Наталья Волосевич
Обучение конструированию старших дошкольников по чертежам и планам в процессе строительно-конструктивных игр
▼ Скачать + Заказать документы
мастер класс
по теме:
«Обучение конструированию старших дошкольников
по чертежам и планам
в процессе строительно-конструктивных игр. "
Актуальность этой темы вытекла из задач Ф. Г. О. С.
Они определяют у детей старшего возраста развитие самостоятельной творческой деятельности, любознательности, познавательной мотивации.
Публикация «Обучение конструированию старших дошкольников по чертежам и планам в процессе строительно-конструктивных игр» размещена в разделах
- Дом, дома. Планирование
- Игры для детей
- Конструирование. Планирование
- Конструктивно-строительные игры. Конспекты занятий
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
И цели, которые я ставила в своей работе с детьми подготовительной группы по развитию конструкторских способностей, совпадают с этими требованиями.
Цель:
- развитие конструктивных навыков,формирование пространственных представлений, развитие воображения, мышления с помощью методики моделирования и специально подобранных строительно-конструктивных игр.
Добивалась этой цели, решая следующие задачи :
- Дать детям некоторые элементарные технические знания и умения:
(как делать перекрытия, объединять поставленные в ряд детали, соединять плоскости и делать постройку устойчивой и др.)
- Формирование умения планировать свои действия
(определять тему постройки, обдумывать процесс работы в нужной последовательности)
- Воспитание у детей аккуратности в работе.
- Развитие у детей умения учиться, сосредоточенно выполнять учебные задачи.
Что же такое моделирование?
Моделирование -это совместная деятельность воспитателя и детей, основанная на принципе замещения реальных предметов схематическими изображениями, знаками.
Работу по обучению детей конструированию по чертежам и схемам мы планировали и осуществляли как на Н. О. Д., так и в совместной деятельности с детьми.
И вначале была подготовлена необходимая для этого развивающая среда.
Пополнили оснащение группы строительными наборами " Маленький архитектор", изготовила картотеку схем и чертежей.
Конструирование - является довольно сложным видом деятельности для детей.
Ребенок создает предмет, сочетая детали конструктора. Для этого ему необходимо постоянно представлять создаваемую постройку в целом. Поэтому
На I этапе:
детям предлагались простые задания на моделирование построек по образцу, по условиям, по рисунку.
Конструирование по образцу :
Игровое задание " Кто быстрее соберёт".
Детям давали образец постройки (один на двоих). Предлагали запомнить способ его сборки, затем разобрать и собрать снова. Выигрывал тот, кто быстрее собирал.
Конструирование по условиям. Давались задания сконструировать здания, машины, корабли, но с условием: «Чтобы под аркой дома могла проезжать эта машина» или «Построй трехпалубное пассажирское судно».
Конструирование по рисунку.
было для детей новой и интересной задачей. Для этого вида строительства мы использовали строительный материал «Маленький архитектор» с готовыми рисунками построек. Предлагая рисунок постройки, по которому дети должны строить, мы в каждом случае называли ее и говорили: «Построй такую же.
На II этапе работы :
1 - Вначале учили с детьми, а затем закрепляли названия деталей.
2 - Затем детей учили соотносить эти детали со схемой.
Предлагались задания:
"Отыщи на схеме знакомые детали и назови их".
Игра «Расставь по контуру детали».
Каждый ребенок расставляет детали по контуру на листе.
Усложнё нный вариант игры:
Ребенок расставляет детали на листе без контура, создавая форму любого предмета, обводит фломастером контур получившийся модели, снимает детали и передает лист и детали товарищу, чтобы тот собрал его постройку.
В свою очередь сам берет лист и детали у товарища и собирает его модель. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
Затем я учила детей читать схему.
1" Найди нужную схему"
Ребята выбирали из нескольких схематических изображений то, которое соответствует конструкции предметного образца. Когда дети находят нужную схему, все лишнее убирается, также убирается и конкретный образец.
И уже только по схеме воспроизводится постройка.
Постепенно дети смогли выполнять постройку по схемам самостоятельно.
На последнем 3- ем этапе :
детям предлагались более сложные виды строительно-конструктивных игр.
- Дети учились выполнять чертёж образца самостоятельно. .
- Для этого им предлагались заранее изготовленные картонные трафареты с вырезанными геометрическими формами на них.
Предлагались следующие игры:
Игра" Придумай свою схему"
(начертить схему, создать постройку по этой схеме).
- Затем детей учили работать в паре :
Игра" Выполни постройку по чертежу товарища"
И на заключительном этапе детям предлагалось тематическое конструирование по своим схемам :
Например на тему" Дворцы и замки"
И комплексное конструирование,
например на тему" Район города"
Так, последовательное и систематическое обучение подготавливает ребенка к конструированию по собственному замыслу, где все задачи он решает сам.
В результате проделанной нами практической работы в процессе целенаправленного обучения дети получили конструкторские навыки, научились читать чертежи и схемы, создавать их. Научились устанавливать и выражать в речи словами пространственное расположение постройки. Развивались воображение, фантазия детей.