МААМ-картинки

Педагогические условия формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье

Юлия Савельева
Педагогические условия формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье
▼ Скачать + Заказать документы

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

С первых дней своего существования ребенок становится членом коллектива - семьи. В процессе общения с родителями - первыми своими воспитателями и наставниками, он растет, развивается. Приобретает жизненный опыт. Усваивает нормы и правила поведения.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность.

Публикация «Педагогические условия формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье» размещена в разделах

Анализ источников по проблеме семейного воспитания позволяет утверждать, что семья является первоосновой общества, одним из древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируется самосознание ребенка, раскрывается индивидуальная направленность его личности, реализуются потребности ребенка в любви, ласке, уважении, заботе, общении, активности, складывается мотивация поведения ребенка, происходит первичная социализация. Залогом физического и духовного здоровья развивающейся личности ребенка становится семья, построенная на таких духовно-нравственных основах как любовь, вера, целомудрие, верность, взаимоуважение, самопожертвование, забота друг о друге, теплота семейных отношений, общность семейных целей, ответственность, труд, свобода, патриотизм. Интегрируя свои воспитательные усилия с другими социальными институтами, семья выступает ведущим звеном целостного педагогического процесса.

Исследования педагогов, психологов, социологов показывают, что база уважительного отношения к семье должна формироваться на самых ранних этапах развития личности – в дошкольном детстве – периоде приобщения ребенка к окружающему миру, его начальной социализации.

Особенности формирования уважительного отношения к семейным традициям изучались В. А. Сухомлинским, В. А. Титаренко, С. А. Козловой, Т. А. Марковой, О. Л. Зверевой, Л. В. Загик, Д. О. Дзинтере, Л. Д. Вавиловой, Е. С. Бабуновой, В. М. Ивановой, Т. А. Репиной и др.

В Законе РФ «Об образовании» (ст. 18) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Должно быть взаимодействие ДОУ и семьи, а не одностороннее воздействие на родителей.

Введен новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) и он направлен также на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. Он отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

На основе анализа деятельности ДОУ по выявлению педагогических условий формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье детей дошкольного возраста можно выделить следующие недостатки:

Таблица 1.

Недостатки

в результатах: Недостатки

в основном процессе: Недостатки в условиях профессиональной деятельности

- недостаточно знаний у детей о своей семье (составе, распределению семейных обязанностей, семейных традиций).

- нет понятия значимости семьи.

- многие дети не считаются с интересами и мнениями других членов семьи.

-Несформировано чувство уважение к старшим.

-

- Нет разработанной и утвержденной программы по формированию у детей дошкольного возраста уважительного и чувства принадлежности к своей семье.

- Не достаточно используется инновационный метод работы (метод проектов).

- Нет эффективного взаимодействия с семьей, нередко родители не уделяют должного внимания воспитанию своих детей, считая, что это обязанность образовательного учреждения.

- Чрезмерное увлечение компьютерными играми в домашних условиях.

- Отсутствие недостаточного количества художественной литературы.

- Отсутствие видео фильмов.

- Отсутствие современных мультимедийных пособий.

- Неготовность педагогических кадров к работе с инновационными технологиями

Исходя из вышеперечисленного, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей дошкольного возраста предполагает развитое понятие значимости семьи, знаний о своей семье, следованию традиций семьи, однако недостаточное использование инновационных методов работы не позволяет реализовать их в образовательном процессе.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Проблема заключается в определении педагогических условий по эффективному формированию у детей дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

В настоящее время в системе образования реализуются федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Содержание образовательного процесса реализуется через разнообразные виды деятельности детей:

Виды деятельности Форма организации деятельности детей Предполагаемые результаты

Игровая С. р. и. «Больница», «Дочки матери» Приобщение детей к правилам игры и взаимоотношения детей со взрослыми и детьми.

Досуговая Организация и проведение тематических праздников Ребенок закрепляет положительное отношение к совместной деятельности

Коммуникативная Беседы с детьми и с родителями Получение нужной информации на формирование чувства принадлежности к своей семье

Продуктивная Детское творчество: рисунки, поделки из природного материала Ребенок проявляет свое уважительное отношение в продуктивных видах деятельности

Познавательно-исследовательская Экскурсии

Детско- родительские проекты: «Кем я горжусь». Ребенок приобретает чувство принадлежности

Ребенок может провести самостоятельно опыт; ребенок активно участвует в проекте.

Восприятие художественной литературы. Рассматривание фотоальбомов Гордость за своих предков.

Для того чтобы понять, насколько эффективным было изменение в работе воспитателя, проводится оценка индивидуального развития детей. Можно использовать «Диагностика родительски - детских отношений в сюжетно-ролевой игре и «Рисунок семьи» (оценки внутрисемейных отношений, Диагностика эмоциональных отношений в семье.) «Цветик-восьмицветик» (выявить отношение ребенка к членам семьи, их отношение к ребенку, основные психические состояния, испытываемые ребенком в семье

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Согласно требованиям ФГОС к условиям реализации основной программы, для того чтобы работа над формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье была успешной и плодотворной, в работе ДОУ должны произойти существенные изменения:

Кадровые:

ознакомление работников с инновационными программами и технологиями и их применение на практике;

профессиональной подготовке на курсах повышения квалификации не реже, чем каждые три года в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности;

Научно-методические:

Приобрести в методический кабинет новинки на тему семья

Разработка проектов на тему семья

Проведение семинар-практикум

Материально-технические:

Оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной среды для проведения занятий на более высоком уровне.

Иметь полный комплект атрибутов к сюжетно ролевой игре.

Приобрести мультимедийное оборудование для показа детям различных познавательных фильмов и дидактических игр по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

Приобрести различные костюмы для проведения театрализованной деятельности и праздников.

Нормативно-правовые:

Письменные разрешения родителей для посещения музеев, экскурсий.

Для проведения экскурсий договор с экскурсионным агентством и разрешение заведующего ДОУ.

Информационные :

Компьютер для проведения электронно-дидактических игр с детьми, дистанционного общения с коллегами с целью обмена опытом и информацией по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к семье.

Организационные:

Кружковая работа на тему «Мы – семья»

Организация встреч с людьми старшего поколения

Публикации по теме:

Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности I.Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах, в.

Работа по курсу повышения квалификации (инвариантный блок) Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. 1. Новые нормативные документы, регламентирующие.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогические условия формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье
Опубликовано: 14 апреля 2015 в 09:41
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Савельева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД