Татьяна Зименкова
Знаковое моделирование как средство познавательного развития старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье обосновывается актуальность и необходимость использование знакового моделирования в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. Одним из действенных средств, дающих успешность познания, является использование обучающимися знаковых моделей и активное участие в процессе моделирования. Разработаны и охарактеризованы виды знаковых моделей.
Публикация «Знаковое моделирование как средство познавательного развития старших дошкольников» размещена в разделах
Ключевые слова: «моделирование», «знаковое моделирование», «знаковая модель», «пиктограммы», «знак», «знаковые операции», «знаково-символическая среда».
В образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста может быть использовано знаковое моделирование.
Занимаясь в течение ряда лет изучением проблем развития старших дошкольников, Е. Е. Сапогова пришла к выводу, что вопросы перехода от игры к учебной деятельности, интеллектуального продвижения ребенка вперед, готовности к школе, становления первых форм творчества должны быть поставлены не только в педагогический, но и широкий культурно-психологический контекст; им должно быть найдено место в системе социализирующих ребенка процессов, в «очеловечивании» его психики. Ключевым понятием, на наш взгляд, здесь могло бы стать понятие знаковое моделирование [6, с 263].
Рассмотрим ряд понятий.
Моделирование является вторым этапом становления знаково – символической деятельности. Фундаментальной, основной функцией моделирования является «построение особой реальности – идеализированной предметности - как объективации сущности, что создает возможность ее исследования».
Знаковое моделирование – моделирование, в качестве моделей используются знаковые преобразования какого – либо вида: схемы, чертежи, формулы, наборы символов, пиктограммы.
Знаковая модель – это условный образ какого-либо процесса или явления («оригинала» рассматриваемой модели, используемой в качестве его «заместителя».
Работая со знаковой моделью, старшие дошкольники активнее включаются в мыслительную деятельность, легче усваивают материал.
Нами были разработаны и охарактеризованы виды знаковых моделей доступные детям 5-7 лет. Ими могут быть:
1. Пиктограммы – знаки, отображающие важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые они указывают, чаще всего в схематическом виде.
2. Модель с использованием пиктограмм в виде пособия «Кольца Луллия».
Материал: 2-4 кругов разного диаметра, скрепленные подвижно по центру с одинаковым количеством секторов (6, 8). В секторах представлены пиктограммы или картинки. Действие: установление соответствия секторов разных кругов по предложенному заданию.
3. Модель с использованием пиктограмм и стрелок. Поисковые задания по решению проблемных ситуации, выполняемые с использованием пиктограмм и стрелок. Материал: большая карта, имеющая один ряд «окошек» заданного количества (3, 5) пиктограмм объектов познания и стрелок, отражающих связь (одностороннюю или взаимную). Действие с моделью : выкладывание на большой карте пиктограмм и стрелок, отражающих связь.
4. Модель – таблица.
Поисковые задания по решению проблемных ситуации, выполняемые с использованием таблиц и пиктограмм; ребенок выполняет действие – выкладывание в таблице (2-3 ряда «окошек» заданного количества) пиктограмм, отражающих связь между объектами.
Варианты: «Выложи картинки в соответствии с пиктограммами», «Выложи пиктограммы».
Модель «Схема».
Поисковые задания по решению проблемных ситуации, выполняемые с использованием схемы и пиктограмм; ребенок выполняет действие – выкладывание в схеме (схематическая модель в виде классификационного древа) пиктограмм, отражающих связь между объектами.
Данные виды знаковых моделей можно применять в познании различного содержания.
От рождения до конца жизни человек присутствует в специфически человеческой знаково-символической среде, по словам Г. А. Глотовой, буквально купается в знаках, «дышит» знаками [3, с. 256]. В совместном бытии со взрослыми ребенок учиться понимать знаки, оперировать различными знаковыми системами, что является существенным фактом «очеловечивания» его психики. Дети растут и развиваются в мире условностей, знаков, символов, обозначений, и поэтому они поставлены перед необходимостью овладевать ими и использовать их. Чем глубже и тоньше познание окружающего мира, тем большим количеством знаков и символов наполняется сознание ребенка и тем проще ему оперировать самими отвлеченными символами.
Слово «знак» используется в научной литературе разнопланово: это указатель, метка, то, что может выражать, представлять идеи. Им может служить предмет, человек, явление, событие. Это и «материально» выраженная замена предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией в коллективе, поскольку основной признак знака – способность реализовывать функцию замещения [3, с 256].
Появление осознанного и произвольного использования знаково-символических средств в интеллектуальной деятельности дошкольников многие исследователи относят к 7-8 годам (А. Валлон, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.). Однако в исследованиях указанных авторов достижения детей в освоении знаковой реальности характеризуется в особенности в докризисный и посткризисный период («кризис 5-7 лет»).
Использование знаковых моделей развивает интеллектуальные способности. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и знаковым моделированием (использование условных обозначений, чертежей, схем т. п., появляется возможность применять заместители и знаковые модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей.
В старшем дошкольном возрасте развитие знакового моделирования протекает по нескольким связанных друг с другом линиям: развитие моделирования как знаково-символической деятельности (повышение понимания семиотической функции и интериоризации действий моделирования); освоение детьми различных видов знаковых моделей; их самостоятельное применение в познании различного содержания.
В возрасте 5-7 лет происходит значительное изменение в осознании семиотической функции (Н. Г. Салмина, Г. А. Глотова и др.); выявлено влияние понимания семиотической функции на эффективное освоение содержания без специального формирования практических действий моделирования.
Указывая на ведущую роль знаковых процессов в общем развитии ребенка, Л. С. Выготский отмечает, что они «возникают не как нечто привносимое извне или изнутри в общий процесс психического развития ребенка, но как естественный результат этого процесса» [2, с. 66]. Это положение является принципиальным при решении вопроса о происхождении символической деятельности. Л. С. Выготский говорит об этом так: «Знаковые операции – не просто изобретаются детьми или перенимаются от взрослых, но возникают от чего-то такого, что первоначально не является знаковой ситуацией, и что становится ею лишь после ряда качественных превращений, из которых каждое обуславливает последующую ступень, будучи само обусловлено предыдущей, и связывая их как стадии единого, исторического, по своей природе, процесса». Следовательно, индивидуальное развитие ребенка может рассматриваться только в социальном контексте, в процессе овладения подрастающим человеком орудиями и знаками. В результате, ребенок обретает умение познавать себя и управлять самим собой.
Развитие умений перекодировать информацию на знаковый язык (означение) проблематично для дошкольников и более возможно на уровне воссоздания освоенных моделей в совместной работе со взрослым.
Детям 5-7 лет доступно некоторое преобразование модели, что проявляется во внесении изменений в изучаемой модели (в ходе решения простых логических задач дети предлагают заменить отсутствующие детали геометрическими фигурами).
Дети растут и развиваются в мире условных знаков, многообразных символов, обозначений, и поэтому они поставлены перед необходимостью применять их в своей деятельности. Следовательно, целесообразно не только включать в образовательный процесс на этапе школьного, но и на стадии дошкольного обучения использование знаковых моделей.
Также можно сделать вывод о том, что целесообразно применять знаковое моделирование потому что, во-первых, мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью, во-вторых, оно открывает у детей широкий спектр дополнительных возможностей для развития их умственной активности. Чтобы ребенок был субъектом деятельности нужно и важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из действенных средств, дающих успешность познания, является использование обучающимися знаковых моделей и активное участие в процессе моделирования.
Список литературы
1. Будякова, Т. П. Развитие знаково-символической деятельности в дошкольном возрасте [Текст] : Автореф. дис. канд. психол. наук / Т. П. Будякова. – М. : Изд-во МГУ, 1989. – 16 с.
2. Выготский, Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1984. – 66 с.
3. Глотова, Г. А. Человек и знак. Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека [Текст] / Г. А. Глотова. – М. : – Свердловск: Изд-во УГУ, 1990. – 256 с.
4. Салмина, Н. Г. Концепция Л. С. Выготского и проблема развития символической функции/ Н. Г. Салмина // Вопр. психол. – 1994. - №5. – С. 69-78.
5. Сапогова, Е. Е. Моделирование как этап развития знаково-символической деятельности дошкольников [Текст] / Е. Е. Сапогова // Вопросы психологии. – 1992. – № 5-6. – С. 26-30.
6. Сапогова, Е. Е. Ребенок и знак [Текст] / Е. Е. Сапогова. – М. : Тула: Приокское книжное изд., 1993. – 263 с.