Наталья Овсяникова
Консультация для воспитателей «Педагогические условия развития строительно-конструктивных навыков младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Для формирования детского конструкторского творчества необходимо выполнение трех условий :
• Первое условие — организация целенаправленной системы обучения, включающая три этапа:
а) создание условий для широкого самостоятельного детского экспериментирования с новым материалом;
б) предоставление детям возможности решать задачи, направленные на развитие воображения и на формирование обобщенных способов конструирования;
Публикация «Консультация для воспитателей „Педагогические условия развития строительно-конструктивных навыков младших дошкольников“» размещена в разделах
- Конструктивно-строительные игры. Конспекты занятий
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
в) организация самостоятельного детского конструирования по замыслу.
Такая система хороша для обучения детей пяти–семи лет. С детьми же младшего дошкольного возраста с целью приобщения их к конструированию и формирования интереса к этой деятельности используется сюжетное» конструирование, основанное на разыгрывании с помощью воспитателя близких детям сюжетов.
• Второе условие — использование в обучении конструкторского материала, имеющего простые не трудоемкие способы крепления и позволяющего детям экспериментировать, вести широкую ориентировочно-поисковую деятельность, находить варианты решения одной и той же задачи и воплощать их разнообразные замыслы, в том числе и сюжетные. Этому условию способствует наличие в наборах больших пластин-подставок (некоего поля, объединяющих разные детские конструкции пространственно и сюжетно.
• Третье условие — организация конструирования в тесной взаимосвязи с другими видами детской деятельности, и прежде всего с игрой, сочинением сказок и разных историй, рисованием.
Чтобы формировать у детей интерес к этим играм, педагог может использовать различные приемы. Выбор приемов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании.
Таким образом, современные подходы ставят перед педагогами дошкольных образовательных учреждений важные и ответственные задачи по руководству продуктивной деятельностью детей.
Приемы развития игры можно условно разделить на две группы: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства развитием игровых умений и навыков.
Прямые педагогические приемы : участие в игре, участие в сговоре детей, показ образца игрового действия, предложение темы постройки, совет по ходу игры, разъяснение, беседа о конструкции предстоящей постройки, помощь в подборе игрушек, атрибутов. Перечисленные приемы руководства дают возможность целенаправленно влиять на развитие содержания игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих.
Приемы косвенного воздействия на ход детских игр (без непосредственного вмешательства в игру) очень разнообразны:
- обогащение знаний детей об окружающей жизни (на занятиях, во время наблюдений на прогулке, в разговорах с детьми, беседах, при чтении книг, рассматривании картин, иллюстраций и т. д.);
- внесение игрушек и создание игровой обстановки;
- напоминание о прошлых играх детей, о том, что они видели;
- организация изобразительной, трудовой, конструктивной деятельности, которая может подтолкнуть детей к новой игре и т. д.
При выборе методов и приемов развития строительно-конструктивной игры необходимо учитывать, как советует З. Лиштван, что по мере роста активности и самостоятельности детей нужно больше использовать косвенных приемов. Чем младше дети, тем больше внимания уделяется организации игры.
В младших группах дети строят по образцу. Воспитателю рекомендуют строить какую-либо конструкцию в присутствии малышей, вовлекая их затем в обыгрывание постройки.
Перед этим, как советует З. Лиштван, необходимо:
1. Познакомить детей с реальным объектом (целиком, потом показать, из каких частей он состоит, объяснить их практическое назначение. Например, «Горка» во время прогулки. Такое целенаправленное рассматривание предметов помогает ребенку воспроизводить их потом в своих постройках.
2. Объяснить, какова их форма и пространственное расположение по отношению одна к другой. Далее педагог останавливается на деталях, из которых состоят эти части, и их пространственном расположении (крыша состоит из призм, поставленных в ряд). Порядок обследования должен соответствовать последовательности возведения постройки. Это облегчит детям конструирование впоследствии.
3. Воспитатель должен показать ребенку образец постройки, а затем научить приемам создания простых конструкций из ограниченного количества деталей. Это конструирование включает действия на основе подражания, действиям воспитателя, собственные усилия ребенка в сочетании с действиями самоконтроля, а также прямую помощь со стороны воспитателя.
4. Необходимо создавать разные ситуации и мотивировать действия для создания постройки. Тогда постройка приобретает для ребенка определенный смысл в контексте решения игровой задачи. Внимание его переключается с конструирования как такового на постройку как средство воплощения понятного ему сюжета, содержание которого исходит от воспитателя.
5. Педагог должен вовремя помочь ребенку, если тот после демонстрации необходимых конструктивных действий затрудняется их реализовать. Эта помощь может быть выражена в повторном показе постройки образца, включенного в сюжетную канву игровой задачи, в том, что воспитатель поправляет постройку, достраивает ее сам в случае, если ребенок затрудняется в ее завершении или огорчен неудачей.
6. Немаловажно наблюдение педагога за точностью выполнения по образцу. Дети должны научиться правильно отбирать материал и правильно его использовать. Педагог, замечая ошибки, общие для многих детей, может использовать повторное объяснение и показ тех или иных способов, приемов.
7. Педагог может показать малышам, как использовать данную постройку для игры с игрушками, и предусматривает для этого специальное время (2-3 мин) -это является «сюжетным конструированием». В этом возрасте можно попробовать применять карты-схемы, для постройки объектов из небольшого количества элементов (2-5). Например: домик, машину, гараж, скамейку, стол и др.
Педагог может напомнить малышам тему постройки по образу, подсказать последовательность действий, научить аккуратности, поощрять, радоваться вместе с детьми, дать игрушки для обыгрывания. Можно также предложить детям достроить постройку, выполненную частично воспитателем или перестроить ее. Так же педагог может построить что-то для детей, привлечь их к участию, попросить отыскать нужные детали, подать соответствующий материал.
Во второй младшей группе дети уже могут играть рядом, поэтому задача воспитателя - учить их не мешать друг другу, бережно относиться к постройкам товарищей, постепенно объединять играющих по 3-4 человека, тем самым учить играм в коллективе.
Таким образом, важным условием для успешного решения воспитательных задач посредством строительной игры является воспитание у детей положительного отношения к строительной игре.
Одним из эффективных путей педагогического руководства является установление взаимосвязи строительной и сюжетной игр. Это позволяет развить интерес к строительной игре, активнее развертывать замысел, учит намечать перспективы развертывания стройки и последующие игры с нею.
Важным приемом руководства строительной игрой является последовательность внесения строительных материалов с учетом постепенного усложнения форм, разнообразия размеров деталей и сложности их соединения. Продуманная последовательность внесения материалов в сочетании с показом способов их применения, рассматриванием рисунка постройки не только повышает интерес к строительным играм, совершенствует технику стройки, но и является также важным условием развития замысла, точности, зрительного восприятия, способности анализа и синтеза.
Еще одним из эффективных путей педагогического руководства является поощрение замысла. Одобрение интересного замысла и путей его реализации, поощрение усилий, которые проявляет ребенок в игре, дружеских взаимоотношений, взаимопомощи детей, привлечение внимания детей к наиболее интересным по замыслу постройкам — все это вызывает у детей положительное эмоциональное состояние, удовлетворение результатами, которые они получают в строительной игре.
При определении программного содержания занятия опираются на имеющийся опыт детей, постоянно усложняя учебные задания, развивая способность самостоятельно решать посильные конструктивные задачи.
Дети очень любят строительно-конструктивные игры. Причем эти игры в равной степени увлекают и мальчиков, и девочек. В отечественной дошкольной педагогике ряд исследований были посвящены методике формирования у детей конструктивных умений (Е. А. Флерина, З. В. Лиштван, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова). Главная идея этой методики заключается в том, чтобы вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности.
Основные умения дети приобретают в процессе обучения на занятиях по конструированию, в совместной деятельности со взрослым, а затем переносят их, преображая, дополняя и варьируя в самостоятельные строительно-конструктивные игры.