Наталья Шеметова
Организационно-педагогические условия сопровождения родителей по развитию самостоятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель воспитания – научить наших детей
обходиться без нас.
Эрнест Легуве
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
ВИД ПРОЕКТА: долгосрочный, практико-ориентированный, открытый, коллективный
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: проект рассчитан на два года
I этап – Подготовительно-проектировочный (с сентября по декабрь 2016 года).
II этап – Практический этап (с января по декабрь 2017 года)
III этап – Обобщающе-результативный этап (с января по май 2018 года)
УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА: родители, дети, педагоги.
Публикация «Организационно-педагогические условия сопровождения родителей по развитию самостоятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
НАПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: Обеспечение психолого- педагогической сопровождение и повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития самостоятельности детей дошкольного возраста.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Идея взаимосвязи семейного и общественного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, и прежде всего - в Федеральный закон от 19.12.2012 N 173-ФЗ (ред. от 11.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) в ст. 44, п. 1. записано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право перед всеми другими лицами.
Предлагаемый проект направлен на усовершенствование форм работы с семьей на основе двустороннего взаимодействия: ДОУ на семью и семьи на ДОУ. Проблема существующих форм взаимодействия состоит в чрезмерной регламентированности со стороны детского сада. Поэтому пересмотр информационной политики ДОУ должен происходить в сторону увеличения доли участия семьи в образовательном процессе и усиления субъективной позиции родителей в управлении этим процессом.
ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ПРОЕКТА:
Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
В основе организации взаимодействия ДОО с семьей должны лежать принципы преемственности согласованных действий, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье.
Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка.
Актуальность
Сегодня ориентиром для семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, который отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования.
Одна из важнейших задач, которую необходимо решать в рамках ФГОС ДО - развитие у детей самостоятельности, для формирования которой наиболее благоприятным периодом является дошкольный возраст.
К сожалению, большинство взрослых родителей и педагогов упускают сензитивный период развития самостоятельности и подавляют инициативу детей, в результате чего у детей возникают сложности в самообслуживании, инициативности, целеполагании, в самооценке и самоконтролю при выполнении определенных видов деятельности, не готовность детей решать задачи деятельности без посторонней помощи взрослых. С каждым годом число несамостоятельных дошкольников неуклонно растет. Вместе с тем, в практике работы ДОУ педагоги испытывают трудности в развитии самостоятельности у дошкольников : не знают специфики работы по развитию самостоятельности, затрудняются в выборе форм, методов и приемов. В условиях взаимодействия семьи и детского сада и недостаточно практических разработок по педагогическому сопровождению родителей по данному направлению работы с детьми.
Проанализировав ситуацию в целом, мы пришли к выводу, что нам необходимо помочь родителям в воспитании и развитии детей, повысить их уровень знаний детской психологии, законов психо - физического развития ребенка, усилить работу по проблеме взаимодействия детского сада и семьи. Используемые ранее традиционные формы работы с родителями (беседы, собрания, уголки) дают малый результат. Нужны новые нетрадиционные формы для сближения детей, родителей, педагогов. Именно поэтому актуальной стала разработка проекта: «Сопровождение родителей в процессе развития самостоятельности у детей дошкольного возраста».
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
ЦЕЛИ:
Организация методической работы по созданию условий взаимодействия специалистов ДОУ с родителями воспитанников.
Создание целостной эффективно действующей модели сопровождения родителей.
Обеспечение психолого-педагогической сопровождения родителей по развитию самостоятельности детей дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Определить организационно – педагогические условия сопровождения родителей;
2. Повысить информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
3. Сформировать модель взаимодействия педагогического коллектива ДОУ и родителей воспитанников.
4. Апробировать новые нетрадиционные формы работы с семьей по развитию самостоятельности детей дошкольного возраста.
5. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с родителями по развитию самостоятельности детей дошкольного возраста.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1. Повысится информированность родителей об организации воспитательно-образовательного процесса.
2. Улучшится качество организации методической работы.
3. Сформируется модель взаимодействия педагогического коллектива ДОУ и родителей (законных представителей) воспитанников.
4. Повысится уровень педагогов в овладении современными образовательными технологиями.
5. Исключать формальность в работе с родителями.
6. Активизируется работа родительских комитетов групп.
7. Улучшатся показатели эффективности процесса взаимодействия специалистов ДОУ и родителей.
8. Сформируется положительное мнение родителей (законных представителей) о работе ДОУ
МЕТОДЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ:
• наблюдение;
• отслеживание участия родителей, их активности в совместных мероприятиях;
• анкетирование родителей;
• интервьюирование родителей и детей;
• самоанализ педагогов работы с родителями.
МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА:
Нормативно-правовые ресурсы
Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012г. 2 273-ФЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10. 2013г. № 1155
Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ :
Традиционные:
- родительские собрания;
- день открытых дверей;
- консультации;
- беседы;
- горячая линия;
- анкетирование родителей;
- опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа.
Инновационные:
- взаимодействие через официальный сайт учреждения;
- родительский университет;
- семинары, семинары — практикумы;
- тренинги;
- тематические выставки;
- акции;
- сочинения родителей;
- родительская почта;
- совместные досуги, праздники;
- деловая игра;
- семейная гостиная;
- детско - взрослые проекты;
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап – Подготовительно-проектировочный
Направление: основы взаимодействия с родителями воспитанников, анализ состояния работы в дошкольной образовательной организации.
Задачи:
- провести анализ работы по взаимодействию с родителями воспитанниками, удовлетворенность родителей образовательной деятельностью с детьми;
- провести анализ программно – методического оснащения проект.
Направление: разработка комплекс мер для создания организационно – педагогических условий сопровождения родителей в процессе развития самостоятельности детей дошкольного возраста.
Цель: повышение уровня методической подготовленности педагогов по теме проекта.
Задачи:
- провести с педагогами ДОО методические мероприятия, направленные на актуализацию имеющихся знаний педагогов по вопросам развития самостоятельности детей дошкольного возраста и внедрение новых форм взаимодействия с родителями по данному направлению
- создать приемных групповых комнат благоприятные условия по сопровождению с родителями в вопросе развития самостоятельности дошкольника (родительские уголки, выставки работ детского творчества, папки с консультациями и т. п.);
- разработать планы взаимодействия с родителями с использованием инновационных форм работы.
II этап – Практический
Направление – внедрение комплекс мер для создания организационно – педагогических условий сопровождения родителей в процессе развития самостоятельности детей дошкольного возраста
Цель: реализация инновационного проекта, вовлечение семей в единое образовательное пространство.
Задачи:
- внедрить в практику дошкольного учреждения планы работы с родителями с использованием инновационных форм работы;
- способствовать формированию профессиональной культуры педагога: развитие коммуникативных качеств личности;
III этап – Обобщающе-результативный
Направление – анализ работы в рамках проекта.
Цель – обобщение и пропаганда результатов экспериментальной работы.
Задачи:
- провести анализ проделанной работы;
- провести мероприятия с целью обмена опытом по использованию инновационных форм работы с родителями дошкольников.