МААМ-картинки

Педагогические условия снижения страхов у дошкольников (I часть)

Татьяна Семенова
Педагогические условия снижения страхов у дошкольников (I часть)
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Теремок», г. Нижнеудинск»

Составила: старший воспитатель Асташкова Т. Н.

Введение

Воображение – это внутренний мир ребенка, врожденный, естественный процесс, с помощью которого ребенок учится понимать окружающий мир, наполнять его смыслом. У нормально развивающегося ребенка воображение является генетической, биологической функцией с отлаженным механизмом своевременного выхода из состояния фантазии. Развитие воображения таит в себе и некоторые опасности. Одна из них – это появление детских страхов.

Темочки:

Каждому здоровому человеку свойственно чувство страха, поскольку эта способность имеет большое значение для самосохранения. Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Эмоционально чувствительные дети с развитым воображением в более значительной степени подвержены страхам.

В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели особую значимость, ввиду их довольно широкого распространения среди детей.

Большинство малышей дошкольного возраста проводят первую часть своей жизни в детских учреждениях. Согласно ФГОС ДО п. 3.2.1. – для успешной реализации Программы должны быть обеспечены психолого-педагогические условия, с учетом п. 3.2.3, где сказано, что участие ребенка в психологической диагностики допускается только с согласия родителей (законных представителей).

В связи с этим, мы определили для себя необходимость комплексного подхода к решению проблемы по профилактике и снижению детских страхов, в частности, привлечения семьи, а также поиск наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребенка в условиях ДОУ.

Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, принять меры по преодолению фобий у ребенка.

Актуальной для воспитателей и психологов детского сада является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребенка.

В своей педагогической практике мы исследовали данную проблему и получили определенные результаты.

Данная методическая рекомендация разработана на основе исследовательской работы, с целью оказания методической помощи воспитателям и психологам ДОУ по выявлению особенностей страхов у детей старшего дошкольного возраста и применению методов, направленных на снижение страхов и снятия тревожности у детей в условиях детского сада.

Практическая значимость работы определяется возможностью педагогами ознакомиться с методами и результатами данной проблемы, на примере исследовательской работы, а также использования составленного нами комплекса мероприятий в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Структура методической рекомендации состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений. Основная часть включает в себя :

- Комплекс мероприятий для предупреждения и снижения разных видов страхов и тревожности у детей, повышения их самооценки;

- Примерное тематическое планирование по профилактике возрастных страхов у дошкольников.

В приложении представлен диагностический материал по данной проблеме, а также примеры по взаимодействию с родителями (законными представителями детей) в рамках тематики.

I. Основная часть

1.1. Организация мероприятий, направленных на снижение страхов и снятия тревожности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Основная часть нашего педагогического исследования была направлена на выявление особенностей страхов у дошкольников. В исследовании участвовали дети старшей группы ДОУ.

В нашем исследовании мы использовали ряд психодиагностических методик, в частности методику выявления детских страхов А. И. Захарова и М. А. Панфиловой «Страхи в домиках»; методику О. М. Дьяченко «Особенности воображения ребенка дошкольного возраста»; методику Ю. Климанова «Нарисуй свой страх» (см. Приложение 1, 2, 3, 4).

Проведенная нами диагностическая работа показала необходимость профилактики и снижения возрастных страхов и тревожности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ (см. Приложение 5).

На основании этого мы составили комплекс мероприятий, включающий в себя различные техники для предупреждения и снижения разных видов страхов у детей и повышения их самооценки.

Таблица 1

Комплекс мероприятий для предупреждения и снижения разных видов страхов и тревожности у детей, повышения их самооценки

№ п\п Название игры и упражнения Направленность Источник

Снятие мышечного напряжения, создание положительного эмоционального фона

1 Невидимая нить. Сплочение детского коллектива. Шапиро Е. И. если у ребенка страхи. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО» ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011 -80 с

2 Упражнение на расслабление всех мышц. Снятие мышечного напряжения. Там же.

3 Настроение и походка. Снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов. Там же.

4 Разрывание бумаги. Снизить напряжение, дать детям возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги. Там же.

5 Крокодил. Поднятие настроения, снятие страхов. Кряжева Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей. – Ярославль: Академия развития, 2000.

6 Динозаврики. Возможность выхода психофизического напряжения, страхов и коррекции настроения. Там же.

7 Пещера для знакомств. Снижение уровня тревожности, вызванной новой ситуацией. Костина Л. Коррекция тревожности методом игровой терапии//Дошкольное воспитание. – 2003. - №10

8 Танец с рисованием. Снятие напряжения, снижение тревожности. Там же.

9 Игра в переодевание. Снятие скованности и напряжения. Там же.

10 Старшая обезьяна. Снижение тревожности. Там же.

11 Бесилки. Снятие напряжения. Там же.

12 Драка. Упражнения на релаксацию и дыхание Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для взрослых. СПб. : Речь, 2004.

13 Воздушный шарик. Снятие напряжения Там же.

14 Слепой танец. Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего напряжения. Там же.

15 Смена ритмов. Формирование у детей уверенности. Там же.

16 Волшебный стул. Повышение самооценки ребенка. Там же.

17 Смелые мышки. Повышение уверенности, формирование волевых качеств личности. Шипицина Л. М. Азбука общения. – СПб. : Детство-Пресс, 2001.

18 Мыши и мышеловка. Снятие страхов, повышение уверенности в себе. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2001.

19 Пастушок. Снятие страхов, повышение уверенности в себе. Там же.

20 Кораблик. Снятие страхов, повышение уверенности в себе. Там же.

21 Качели. Снятие страхов, повышение уверенности в себе. Там же.

22 Неваляшка. Снятие страхов, повышение уверенности в себе. Там же.

23 Соломинка на ветру. Снятие страхов, повышение уверенности в себе. Там же.

24 Необычное сражение. Снятие страхов, повышение уверенности в себе. Там же.

25 Рыбаки и рыбка. Снятие страхов, повышение уверенности в себе. Там же.

26 Чехарда. Снятие мышечных напряжений, страх прикосновений и робости. Там же.

27 Нарисуй свой страх и победи его. Снятие страхов и преодоление их. Там же.

28 За что меня любит мама? Повышение значимости ребенка в глазах окружающих его детей. Шапиро Е. И. если у ребенка страхи. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО» ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011 -80 с

29 Я – лев! Повышение у детей уверенности в себе. Там же.

30 Клеевой дождик Сплочение детей, снижение тревожности, повышение самооценки. Там же.

31 Я очень хороший. Создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе. Там же.

32 Ладошки. Повышение самооценки. Там же

33 Зайчики и слоники. Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению их самооценки. Там же

34 Комплименты Помочь ребенку увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети. Там же

35 Фея «Динь-Динь» и ее волшебная пыльца. Создание положительного эмоционального фона, релаксация. Краснова В. А. Коррекция и профилактика страхов у детей в процессе сочинения собственных сказок. Справочник педагога-психолога. Детский сад, №3-2011

36 Лисенок боится. Научить ребят не боятся темноты. Там же.

37 Прослушивание песенки «Страх». Помочь детям в процессе рассмешить себя, в дальнейшем не бояться страхов. Там же.

38 Разминка под песенку «Страх». Помочь детям в процессе рассмешить себя, в дальнейшем не бояться страхов. Там же.

39 Игра в рисунки. Раскрепощение участников. Гудман Р. Обсуждение и создание детских рисунков. Практикум по арт-терапии\Р. Гудман: под редакцией А. И. Копытина. – СПб. : Питер, 2001 – 448 с.

40 Ритуал символического исцеления. Предоставить детям возможность актуализировать свой страх. Там же.

41 Волшебные зеркала. Формирование положительной Я-концепции, повышение уверенности в себе, снижение тревожности. Там же.

Фольклорные, художественные, музыкальные произведения и мультипликационные фильмы, используемые для работы с детскими страхами

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

1 Девять историй про Зайчишку-трусишку (с элементами театрализации). Помочь детям справиться с различными страхами; развитие у детей творческих способностей. Шишова Т. Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страх – это серьезно. – СПб. : Речь. 2007 – 104с.

2 Придумывание сказки про темноту. Терапевтический эффект совместного проживания ситуации. Краснова В. А. Коррекция и профилактика страхов у детей в процессе сочинения собственных сказок. Справочник педагога-психолога. Детский сад, №3-2011

3 Как кенгуренок стал самостоятельным. Страх расставания с мамой; тревога, связанная с одиночеством. Хухлаева О. В., Хухлаева О. Е. Лабиринт души: терапевтические сказки. – М. : Академический проект, 2001.

4 Сказка о подсолнечном семечке. Тревога и беспокойство, связанное с отрывом от матери и вхождением в детский сад. Там же.

5 Случай в лесу. Неуверенность в себе; тревожность, страх самостоятельных действий. Там же.

6 Сказка о Вороненке. Неуверенность; боязнь самостоятельности, тревожность и боязливость. Там же.

7 Сказка про Енота. Страх общения. Там же

8 Серое ухо. Страх темноты, повышение самооценки. Там же.

9 Смелый гномик. Боязнь темноты, повышенная тревожность. Там же.

10 Медвежонок и Баба-Яга. Страх темноты, повышенная тревожность. Там же.

11 Мышонок и темнота. Страх темноты, общая боязливость. Там же.

12 Белочка Нуся. Страх одиночества. Там же.

13 Слоненок, который боялся темноты. Страх темноты и одиночества. Там же.

14 Сказка о маленьком Чике. Страх окружающего мира. Там же.

15 Как Черепашонок до моря добирался. Страх окружающего мира. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. – М. : Генезис, 2003.

16 Как Карамелька боялась темных комнат. Страх темноты. Там же.

17 Храбрец, боявшийся тишины. Боязнь встретиться со своим внутренним миром. Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб. : Речь, 2002.

18 Про Чебурашку. Страх темноты. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2005.

19 Сказка про девочку Настю, которая боялась темных кладовок. Страх темноты. Там же.

20 Сказки для тех, кто носит страх в сердце и плохо спит. Повышенная тревожность. Там же.

21 Знакомство со слугой по имени Страх. Познакомить с чувством страха. Там же.

22 Смешные страхи. Боязнь ошибок, школы; нежелание учиться; страх сделать что-либо не правильно. Панфилова М. А. Лесная школа. – М. : ТЦ Сфера, 2002.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

1 Волк и семеро козлят. Страх животных Русские народные сказки. – М. : ООО «Фирма СТД», 2005.

2 Гуси-лебеди. Страх сказочных персонажей, неизвестности. Там же.

3 Напуганные волки. Страх перед животными. Там же.

4 У страха глаза велики. Страх неизвестности. Там же.

5 Заяц-хваста. Страх перед животными. Там же.

6 Старик и волк. Страх перед животными. Там же.

7 Баба-Яга. Страх сказочных персонажей. Там же.

8 Кот и лиса Страх животных. Там же.

9 Пых. Страх окружающего мира. Там же.

РАССКАЗЫ

1 Саша был трус (по притче Л. Н. Толстого). Страх грозы, общая боязливость. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М. : Фолио, 2000.

2 Воробей (по рассказу И. С. Тургенева). Страх собаки; повышенная тревожность. Там же.

3 Еж (по сказке А. Толстого). Страх общения, неуверенность в себе. Там же.

4 Желтухин (глава из повести «Детство Никиты»). Страх окружающего мира. Хрестоматия для дошкольников «Любимы рассказы». – М. : Астрель, 2005.

5 Акула (по рассказу Л. Н. Толстого). Страх окружающего мира, воды, животных. Там же.

6 Беляк (И. С. Соколов-Микитов). Общая боязливость. Там же.

7 Заячьи лапы (К. Паустовский). Страх пожара; повышенная тревожность. Там же.

8 Проша (Г. Снегирев). Страх животных, общая боязливость. Там же.

9 Грач (по рассказу Ю. Коваля). Страх окружающего мира. Там же.

10 Двадцать лет под кроватью (из книги «Денискины рассказы» В. Драгунский). Повышенная тревожность, страх темноты. Там же.

11 Поучительные истории про мальчика Яшу. Страх высоты, ночные кошмары, общая боязливость. Там же.

12 Дым (Б. Житков). Страх стихий, пожара. Гриценко З. Д. Ты детям сказку расскажи. – М. : Линка-Пресс, 2003.

13 Как тонул мальчик (Б. Житков). Страх глубины. Там же.

14 Таинственные огоньки (Л. Чарская, глава из романа «Княжна Джаваха»). Страх неизвестности. Там же.

ПИСАТЕЛИ XX ВЕКА ДЕТЯМ

1 Про бегемота, который боялся прививок (В. Сутеев). Страх медицинских процедур. Хрестоматия для дошкольников от 4 до 7 лет. – М. : Астрель, 2002.

2 Палочка-выручалочка (В. Сутеев). Страх перед животными. Та же.

3 Крошка Енот и тот, кто живет в пруду (Л. Муур). Страх темноты, окружающего мира, неизвестности. Там же

4 Живая шляпа (Н. Носов). Страх неизвестности. Там же.

5 Бармалей (К Чуковский). Страх перед сказочными персонажами. Там же.

