Приложение МААМ

Педагогические условия развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждени

Сабина
Педагогические условия развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждени
▼ Скачать + Заказать документы

Анализ теоретических основ эмоциональной сферы как базисной в развитии детей в условиях дошкольной образовательной

организации.

В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи психологических и биологических явлений. В ней Дарвин доказал, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением человека и животного отнюдь не большая разница. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно- телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения стали основой теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории, образовались в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие успешной адаптации организма к условиям среды его жизнедеятельности. Физические изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма. (Ч. Дарвин, 2001)

Публикация «Педагогические условия развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждени» размещена в разделах

Если раньше, до Н. Н. Ланге и У. Джемса, психологи считали, что в дошкольном возрасте необходимо изучать не как обогащаются эмоции, а наоборот, изучали, как подавлять, устранять и ослаблять те непосредственные эмоциональные заряды, которые свойственны детям дошкольного возраста. Так например, представления некоторых родителей

о том, что выражение эмоций у ребенка следует подавлять ведет к развитию алекситимии и нарциссизма. Н. Н. Ланге и У. Джемс изменили представление о структуре эмоционального процесса от схемы : восприятие

– чувство – выражение до схемы: восприятие – рефлекторно вызываемые органические изменения – чувства. Но и эта теория отделяла эмоции от сознания и завершала то, что было сделано ранее. У. Кеннон доказал, что роль эмоций в человеческой психике иная; они изолируются от инстинктов и переходят в психическую жизнь человека в эмоциональную сферу его личности. З. Фрейд показал, что эмоции не всегда были такими, какими являются у взрослого человека, на ранних ступенях детского развития, были другими. Эмоция, считает З. Фрейд «не существует в самом начале, что изначально, происходит определенная дифференциация ядра, в котором содержатся противоположные чувства».

Проведенные в лаборатории под руководством А. В. Запорожца научные исследования генезиса эмоций в дошкольном детстве показали зависимость эмоционального развития ребенка от содержания и структуры детской деятельности, от характера взаимоотношений ребенка с окружающими, от того, как он усваивает определенные общественные нормы и ценности взаимодействия с другими людьми. Оказалось, что существенную роль для формирования просоциальных мотивов и эмоций имеет такой стиль руководства детской деятельностью, при которой ребенок становится ее полноценным участником. Излишняя регламентация поведения ребенка снижает его эмоциональный тонус, оставляет равнодушным к тому, насколько успешно осуществляется общее дело и насколько оно значимо для окружающих. Показано, что авторитарно-директивное воспитание препятствует развитию у ребенка рефлективности и креативности, создает барьер для самостоятельного поиска решения проблемы, способствует закреплению негативных эмоциональных переживаний. Вместе с тем, воспитание самостоятельности, при условии эмоциональной поддержки, способствует

освоению и реализации более эффективной когнитивной стратегии развития детей на эмоционально положительном фоне. Таким образом, развитие мыслительной активности ребенка в процессе познавательной деятельности и его эмоциональное развитие взаимосвязаны. Новая система отношений строится на эмоциональном принятии ребенка и, в то же время, предоставлении ему возможности поиска самостоятельных форм и способов деятельности. (А. В. Запарожец, 1986)

Изард К. Э. в своей работе эмоции разделяет на положительные и отрицательные, на позитивные и негативные. Данная классификация эмоций в целом правильна, но все же понятия «положительное» и

«отрицательное», «позитивное» и «негативное» в отношении к эмоциям требует некоторого уточнения. Такие эмоции, как гнев и страх, зачастую безоговорочно относят к категории отрицательных и негативных. И в то же время известно, что вспышка гнева может способствовать выживанию индивида или чаще - защите личного достоинства, исправлению социальной несправедливости. Полезным для выживания может стать и страх. Он выступает регулятором агрессивности и служит утверждению социального порядка. Беспричинные и неоправданные вспышки гнева или страха могут привести к негативным последствиям как для человека, испытывающего гнев или страх, так и для его окружения, но к таким же последствиям может привести и радость, если в ее основе лежит злорадство. Относить ту или иную эмоцию к разряду позитивных или негативных следует в зависимости от того, какое воздействие она оказывает на внутриличностные процессы и процессы взаимодействия личности с ближайшим социальным окружением. (К. Е. Изард, 2000)

Л. С. Выготский не оставил завершенного учения об эмоциях. Вместе с тем в ряде его работ можно встретить довольно развернутые рассуждения по данной проблеме. Если же проанализировать и собрать воедино все это, то можно составить достаточно полное представление Л. С. Выготского о природе и механизмах развития эмоций человека. В

философском плане эти представления опираются на идеи Спинозы и, в частности, на заложенный им принцип единства аффекта и интеллекта. (Л. С. Выгодский, 2004)

Кряжева Н. Л. в своем пособии для родителей и педагогов говорит об особенностях эмоционального мира детей дошкольного возраста. О том, что эмоциональное состояние ребенка зависит от связи матери и ребенка, начиная с внутриутробного развития, от того, желанный этот ребенок или нет, от родительской установки на развитие ребенка. Так же Кряжева утверждает, что «успешно миновав кризис, во время которого и дети и взрослые чувствуют себя «на войне, как на войне», ребенок подходит к дошкольному периоду – периоду пробуждения и расцвета его познавательных, творческих, эмоциональных способностей». (Н. А. Кряжева, 2000)

Минаева В. М. в своей работе сообщает о том, что нравственное развитие и воспитание личности необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, понимать эмоции и чувства другого, а, во-вторых, управлять своими собственными чувствами и эмоциями. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. (В. М. Минаева, 2005)

По мнению Филипповой Г. Г. эмоциональное благополучие ребенка в раннем возрасте зависит от своевременного и качественного удовлетворения матерью биологических потребностей ребенка. В свою очередь некачественное выполнение матерью своих функций объекта влечения или ее недоступность, ведет к нарастанию напряжения потребностей и нарушению эмоционального состояния ребенка, что приводит к эмоциональной фрустрации и фрустрации удовольствия. (Г. Г. Филипова, 2002)

Карпухина О. Н. утверждает, что все мы, не зависимо от происхождения, можем безошибочно понимать и оценивать выражение человеческого лица, определять эмоциональные состояния других людей. Это показывает, что основные эмоции (радость, гнев, печаль, страх, отвращение и удивление) – это врожденное, но и существует

«генотипически обусловленная способность к их пониманию у живых существ». (О. Н. Карпухина, 2007)

Таким образом, исследования эмоционального состояния ребёнка З. Фрейда, А. В. Запорожца, Н. Л. Кряжевой привели к осознанию того, что эмоциональное благополучие является важным компонентом становления гармоничной развитой личности. Важно не подавлять эмоции детей, а направлять их в верном направлении.

Понятие и характеристика эмоционального благополучия детей в условиях дошкольной образовательной организации

Эмоции – особый класс психологических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания значимых действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности (грусть, радость, удовлетворение, страх, гнев, уныние, горе, вина, стыд и др.). (В. А. Бачанин, 2005)

Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. (В. А. Бачанин, 2005)

Важно не путать эмоции и чувства, поскольку чувства обладают устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Эмоции кратковременные, а чувства длительные и устойчивые.

К основным эмоциям относятся врожденные.

Классификация эмоций по К. Изарду:

1. Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.

2. Радость – при радости лицо расцветает улыбкой.

3. Удивление – кратковременная и очень неопределенная эмоция. Оно выполняет функции вывода нервной системы из того состояния, в котором она в данный момент находится, и приспособления к новым условиям.

4. Дистресс (печаль, горе, страдание – это проявления дистресса, наиболее часто встречающейся отрицательной эмоции).

5. Отвращение – мучительно для человека, к которому это испытывают, ведет к дистрессу или агрессии

6. Гнев – ярость, высшая степень гнева ( Вагнер писал: «…гнев выражается сдвинутыми бровями, оттопыренными губами, выставленной вперед нижней губы, стиснутыми кулаками и сильной жестикуляцией. При более сильном взрыве гнева эти симптомы меняются, глаза выкатываются из орбит и блестят, лицо краснеет.

7. Презрение – центральная эмоция во всех предрассудках, включая расовые, побуждающие человека к агрессии и ее оправданию для себя.

8. Страх – эмоция, которая может возникнуть в период новорожденности.

9. Стыд – самая тягостная социальная эмоция, настроенная над врожденным страхом. (К. Е. Изард, 2000)

Выделяют следующие функции эмоций :

• Организующая функция (организация некоторой деятельности, на которую отвлекаются силы и внимание, что может помешать параллельно осуществляемой деятельности). Также эмоции выполняют дезорганизующую функцию (состояние аффекта).

• Оценочная функция (эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость или смысл каких-либо явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий, а также служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленного на удовлетворение тех потребностей, которые являются актуальными в данный момент).

• Регуляторная функция (способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нём те воздействия и удавшиеся - неудавшиеся действия, которые их возбудили).

• Предвосхищающая функция (прогнозирование, предвосхищение дальнейшего развития событий).

• Экспрессивно-коммуникативная функция (способность вызывать и испытывать сочувствие, сострадание, разделять чувства других людей).

• Мотивационная функция (способность эмоций побуждать человека к действиям).

• Активационная функция (обеспечение оптимального уровня возбуждения центральной нервной системы). (К. Е. Изард, 2000)

Эмоционального благополучия (неблагополучие) ребенка – это субъективная характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. (В. А. Бачанин, 2005)

И. М. Слободчиков считает, что эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, формирование самоконтроля, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. (И. М. Слободчиков) Согласно исследованиям Л. А. Абрамян, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, эмоциональное благополучие можно определить, как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение

основных возрастных потребностей : физиологических, психологических и социальных.

Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, комфортно - эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. (А. Д. Кошелева и др., 2003)

Под эмоциональным благополучием в определении Г. А. Урунтаевой понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Урунтаева выделяет такие показатели эмоционального благополучия :

• Уровень отношения ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым.

• Общий эмоциональный тонус.

• Способность ребенка определять эмоциональное состояние другого.

• Уровень сопереживания, сочувствия, который ребенок демонстрирует в вербальном и невербальном плане. (Г. А. Урунтаева,2000)

Эмоциональная депривация — отсутствие или недостаточное удовлетворение потребности в признании, любви и общении, которое выражается в дефиците ласки, любви и физического контакта – нарушает формирование самоощущения существования и границ собственного тела, эмоциональных проявлений. Таким образом, именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности в развитии детей. (В. А. Бачанин, 2005)

Эмоциональность имеет особую структуру, включающую в себя такие компоненты:

Эмоциональная возбудимость. При повышенной эмоциональной возбудимости функциональный уровень деятельности изменяется в ответ на более слабые внешние и внутренние воздействия;

• Сила эмоций. Функция этого свойства - энергизация деятельности в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов;

• Тревожность - это эмоциональная возбудимость в грозящей опасностью ситуации, склонность к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги;

Эмоциональная устойчивость. Функция данного свойства - сопротивление действию эмоциогенных факторов, контроль импульсов и влечений.

Таким образом, под эмоциональным благополучием, мы понимаем такое состояние ребенка, при котором он испытывает чувство радости, счастья, эмоционально устойчив, уверен в себе и не боится неудач, положительно и с интересом общается с окружающими его людьми, не испытывает дискомфорт в привычной среде.

Психолого-педагогические условия эмоционального благополучия детей в условиях дошкольной образовательной

организации

Психолого-педагогические условия - это целенаправленно созданная обстановка (среда, в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность психологических и педагогических факторов (отношений, средств и т. д., позволяющих педагогу эффективно осуществлять воспитательную или учебную работу. Психолого-педагогические условия - это одна из сторон закономерности воспитательного (образовательного, учебного и т. п.) процесса.

Публикации по теме:

Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки»Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Пособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAMПособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAM Представляю пособия для развития эмоциональной сферы детей, которые для нас смастерили родители наших воспитанников. Цели использования.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольниковИгры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Картотека детских этюдов для развития эмоциональной сферыКартотека детских этюдов для развития эмоциональной сферы Цель – развитие эмоциональной сферы. Этюд на выражение удивления. «Фокусник» Девочка (мальчик) очень удивилась: она увидела, как фокусник.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детейНаглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельностиРазвитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждени
Опубликовано: 20 декабря 2020 в 19:18
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждени» (включая файлы) размещена пользователем Сабина (УИ 1601323) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД