. Использовать небылицы, перевертыши, игру «Так или не так», игровой персонаж (внести Петрушку, мишку). Употреблять игровые формы оценки (фишки, фанты, аплодисменты). [9, с. 286] Усиливают эмоциональное воздействие учебного материала такие приемы, как действия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или по замыслу. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?», красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.

На одном занятии обычно употребляется комплекс приемов. Обоснованный, разумный отбор нужных приемов во многом решает дело. Благодаря использованию приемов развития речи происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к определенному речевому действию.

Проведению работы по формированию интонационной выразительности речи у дошкольного возраста предшествует развитие чувства ритма. Ритмические упражнения подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют ее развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы. Работа проводится в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур. Лучший прием – проведение хороводов, подвижных игр с напевным текстом, при этом – сопровождение речи движениями, организуется хоровой счет предметов в заданном темпе, выполнение заданий на смену темпа в скороговорках. Прекрасным средством воспитания темпа и ритма является пение. Хорошим приемом является проговаривание скороговорок, а также использование дидактических игр. Хороший эффект в формировании темпа, ритма, силы, громкости, высоты голоса имеют игровые упражнения с использованием куклы-бибабо. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время необходимо говорить и действовать от имени куклы. Куклы позволяют воспитателю незаметно исправлять недостатки речи детей.

Одним из важных моментов в формировании интонационной выразительности речи детей является знакомство с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями. В сюжетно-ролевых играх, как «Магазин», «Почта», «Парикмахерская» закрепляются не только слова вежливых обращений, но и их звуковая форма.

В старших группах преобладают приемы, рассчитанные на творческое использование их детьми. Воспитатель вместе с детьми дает характеристику персонажам, что помогает ребенку подыскать подходящие интонации. Эффективным приемом формирования интонационной выразительности является чтение в лицах (по ролям). Материалом могут служить короткие стихотворения, потешки, прибаутки в форме диалога.

Кроме этого, для развития выразительности речи используется технология музыкального воздействия – это мелодекламация, форма более простого соединения музыки и текста, переход от речи к пению.

Дети-дошкольники живут и развиваются в мире фантазии и игры. Поэтому при помощи мелодекламации можно легко и весело учить, увлеченно играя.

Развитие психомоторики и речи у детей с общим недоразвитием речи идет значительно медленнее, чем у детей с нормальной речью. Нормализация речи в сочетании с активной психомоторной, познавательной деятельностью исправляет общее недоразвитие речи за более короткие сроки.

Для развития интонационной стороны речи необходимо создание таких педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь может оказать театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность глубоко лежит в природе ребенка и связана с игрой, решает многие задачи, касающиеся интонационной стороны, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Именно театрализованная игра является важнейшим средством формирования интонационной стороны речи детей, помогает развить эмпатию, то есть способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации. Как отмечала М. Д. Маханева[] в своих исследованиях, чтобы веселиться чужим весельям и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место. Л. С. Выготский[] утверждал, что драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личностными переживаниями. Э. Г. Чурилова[] отмечает, что драматическая форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

Игра-драматизация оказывает большое влияние на развитие речи. Ребенок знакомится с ярким и выразительным народным языком, обогащает свой словарь, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь детей. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, обогащается словарный запас и все это приобретает особое значение в познавательном развитии и дальнейшей учебной деятельности.

Чаще всего основой игр-драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.

С помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Руководство воспитателя заключается в том, что он прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру-драматизацию.

Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.

Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.

Р. А. Осипова, учитель-логопед ДОУ Забайкальского района, в своей статье рассматривает приемы и методы для формирования выразительности речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, где она придает значению интонационной выразительности речи в процессе общения. Кроме этого, проведенные исследования дошкольников с общим недоразвитием речи показывают, что большинство проблем возникает в результате трудностей реализации ритмико-интонационного оформления высказываний, так как нарушение просодической (мелодико-интонационной) организации речевого потока оказывает негативное влияние как на развитие устной разговорной речи, так и на усвоение письма и чтения, на овладение в дальнейшем письменной речью. Далее автор статьи отмечает, что ведущая роль на занятиях принадлежит образцам выразительной неторопливой речи логопеда. Особенно четко должны различаться вопросительные и повествовательные, восклицательные и побудительные предложения. Следовательно, интонационная сторона речи усваивается на основе подражания: читая сказку, логопед может говорить то низким, грубым голосом, как медведь или высоким, тонким голосом как зайчик. В данной статье автор также выделяет важную роль элементам театрализованной игры, которая развивает творческое воображение, логическое мышление, память, связную речь детей, помогает преодолеть трудности в обучении и формирует эмоциональную лексику и интонационную выразительность. На индивидуальных занятиях с логопедом автор статьи в своей практике использует пальчиковый театр, который создает благоприятный эмоциональный тон.

Учитель-логопед северного города Нерюнгри, Л. В. Белоусова, в своей статье отмечает, что в результате многих лет работы они сделали следующие выводы: что раньше в речевую группу попадали дети с небольшим спектром нарушений (дислалия и несформированность фонематического слуха, то в данное время приходят дети с очень сложными речевыми дефектами (стертая дизартрия, заикание, сложная дислалия с дизартрическим компонентом, с различными нарушениями голоса – ринофония, дисфония, тахилалия). И,в результате, в большей мере страдает просодическая сторона речи дошкольников. Выявленные факты побудили автора статьи и его коллег найти формы работы по развитию у детей интонационной выразительности, которые помогли ребенку успешно общаться со сверстниками и взрослыми. Далее автор статьи придает большое значение на использование театрализованной деятельности, которую они используют в своей работе. Жизнь на Севере скудна на яркие впечатления, а встречи с прекрасным – музыкой, словом, театром, способным заворожить малыша, помогут дать ему возможность выразить свои чувства в танце, словах, поступках. И эту форму работы с детьми они используют на протяжении многих лет. Р. А. Белоусова придает большое значение во-первых, сказке, где дети раскрепощаются в речи и в движениях, передавая голосом и жестами повадки и характер животных, во-вторых, песням, которые используются в сказках, в плавном пропевании легче автоматизировать поставленные звуки, развить музыкальный слух и в-третьих, развитию интонационной выразительности и коммуникативных способностей. Прежде чем начать работу над постановкой сказки, необходимо провести большую предварительную подготовку по формированию у детей правильного речевого дыхания, мимики, жестов, движений, интонационной выразительности речи. И самое главное: вся коррекционная работа осуществляется через перевоплощение в сказочного персонажа, животного. Автор статьи предлагает по работе над формированием интонации в стихотворении взять за основу схему, которую разработали А. А. Ястребова и О. И. Лазаренко. Так, прочитав стихотворение А. Введенского «Песенка машиниста», логопед вместе с детьми обсуждает, почему оно прочитано именно так. Первую часть читает тихо и медленно, вторую - громче, увеличивая темп. Затем детям дается неверный образец, чтобы дети могли найти правильное прочтение стихотворения. Затем происходит детальное обсуждение каждого четверостишья и правильное прочтение текста, где дети повторяют за логопедом.

Л. Н. Тучинская, учитель-логопед г. Москва, рассматривает логопедические приемы работы над голосом. Так как основа речи – гласные звуки, от правильного произношения которых зависит полнозвучность голоса, плавность и темп речи. В статье отмечается, что логопедические приемы над гласными звуками включают вокализацию (пение) гласных на основе формирования нижнереберного типа вдоха, а затем длительного фонационного выдоха. Сначала работа ведется над правильным дыханием. При выполнении дыхательных упражнений желательно чтобы все тело кроме диафрагмы и живота было неподвижным, не должно быть напряжения. Также в статье выделяется последовательность работы над голосом, которая включает:

1. улучшение его тембра;

2. нахождение основного тона голоса и развитие его устойчивости;

3. развитие силы;

4. диапазона высоты.

Далее раскрываются упражнения:

1. Настроить голос на звонкость:

-Упражнения со звуком мммм;

-В слогах ммммиии, мммэээ, мммааа, мммооо, мммууу, мммыыы с интонацией легкого удивления или зова.

2. улучшения тембра голоса: вокализация гласных в последовательности АОУЭИ, сначала каждый гласный звук в отдельности,

Далее упражнения на сочетание гласных звуков: сначала на одном выдохе вокализировать (петь) 2 звука, затем 3, 4, максимум 5 звуков.

В этих упражнениях отрабатывается слитность. Все гласные звуки должны вливаться один в другой и все сочетания вокализируются как один долгий звук: аэ, аэо, аэоу, непрерывно, меняется только положение губ и языка.

Затем отрабатывается смена высоты голоса как вверх, так и вниз: аэо, оуа, аоуэ, аоуэы.

На изменение высоты голоса можно воздействовать при помощи движения диафрагмы: при ее интенсивном опускании и максимальном расширении нижнего отдела грудной клетки получается лучшее резонирование низких звуков голоса. Чем звук выше, тем выше поднимается диафрагма.

Автор статьи раскрывает, что вокализация слога проходит на фоне смешения силы звучания и высоты как вверх, так и вниз. Здесь нужно использовать специально подобранные песни. Научно-обоснованная работа над дыханием и голосом способствует развитию фонематического слуха, внимания на звуковую сторону речи, постановке и автоматизации звуков, формирует готовность к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основа на полноценных представлениях о звуковом составе слова. Таким образом, комплекс логопедических упражнений способствует стабильности и непрерывности звучания, расширению динамического диапазона и интонационной выразительности.

В следующей статье, автор Б. Г. Денисова предлагает конспект занятия по развитию выразительности речи в подготовительной к школе группе с ОНР 3 уровня через использование элементов театрализованной деятельности. В ходе занятия происходит активизация словаря по теме «Домашние животные», совершенствуется грамматический строй речи, развивают творческое воображение и связную речь. Здесь используются игровая форма работы и пальчиковый театр, которые активизируют речь детей, создают эмоционально-положительный психологический климат. Театрализованная игра в ненавязчивой форме помогает развить выразительную и грамматически правильную речь.

Следовательно, театрализованные игры влияют на коррекцию эмоциональной и коммуникативной сферы детей с общим недоразвитием речи : положительно влияют на развитие эмоциональной экспрессивной речи, способствуют овладению смысловым аспектом человеческой мимики и жестов, являются эффективным средством развития связной и диалогической речи.

Публикации по теме:

Организационно-педагогические условия сопровождения родителей по развитию самостоятельности детей дошкольного возраста Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас. Эрнест Легуве ПАСПОРТ ПРОЕКТА ВИД ПРОЕКТА: долгосрочный, практико-ориентированный,.

Педагогические условия гендерной социализации детей дошкольного возраста Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного.

Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста по развитию лексической стороны речи на тему «Овощи» Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста по развитию лексической стороны речи на тему: «Овощи» Программное.

Коррекционно-педагогические условия формирования связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР Аннотация. Дети старшего дошкольного возраста.

Педагогические условия формирования коммуникативных умений у детей раннего возраста в образовательном процессе детского сада ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА. Аннотация:.

Презентация «Педагогические условия успешного и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Педагогические условия и средства обусловливают эффективность и качество умственного развития ребёнка. В работах Т. И. Бабаевой, Л. М. Маневцовой,.

Психолого-педагогические основы формирования морфологической стороны речи у дошкольников Грамматика русского языка — обширная наука. Именно через неё ребёнок учится правильно говорить. Освоение ребенком морфологии начинается.

Психолого-педагогические условия предупреждения тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью арт-терапии Психолого-педагогические условия предупреждения тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью арт-терапии Дошкольное детство.

Психолого-педагогические условия формирования субъектной позиции у дошкольника .

Сопровождения формирования наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Содержание психолого-педагогического сопровождения формирования наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР III.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия формирования интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 6 января 2019 в 12:11
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия формирования интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Гунина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД