Людмила Драницына
Условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста
Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребёнок. Это сложный и интересный труд - умственный. Кого-то он может пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать. И во многом от взрослых зависит, какие эмоции этот труд будет вызывать у ребёнка.
Публикация «Условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В развитии мышления ребёнка следует обеспечить гармоничное сочетание его мотивационных и операционных компонентов. Формирование мотивационных компонентов связано с удовлетворением и развитием познавательных потребностей дошкольника.
Общими условиями формирования у дошкольника познавательной мотивации является демократический стиль воспитания, положительное, эмоционально окрашенное отношение взрослого, диалогическое общение с ним. Создание атмосферы доброжелательности, открытости, эмоциональной приподнятости в общении дошкольника со взрослым способствует детской инициативе и самостоятельности.
Отношение взрослого к детским вопросам во многом определяет дальнейшее развитие мышления. Ответы на них должны стимулировать мышление ребёнка, развивать его познавательную активность. Негативная реакция на вопросы резко снижает познавательную активность дошкольника.
Развитию мышления способствует овладение ребёнком всеми сторонами речи, расширение его жизненного опыта. В умственном воспитании дошкольника всё большую роль играют, наряду с наглядным показом, словесные указания и объяснения взрослых, касающиеся не только того, что ребёнок воспринимает в данный момент, но и предметов и явлений, о которых ребёнок впервые узнаёт при помощи слова. Необходимо, однако, иметь в виду, что словесные объяснения и указания понимаются ребёнком (а не усваиваются механически) лишь в том случае, если они подкрепляются его практическим опытом, если они находят опору в непосредственном восприятии тех предметов и явлений, о которых говорит взрослый, либо в представлениях ранее воспринимавшихся, сходных предметах и явлениях.
Для активизации процесса мышления необходимо создание проблемной ситуации, проявляющейся как нельзя лучше в деятельности. Важно, чтобы ребёнок являлся субъектом деятельности. Это приводит к появлению у детей способности к саморегуляции своей деятельности и самоконтролю, что значительно повышает уровень осознанности действий и поведения ребёнка.
Хорошим педагогическим приёмом является организация совместного со взрослым или сверстниками поиска ответов в ходе экспериментирования, наблюдения.
Важно развивать пытливость дошкольников, формировать у них потребность самостоятельно ставить вопросы и находить ответы на них. Надо постоянно ставить детей в проблемную ситуацию. Взрослому необходимо проявить терпение и внимание к неожиданным объяснениям, которые даёт дошкольник, поддерживая его стремление проникнуть в сущность предметов и явлений, установить причинно – следственные связи. Чем больше предложений подаст ребёнок, тем лучше он овладеет поисковыми действиями.
Другой стороной развития мышления выступает вооружение детей знаково – символическими средствами мыслительных задач. Необходимо работать над развитием операций мышления, чему способствуют задания на сравнение, обобщение, анализ в работе с художественной литературой, при организации наблюдений, или специальных занятий. С этой целью используют конструирование по образцу, по условиям, по замыслу; дидактические настольные игры.
Активизируя мыслительную деятельность старших дошкольников, необходимо уделять особое внимание воспитательному воздействию. Именно в дошкольном возрасте у детей наблюдается необыкновенная наблюдательность, свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость воображения, умственная активность. Необходимо расширять кругозор детей, их представления о природных явлениях, общественной жизни. Надо обсуждать с ними прочитанные книжки, анализируя поведение героев, чтобы у детей накапливались знания и впечатления. Однако следует указать, что простое запоминание отдельных фактов, пассивное усвоение сообщаемых знаний ещё не могут обеспечить правильное развитие детского мышления.
Для того чтобы ребёнок начал мыслить, перед ним необходимо поставить новую задачу, в процессе решения которой он мог бы использовать приобретённые ранее знания применительно к новым обстоятельствам. Большое значение в умственном воспитании ребёнка приобретает организация игр и занятий, которые развивали бы у ребёнка умственные интересы, ставили бы перед ним определённые познавательные задачи, заставляли бы самостоятельно производить определённые умственные операции для достижения нужного результата. Этому служат вопросы, задаваемые воспитателем во время занятий, прогулок и экскурсий, дидактические игры, носящие познавательный характер, всякого рода загадки и головоломки, специально предназначенные для стимуляции умственной активности ребёнка.
Необходимость положительного отношения ребёнка к познавательной задаче — условие развития его логического мышления. В связи с этим педагогу необходимо ставить перед собой цель — развивать познавательную мотивацию, познавательные интересы детей. Для этого педагог должен создать ситуацию, в которую включена познавательная задача, осмысленная ребёнком, создать условия для положительного эмоционального отношения к ней.
Очень важно, чтобы эмоциональное отношение было связано с познавательной задачей посредством воображаемой ситуации, возникающей в результате игрового или символического обозначения. Для этого целесообразно проводить познавательные игры-занятия с включением проблемных ситуаций, задач-загадок, какого-либо сказочного или познавательного материала, связанного одним сюжетом, куда вплетаются задания на развитие воображения, памяти, мышления.
Активизация мышления детей на занятии достигается путём отбора соответствующего содержания, методов и приёмов, форм организации учебной деятельности. Задача педагога - вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлечённости, умственного напряжения. Опыт показывает, что интерес к занятию в большой мере связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применения. Поэтому задача взрослого состоит в том, чтобы заинтересовать детей содержанием занятия, связать его с практической деятельностью.
Дошкольник проявляет живой интерес лишь к тому, что его в какой-то мере занимает, доставляет удовольствие, действует на воображение и чувства. Показателем активной мыслительной деятельности дошкольника на занятиях является:
- наличие интереса к учебной задаче и процессу её решения;
- умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, проводить при этом разнообразные мыслительные операции: анализировать, сравнивать и т. д. ;
- умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы;
- способность относительно долго проявлять интерес к проблеме, самостоятельно применять найденные способы её решения в практической деятельности.
Мышление ребенка связано с его знаниями. В своих исследованиях Н. Н. Поддьяков обнаружил несколько тенденций в развитии знаний у детей :
- в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире; эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка;
- в это же время возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов.
Для развития детского мышления очень важно, чтобы вместе с формированием стабильных знаний шёл непрерывный рост и неопределённых, неясных знаний, которые являются мощным стимулом умственной активности детей.
Там, где все ясно, там уже не над чем думать; там, где все полностью неясно, думать очень трудно, фактически невозможно. Иначе говоря, для развития мышления дошкольников необходимо соблюдение меры неопределенности какой-то части дошкольных знаний. Такое построение педагогического процесса способствует созданию высокого эмоционального тонуса детей на занятиях : они в полной мере испытывают радость познания, радость первых самостоятельных находок. Чтобы поддержать активность детей в процессе обучения, необходимо строить его таким образом, чтобы одновременно с формированием ясных, отчетливых знаний оставалась зона так называемых неопределенных знаний, чтобы удовлетворение полученными новыми знаниями в конце очередного занятия сочеталось у детей с нетерпением узнать, а что будет дальше, на следующем занятии? Этот путь обеспечивает и активизацию творчества детей : ребенок не ждет разъяснений взрослого — он сам активно ищет возможность уточнения того, что ему неясно, строит догадки, предположения, пробует, ошибается, приобретая, таким образом, умение самостоятельно добывать новые знания. Усвоение детьми подобных знаний обеспечивает гибкость, динамичность мышления и, самое главное, стимулирует постановку детьми разнообразных вопросов. В процессе активной поисковой деятельности дети сами ищут ответ на эти вопросы, пробуют, ошибаются и в результате приходят к получению новых знаний.