марина геннадьевна дёмина
Педагогические условия гендерной социализации детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.
Публикация «Педагогические условия гендерной социализации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения, пряча за этим страх перед окружающей действительностью. Наблюдая за детьми в детском саду, мы замечаем, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам другого пола, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Многочисленные исследования ученых (О. А. Воронина, Д. В. Колесов, И. С. Кон, Л. В. Попова, Т. А. Репина, Л. Л. Рыбцова) показывают, что высокая феминность у женщин и маскулинность у мужчин в современном обществе не являются гарантией их социального благополучия.
Актуальность исследования определяется тем, что гендерная составляющая – один из основных структурных компонентов личности, тесно связанный со всеми сферами: познавательной, эмоциональной, волевой. Поэтому в нарушении осознании себя мальчиком или девочкой может внести дисбаланс в общее развитие ребёнка.
Под гендерной социализацией понимается процесс усвоения в соответствии с полом социальной роли мужчины и женщины, формирование потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения, характерных для того или другого пола. Становление гендера продолжается на протяжении всего периода онтогенеза. Но одним из сенситивных и, следовательно, наиболее благоприятных периодов для формирования гендерной структуры личности является дошкольный период детства. После 5-6 лет воспитательные воздействия на отдельные стороны гендерной социализации гораздо менее эффективны. Содержательный анализ формирующей среды современных дошкольников позволяет выделить некоторые ее особенности, не совсем соответствующие происходящим социальным изменениям :
1) Феминизация педагогической среды, которая окружает ребенка на протяжении длительного периода времени и предъявляет, как правило, фемининные требования к его поведению независимо от половой принадлежности.
2) В средствах массовой информации образы мужчины и женщины представляются как диаметрально противоположные: мужчина предстает личностью творческой, профессиональной, способной принимать решения и одерживать победы, для женщины достаточно иметь привлекательную внешность и уметь создавать домашний уют.
3) Многие детские книги способствуют укреплению устаревших гендерных стереотипов, где мужчины предстают в качестве активного и творческого начала, а героини чаще всего бывают жертвами, объектами защиты и поклонения.
4) В группе сверстников наблюдается ярко выраженная половая консолидация между детьми одного пола: мальчики играют с мальчиками, девочки с девочками, между детьми разного пола отсутствует или очень ограничен опыт общения и сотрудничества.
Таким образом, возникает противоречие между научно - обоснованными представлениями о психологически благополучном содержании моделей поведения и их реальным содержанием, с одной стороны, и объективными условиями воспитания с другой. До недавнего времени проблема заключалась в основном в том, что фемининная педагогическая среда дезориентирует мальчиков, маскулинные качества которых не поощряются, фемининные осуждаются, то сегодня можно говорить и о несоответствии педагогической среды требованиям к содержанию модели поведения современной женщины. Как результат у дошкольников формируются неадекватные представления о содержании будущих социальных ролей, нарушается процесс половозрастной идентификации, возникают проблемы в общении со сверстниками.
Теоретический анализ работ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время ведутся исследования по проблемам гендерной социализации современной семьи; предпринимаются попытки разработки концепций гендерного образования детей дошкольного возраста (И. С. Клецина, Е. А. Конышева, Т. А. Репина, Л. В. Штылева, что предполагает актуальность на научно-теоретическом уровне.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании психолого-педагогических условий гендерной социализации детей дошкольного возраста в детском саду.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы гендерной социализации детей дошкольного возраста в научной литературе.
2. Рассмотреть понятия «гендерная социализация», «гендерное воспитание», «гендерное самопознание», «гендерная роль».
3. Осуществить подбор диагностического инструментария для изучения динамики гендерной социализации детей дошкольного возраста.
4. Выявить и обосновать педагогические условия гендерной социализации детей дошкольного возраста в детском саду.
Методы исследования: изучение научной литературы, изучение педагогического опыта работы, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов педагогического эксперимента.
База исследования муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№7 «Золотая рыбка» города Выксы Нижегородской области.
Вывод по первой главе.
Концепция воспитания дошкольников в процессе гендерной социализации, базирующаяся на общих принципах гендерного воспитания включает три основные составляющие: 1) создание педагогических условий для естественного развития различных сфер индивидуальности мальчика/девочки дошкольного возраста; 2) целенаправленную педагогическую деятельность по гендерному воспитанию; 3) упорядочение процесса гендерной социализации детей дошкольного возраста (индивидуальная помощь девочке/мальчику в детском саду и вне его в переходе от ситуативной зависимости к внеситуативной саморегуляции гендерного поведения). Исходя из специфики дошкольного возраста определены задачи гендерного воспитания детей среднего дошкольного возраста формирование половой идентичности, характеризующееся новообразованием способностью идентифицировать себя с представителями своего пола, соотносить свое гендерное поведение с поведением других, реализовать некоторые представления детей о культурных эталонах мужественности/женственности в реальных взаимоотношениях мальчиков и девочек, первичная самооценка себя как представителя определенного пола.
В ходе исследования мы предположили, что оптимальному процессу гендерной социализации детей дошкольного возраста в детском саду будет способствовать совокупность следующих педагогических условий : создание ситуаций выполнения гендерных ролей детьми дошкольного возраста; организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание детей дошкольного возраста.
Данные условия будут нами апробированы в ходе педагогического эксперимента. Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка. Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.