6 Страшная история (Э. Успенский). Страх парикмахерской, прикосновений. Там же.

7 Воробьишко (М. Горький). Страх перед животными. Там же.

8 Страшный рассказ (Е. Чарушин). Страх темноты. Хрестоматия «Мешок со страхами другие невероятные истории», - М. : Просвещение, 1997.

9 Тук-тук-тук (Н. Носов). Страх ночных звуков. Там же.

10 Три охотника (Н. Носов). Страх ночных звуков. Там же.

11 Маленькая Баба-Яга (Н. Гарин-Михайловский). Страх перед миром нечистой силы. Там же.

12 Тем и Жучка (Н. Гарин-Михайловский). Страх темноты, замкнутого пространства. Там же.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1 Колыбельная. Для снятия тревожности. Брамс.

2 Лунный свет. Для снятия тревожности. Дебюсси.

3 Аве Мария. Для снятия тревожности. Шуберт.

4 Мазурки. Для снятия тревожности. Шопен.

5 Лебедь. Для снятия тревожности. Сен-Санс.

6 Соната До мажор. Для снятия тревожности. Леклер.

7 Появление большой собаки. Для сопровождения занятий и этюдов. Г. Фрид.

8 Тревожная колыбельная. Для сопровождения занятий и этюдов. Н. Маяковский.

9 Грачи. Для сопровождения занятий и этюдов. М. Раухвергер.

10 Момент отчаяния. Для сопровождения занятий и этюдов. Н. Лысенко.

11 Баллада. Для сопровождения занятий и этюдов. Ф. Бургмюллер.

12 Баба-Яга. Для сопровождения занятий и этюдов. П. Чайковский.

13 Сцены грозы (смена настроений). Для сопровождения занятий и этюдов. К. Караваев.

14 Баба-Яга. Для сопровождения занятий и этюдов. М. Мусорский.

15 Кащеево царство. Для сопровождения занятий и этюдов. Д. Китаенко.

16 Баба-Яга. Для сопровождения занятий и этюдов. С. Лядов.

17 Трусишка, Лев, людоед, Змея. Для сопровождения занятий и этюдов. М. Л. Лазарев, Программа «Здравствуй», раздел «Музыкальная психология».

18 Шествие гномов. Для сопровождения занятий и этюдов. Э. Григ

19 В пещере горного короля. Для сопровождения занятий и этюдов. Э. Григ.

ЭТЮДЫ

1 Страх. Познакомить детей с эмоцией страха; развить выразительность движений и мимики. Бавина Т. В., Агаркова Е. И. Детские страхи : решение проблемы в условиях детского сада. Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2008, -64 с.

2 Уйди, страх, уйди! Преодоление отрицательных эмоций, способствовать формированию уверенности в своих силах. Там же.

3 Гроза. Способствовать развитию смелости и преодолению чувства страха. Там же.

4 Ночные звуки. Имитировать чувство страха; способствовать развитию смелости. Там же.

5 Мы медведя испугались. Формировать у детей осознание собственных мышечных и эмоциональных ощущений. Там же.

6 Не боимся паука. Дать представление о страхе, учить преодолевать их. Там же.

7 Изобрази эмоцию. Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике. Там же.

8 Страшный зверь. Способствовать развитию смелость, учить сопоставлять различные черты характера. Там же.

СТИХИ

1 Темнота. Преодоление тревожности и страхов перед окружающим миром. Т. Собакин.

2 Здравствуй, Гусь. Преодоление тревожности и страхов перед окружающим миром. Т. Собакин.

3 Олень, не бойся. Преодоление тревожности и страхов перед окружающим миром. В. Приходько.

4 Тревога. Преодоление тревожности и страхов перед окружающим миром. В. Романенков.

5 Ежик и баран. Преодоление тревожности и страхов перед окружающим миром. Г. Виеру.

6 Трусишка. Преодоление тревожности и страхов перед окружающим миром. Н. Пикулева.

7 Трусов Федя. Преодоление тревожности и страхов перед окружающим миром. И. Демьянова.

8 Храбрецы. Преодоление тревожности и страхов перед окружающим миром. Из сборника «Английские песенки».

9 Я один остался дома. Преодоление тревожности и страхов перед окружающим миром. Н. Павлова.

10 Счастливая ошибка. Преодоление тревожности и страхов перед окружающим миром. Г. Семенов.

11 Потемнело. Преодоление тревожности и страхов перед окружающим миром. Р. Сеф.

12 Страшный зверь. Преодоление тревожности и страхов перед окружающим миром. В. Семерина.

13 Страх. Преодоление тревожности и страхов перед окружающим миром. В. Кудрявцев.

14 Что в углу? Преодоление тревожности и страхов перед окружающим миром. А. Кушнер.

15 Нарисуем Бармалея. Преодоление тревожности и страхов перед окружающим миром. В. Луйк.

16 Не стоит темноты бояться. Преодоление тревожности и страхов перед окружающим миром. В. Данько.

17 Смелая песенка. Преодоление тревожности и страхов перед окружающим миром. В. Данько.

18 Русская народная песенка. Преодоление тревожности и страхов перед окружающим миром. А. Усачева.

19 Не буду бояться. Преодоление тревожности и страхов перед окружающим миром. Э. Мошковская.

МУЛЬТФИЛЬМЫ

1 Университет Монстров. Знакомство со «страшилками». Режиссер Дэн Скэнлон.

2 Ежик в тумане. Преодоление страха темноты, неизвестности, одиночества. Режиссер Ю. Норштейн.

3 Малыш и Карлсон. Страх вымышленных персонажей, высоты. Режиссер Б. Степанцев.

4 Аленький цветочек. Страх перед сказочными персонажами. Режиссер Л. Атаманов.

5 Доктор Айболит. Страх перед болезнью, врачами, окружающим миром. Режиссер Д. Черкасский.

6 Про бегемота, который боялся прививок. Страх перед уколами. Режиссер Л. Амальрик.

7 Птичка Тари. Страх перед медицинскими процедурами, животными. Режиссер Г. Сокольский.

8 Тараканище. Страх перед животными, насекомыми. Режиссер В. Полковников.

9 Муха-Цокотуха. Страх перед окружающим миром. Режиссер Б. Дежкин, В. Сутеев.

10 У страха глаза велики. Страх неизвестности. Режиссер П. Носов.

11 Зайчишка заблудился. Страх одиночества, неизвестности. Режиссер В. Гончаров.

Подвижные игры, упражнения, рисуночные тесты с детьми, испытывающими страхи и тревогу

1 Пятнашки. Преодоление страха наказания, крика. Шапиро Е. И. Если у ребенка страхи. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО» ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011 -80 с

2 Жмурки. Проигрывание пугающих ситуаций, преодоление страха темноты, неизвестности. Та же.

3 Прятки. Проигрывание пугающих ситуаций, преодоление страха темноты, одиночества. Там же.

4 Быстрые ответы на глупые вопросы. Боязнь опоздать, не успеть. Там же.

5 Нить повествования. Учиться говорить о своем страхе. Там же.

6 Портрет моего страха. Преодоление своего страха, учиться смеяться над своими страхами. Там же.

7 Фоторобот страха. Преодоление собственных страхов с помощью рисования. Там же.

8 Зверушки в норке. Преодоление страха темноты, повышенной тревожности, одиночества. Шишова Т. Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страх – это серьезно. – СПб. : Речь. 2007 – 104с.

9 Бобры. Преодоление страха темноты, повышенной тревожности, одиночества. Там же.

10 Кто притаился в темноте. Преодоление страха темноты, повышенной тревожности, одиночества. Там же.

11 В темной норке. Преодоление страха темноты, повышенной тревожности, одиночества. Там же.

12 Кукольные прятки. Преодоление страха темноты, повышенной тревожности, одиночества. Там же.

13 Смелый разведчик. Преодоление страха темноты, повышенной тревожности, одиночества. Там же.

14 Потеряшка. Преодоление страха темноты, повышенной тревожности, одиночества. Там же.

15 Случай в магазине. Преодоление страха темноты, повышенной тревожности, одиночества. Там же.

16 Малютка потерялась. Преодоление страха темноты, повышенной тревожности, одиночества. Там же.

17 Сюрпризы. Преодоление страха темноты, повышенной тревожности, одиночества. Там же.

18 Готовимся к бою. Преодоление страха темноты, повышенной тревожности, одиночества. Там же.

19 Маски страха. Преодоление страха сказочных персонажей. Там же.

20 Путешествие к Бабе-Яге. Преодоление страха сказочных персонажей. Там же.

21 Сказочный город Преодоление страха сказочных персонажей. Там же.

22 Играем в привидения. Преодоление страха сказочных персонажей. Там же.

23 Превращение в сказочного злодея. Преодоление страха сказочных персонажей. Там же.

24 Удивительная встреча. Страх смерти. Там же.

25 Ищем в плохом хорошее. Страх смерти. Там же.

26 Игры, связанные с перевоплощением. Страх смерти. Там же.

27 Сражение. Страх смерти. Там же.

28 Морские разбойники. Страх смерти. Там же.

29 Больница. Страх боли, уколов врачей. Там же.

30 Вышибалы. Страх боли, уколов врачей. Там же.

31 Сердитый утенок. Страх боли, уколов врачей. Там же.

32 Одушевление неживого. Игровое поведение, одушевление неживого. Романов А. А. расстройства поведения эмоций у детей в целом. Рабочая тетрадь специалиста. \ А. А. Романов, - М. : «Плэйт», 2003 – 32 с.

33 Рисуем маски. Игра со «страхом». Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб. : Речь, 2003.

34 Каракули. Снятие эмоционального напряжения, повышение самооценки, преодоление страхов, тревожности. Винникотт Д. Разговор с родителями \\Пер. с англ. М. И. Почукаева, В. В. Тимофеева. – М. : Независимая фирма «Класс». 1994 - 112 с.

35 Песочная картина. Снятие эмоционального напряжения, повышение самооценки, преодоление страхов, тревожности. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д., Грабенко т. М. Практикум по креативной терапии6 – СПб. : Изд. «Речь», 2001 – 400 с.

36 Добрая Баба-Яга. Преодоление страхов перед сказочными персонажами, общей тревожности. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д., Грабенко т. М. Практикум по креативной терапии6 – СПб. : Изд. «Речь», 2001 – 400 с.

37 Страх, любовь, злость. Учиться контролировать свои эмоции. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. – М. : Изд. ЭКСМО-Пресс, 2002 – 256 с.

38 Кочки. Преодоление страхов темноты, одиночества, неизвестности, глубины и высоты. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб. : СОЮЗ, 2003 – 156 с.

39 Восхождение. Преодоление страхов темноты, одиночества, неизвестности, глубины и высоты. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб. : СОЮЗ, 2003 – 156 с.

40 Не так страшен черт, как его малюют. Преодоление страхов темноты, одиночества, неизвестности. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб. : СОЮЗ, 2003 – 156 с.

41 Красивый рисунок. Вызывать позитивные эмоции, формировать положительное отношение к окружающему миру. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М. : Владос-пресс, 2003 – 160 с.

42 Несуществующее животное и я. Учиться превращать свои страхи в игру. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М. : Владос-пресс, 2003 – 160 с.

43 Уничтожение страха. Преодоление своих страхов, раскрепощение детей, снижение тревожности, повышение самооценки. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М. : Владос-пресс, 2003 – 160 с.

Публикации по теме:

Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников на физкультурно-спортивных мероприятиях Реферат «Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников на физкультурно-спортивных мероприятиях» Наше.

Педагогические условия формирования правильного звукопроизношения у старших дошкольников МАДОУ ЦРР-детский сад №253 "Белоснежка" воспитатель Бабиенко В. Ю. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ.

Педагогические условия формирования у дошкольников интереса к экспериментальной деятельности. К проявлениям и условиям успешного экспериментирования дошкольников Н. Н. Поддьяков относит следующие показатели: - наличие у детей знаний.

Педагогические условия формирования у дошкольников здорового образа жизни Педагогические условия формирования у дошкольников здорового образа жизни. Реализация поведенческого компонента в разных видах деятельности.

Педагогические условия организационной культуры в аспекте деятельности ДОУ Педагогические условия - это целенаправленно созданная об становка (среда, в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность.

Педагогические условия ознакомления с историей и культурой г. Перми детей 6–7 лет Большое значение для детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом Пермь, его историей, достопримечательностями. Знание истории.

Педагогические условия познавательного развития детей дошкольного возраста Разработка проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста привела нас к необходимости выявления и обоснования педагогических.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка Под психолого-педагогическими условиями мы понимаем следующие: • применение широкого спектра методов взаимодействия участников образовательного.

Речь к квалификационной работе «Психолого-педагогические условия адаптации» РЕЧЬ Выбранная мною тема актуальна и по сей день, ведь у детей раннего возраста не сформированная нервная система. А детям любого возраста.

Социально-педагогические условия социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями в ОУ. Особенно актуальной является проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно данным ООН, каждая.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогические условия снижения страхов у дошкольников (I часть)
Опубликовано: 10 января 2017 в 05:57
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия снижения страхов у дошкольников (I часть)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Семенова (УИ 181671) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД