МААМ-картинки

Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

Галина Одымчук
Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы

Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле ее эксплуататора, а как ее понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в себе) всего живого и прекрасного.  А. С. Арсеньев

Актуальность данной темы заключается в том, что экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Началом формирования экологической направленности личности считается дошкольное детство так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Темочки:

Это интересно:

Современные исследования показали, что восприятие  окружающего мира на психологическом уровне на 70% формируется до 7 лет, остальные 30% накапливаются уже до конца дней.

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и представляет широкие возможности для экологического воспитания.

В связи с тем, что дети живут в информационной среде, они с большим успехом осваивают IT технологии, нежели дети предыдущих поколений, однако, вовлеченность в технологии обуславливает то, что современные дети мало времени проводят на природе, а следственно, запас об окружающем мире у них минимальный (многие не могут отличить синицу от снегиря).

Не у всех воспитанников проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы,  они потребительски относятся к ней.

Под экологическим воспитанием понимается

формирование у широких слоев

населения

высокой экологической культуры всех видов

деятельности, связанных с познанием,

освоением, преобразованием природы. Экологическая грамотность,

бережное отношение к природе

стали залогом выживания

человека на нашей

планете.

Дошкольный возраст – это первый этап

в развитии экологической культуры человека.

В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируется основа нравственно-экологических позиций.

Основная цель экологического воспитания

-формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанного отношения к природе); развитие познавательного интереса к миру природы;

- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

-формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

Задачи экологического воспитания в детском саду :

Развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы;

2. Формирование эмоционально – ценностного отношения к природе;

3. Осознание своего собственного «Я» как части природы;

4. Обобщение опыта практической деятельности по отражению полученных знаний и впечатлений от взаимодействия с природой, окружающим миром.

Как сoздать эффeктивнyю систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе?

Как сделать так, чтобы идeи экoлoгичeскoгo oбpазo вания реализовались через разные виды деятельности ребенка:

-экспериментирование;

-наблюдение;

-труд;

-игру;

-музыкальную;

-изобразительную;

-физическую деятельности

• Знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию;

• У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес.

• Содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений;

Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой.

Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников

Научность - формирование мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирование основ его мировоззрения

Доступность - крайне важным является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста

Гуманистичность - экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира

Прогностичность -формирование элементарных представлений о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях

Деятельностность – экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду

Целостность - этот принцип отражает прежде всего целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы

Конструктивизм - педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Важно привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения

Регионализм - формирование экологических представлений ребенка происходит на основе его знакомства с помещением дошкольного учреждения и его территорией, собственной квартирой, дачей, ближайшим парком, сквером, лесом, озером

Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников

Системность - формирование у ребенка системы знаний и организация системы различных видов детской деятельности. «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего».

Приемственность - упорядоченность, реализация принципа системности, отработка системы усложнения знаний по нарастающей в зависимости от возраста ребенка

Интеграция - необходимость экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка

Воспитатель детского сада — главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

ФОРМЫ РАБОТЫ с детьми

Чтение литературы, загадок, пословиц, поговорок

Оформление группы и участка

Трудовая деятельность

Проектная деятельность

Дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры

Экологические праздники, досуги, выставки

Экскурсии в природу

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями.

Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Совместно организационно - хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, уборка территории, выращивание растений, забота о животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия, как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами:-слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;-наблюдая за деятельностью взрослых;-практически участвуя в ней.

Совместно организационно - хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, уборка территории, выращивание растений, забота о животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия, как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами:-слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;-наблюдая за деятельностью взрослых;-практически участвуя в ней.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Педагоги:

•ответственно подходят к организации природной среды в группах, внедряют в практику новые технологии, знают методику экологического воспитания, ведут экспериментальную работу с детьми, разрабатывают интегрированные занятия, занимаются экологическим просвещением родителей.

Дошкольники :

•радуются встрече с природой •по собственной инициативе наблюдают за живыми объектами •видят разнообразие природного мира •признают ценность жизни •имеют представления о правилах поведения в природе •сформировано начало экологической культуры

Родители:

•участвуют в совместных мероприятиях и приобщении детей к миру природы.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников .

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников» «Природу нужно беречь, как мы бережём человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Экология – в переводе с греческого языка – дом, жилище, местопребывание. Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
Опубликовано: 20 января 2025 в 11:45
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» (включая файлы) размещена пользователем Галина Одымчук (УИ 209850) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД