Сабина
Педагогические условия развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждени
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ теоретических основ эмоциональной сферы как базисной в развитии детей в условиях дошкольной образовательной
организации.
В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи психологических и биологических явлений. В ней Дарвин доказал, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением человека и животного отнюдь не большая разница. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно- телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения стали основой теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории, образовались в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие успешной адаптации организма к условиям среды его жизнедеятельности. Физические изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма. (Ч. Дарвин, 2001)
Публикация «Педагогические условия развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждени» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Если раньше, до Н. Н. Ланге и У. Джемса, психологи считали, что в дошкольном возрасте необходимо изучать не как обогащаются эмоции, а наоборот, изучали, как подавлять, устранять и ослаблять те непосредственные эмоциональные заряды, которые свойственны детям дошкольного возраста. Так например, представления некоторых родителей
о том, что выражение эмоций у ребенка следует подавлять ведет к развитию алекситимии и нарциссизма. Н. Н. Ланге и У. Джемс изменили представление о структуре эмоционального процесса от схемы : восприятие
– чувство – выражение до схемы: восприятие – рефлекторно вызываемые органические изменения – чувства. Но и эта теория отделяла эмоции от сознания и завершала то, что было сделано ранее. У. Кеннон доказал, что роль эмоций в человеческой психике иная; они изолируются от инстинктов и переходят в психическую жизнь человека в эмоциональную сферу его личности. З. Фрейд показал, что эмоции не всегда были такими, какими являются у взрослого человека, на ранних ступенях детского развития, были другими. Эмоция, считает З. Фрейд «не существует в самом начале, что изначально, происходит определенная дифференциация ядра, в котором содержатся противоположные чувства».
Проведенные в лаборатории под руководством А. В. Запорожца научные исследования генезиса эмоций в дошкольном детстве показали зависимость эмоционального развития ребенка от содержания и структуры детской деятельности, от характера взаимоотношений ребенка с окружающими, от того, как он усваивает определенные общественные нормы и ценности взаимодействия с другими людьми. Оказалось, что существенную роль для формирования просоциальных мотивов и эмоций имеет такой стиль руководства детской деятельностью, при которой ребенок становится ее полноценным участником. Излишняя регламентация поведения ребенка снижает его эмоциональный тонус, оставляет равнодушным к тому, насколько успешно осуществляется общее дело и насколько оно значимо для окружающих. Показано, что авторитарно-директивное воспитание препятствует развитию у ребенка рефлективности и креативности, создает барьер для самостоятельного поиска решения проблемы, способствует закреплению негативных эмоциональных переживаний. Вместе с тем, воспитание самостоятельности, при условии эмоциональной поддержки, способствует
освоению и реализации более эффективной когнитивной стратегии развития детей на эмоционально положительном фоне. Таким образом, развитие мыслительной активности ребенка в процессе познавательной деятельности и его эмоциональное развитие взаимосвязаны. Новая система отношений строится на эмоциональном принятии ребенка и, в то же время, предоставлении ему возможности поиска самостоятельных форм и способов деятельности. (А. В. Запарожец, 1986)
Изард К. Э. в своей работе эмоции разделяет на положительные и отрицательные, на позитивные и негативные. Данная классификация эмоций в целом правильна, но все же понятия «положительное» и
«отрицательное», «позитивное» и «негативное» в отношении к эмоциям требует некоторого уточнения. Такие эмоции, как гнев и страх, зачастую безоговорочно относят к категории отрицательных и негативных. И в то же время известно, что вспышка гнева может способствовать выживанию индивида или чаще - защите личного достоинства, исправлению социальной несправедливости. Полезным для выживания может стать и страх. Он выступает регулятором агрессивности и служит утверждению социального порядка. Беспричинные и неоправданные вспышки гнева или страха могут привести к негативным последствиям как для человека, испытывающего гнев или страх, так и для его окружения, но к таким же последствиям может привести и радость, если в ее основе лежит злорадство. Относить ту или иную эмоцию к разряду позитивных или негативных следует в зависимости от того, какое воздействие она оказывает на внутриличностные процессы и процессы взаимодействия личности с ближайшим социальным окружением. (К. Е. Изард, 2000)
Л. С. Выготский не оставил завершенного учения об эмоциях. Вместе с тем в ряде его работ можно встретить довольно развернутые рассуждения по данной проблеме. Если же проанализировать и собрать воедино все это, то можно составить достаточно полное представление Л. С. Выготского о природе и механизмах развития эмоций человека. В
философском плане эти представления опираются на идеи Спинозы и, в частности, на заложенный им принцип единства аффекта и интеллекта. (Л. С. Выгодский, 2004)
Кряжева Н. Л. в своем пособии для родителей и педагогов говорит об особенностях эмоционального мира детей дошкольного возраста. О том, что эмоциональное состояние ребенка зависит от связи матери и ребенка, начиная с внутриутробного развития, от того, желанный этот ребенок или нет, от родительской установки на развитие ребенка. Так же Кряжева утверждает, что «успешно миновав кризис, во время которого и дети и взрослые чувствуют себя «на войне, как на войне», ребенок подходит к дошкольному периоду – периоду пробуждения и расцвета его познавательных, творческих, эмоциональных способностей». (Н. А. Кряжева, 2000)
Минаева В. М. в своей работе сообщает о том, что нравственное развитие и воспитание личности необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, понимать эмоции и чувства другого, а, во-вторых, управлять своими собственными чувствами и эмоциями. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. (В. М. Минаева, 2005)
По мнению Филипповой Г. Г. эмоциональное благополучие ребенка в раннем возрасте зависит от своевременного и качественного удовлетворения матерью биологических потребностей ребенка. В свою очередь некачественное выполнение матерью своих функций объекта влечения или ее недоступность, ведет к нарастанию напряжения потребностей и нарушению эмоционального состояния ребенка, что приводит к эмоциональной фрустрации и фрустрации удовольствия. (Г. Г. Филипова, 2002)
Карпухина О. Н. утверждает, что все мы, не зависимо от происхождения, можем безошибочно понимать и оценивать выражение человеческого лица, определять эмоциональные состояния других людей. Это показывает, что основные эмоции (радость, гнев, печаль, страх, отвращение и удивление) – это врожденное, но и существует
«генотипически обусловленная способность к их пониманию у живых существ». (О. Н. Карпухина, 2007)
Таким образом, исследования эмоционального состояния ребёнка З. Фрейда, А. В. Запорожца, Н. Л. Кряжевой привели к осознанию того, что эмоциональное благополучие является важным компонентом становления гармоничной развитой личности. Важно не подавлять эмоции детей, а направлять их в верном направлении.
Понятие и характеристика эмоционального благополучия детей в условиях дошкольной образовательной организации
Эмоции – особый класс психологических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания значимых действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности (грусть, радость, удовлетворение, страх, гнев, уныние, горе, вина, стыд и др.). (В. А. Бачанин, 2005)
Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. (В. А. Бачанин, 2005)
Важно не путать эмоции и чувства, поскольку чувства обладают устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Эмоции кратковременные, а чувства длительные и устойчивые.
К основным эмоциям относятся врожденные.
Классификация эмоций по К. Изарду:
1. Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.
2. Радость – при радости лицо расцветает улыбкой.
3. Удивление – кратковременная и очень неопределенная эмоция. Оно выполняет функции вывода нервной системы из того состояния, в котором она в данный момент находится, и приспособления к новым условиям.
4. Дистресс (печаль, горе, страдание – это проявления дистресса, наиболее часто встречающейся отрицательной эмоции).
5. Отвращение – мучительно для человека, к которому это испытывают, ведет к дистрессу или агрессии
6. Гнев – ярость, высшая степень гнева ( Вагнер писал: «…гнев выражается сдвинутыми бровями, оттопыренными губами, выставленной вперед нижней губы, стиснутыми кулаками и сильной жестикуляцией. При более сильном взрыве гнева эти симптомы меняются, глаза выкатываются из орбит и блестят, лицо краснеет.
7. Презрение – центральная эмоция во всех предрассудках, включая расовые, побуждающие человека к агрессии и ее оправданию для себя.
8. Страх – эмоция, которая может возникнуть в период новорожденности.
9. Стыд – самая тягостная социальная эмоция, настроенная над врожденным страхом. (К. Е. Изард, 2000)
Выделяют следующие функции эмоций :
• Организующая функция (организация некоторой деятельности, на которую отвлекаются силы и внимание, что может помешать параллельно осуществляемой деятельности). Также эмоции выполняют дезорганизующую функцию (состояние аффекта).
• Оценочная функция (эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость или смысл каких-либо явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий, а также служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленного на удовлетворение тех потребностей, которые являются актуальными в данный момент).
• Регуляторная функция (способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нём те воздействия и удавшиеся - неудавшиеся действия, которые их возбудили).
• Предвосхищающая функция (прогнозирование, предвосхищение дальнейшего развития событий).
• Экспрессивно-коммуникативная функция (способность вызывать и испытывать сочувствие, сострадание, разделять чувства других людей).
• Мотивационная функция (способность эмоций побуждать человека к действиям).
• Активационная функция (обеспечение оптимального уровня возбуждения центральной нервной системы). (К. Е. Изард, 2000)
Эмоционального благополучия (неблагополучие) ребенка – это субъективная характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. (В. А. Бачанин, 2005)
И. М. Слободчиков считает, что эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, формирование самоконтроля, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. (И. М. Слободчиков) Согласно исследованиям Л. А. Абрамян, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, эмоциональное благополучие можно определить, как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение
основных возрастных потребностей : физиологических, психологических и социальных.
Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, комфортно - эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. (А. Д. Кошелева и др., 2003)
Под эмоциональным благополучием в определении Г. А. Урунтаевой понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Урунтаева выделяет такие показатели эмоционального благополучия :
• Уровень отношения ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым.
• Общий эмоциональный тонус.
• Способность ребенка определять эмоциональное состояние другого.
• Уровень сопереживания, сочувствия, который ребенок демонстрирует в вербальном и невербальном плане. (Г. А. Урунтаева,2000)
Эмоциональная депривация — отсутствие или недостаточное удовлетворение потребности в признании, любви и общении, которое выражается в дефиците ласки, любви и физического контакта – нарушает формирование самоощущения существования и границ собственного тела, эмоциональных проявлений. Таким образом, именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности в развитии детей. (В. А. Бачанин, 2005)
Эмоциональность имеет особую структуру, включающую в себя такие компоненты:
• Эмоциональная возбудимость. При повышенной эмоциональной возбудимости функциональный уровень деятельности изменяется в ответ на более слабые внешние и внутренние воздействия;
• Сила эмоций. Функция этого свойства - энергизация деятельности в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов;
• Тревожность - это эмоциональная возбудимость в грозящей опасностью ситуации, склонность к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги;
• Эмоциональная устойчивость. Функция данного свойства - сопротивление действию эмоциогенных факторов, контроль импульсов и влечений.
Таким образом, под эмоциональным благополучием, мы понимаем такое состояние ребенка, при котором он испытывает чувство радости, счастья, эмоционально устойчив, уверен в себе и не боится неудач, положительно и с интересом общается с окружающими его людьми, не испытывает дискомфорт в привычной среде.
Психолого-педагогические условия эмоционального благополучия детей в условиях дошкольной образовательной
организации
Психолого-педагогические условия - это целенаправленно созданная обстановка (среда, в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность психологических и педагогических факторов (отношений, средств и т. д., позволяющих педагогу эффективно осуществлять воспитательную или учебную работу. Психолого-педагогические условия - это одна из сторон закономерности воспитательного (образовательного, учебного и т. п.) процесса.