Ольга Вергуненко
Условия активизации познавательного развития дошкольников в условиях малых групп
▼ Скачать + Заказать документы
Условия активизации познавательного развития дошкольников в условиях малых групп.
Благоприятным временем становления познавательной деятельности считается дошкольный возраст. В это время у детей появляется потребность в новых впечатлениях, эмоциях, знаниях. Взрослые, включенные в воспитание и обучение детей дошкольников, должны учитывать их специфические особенности возраста и выстраивать общение с ними, исходя из принципа развития познавательных интересов. Применяемые подходы направлены на то, чтобы познавательная деятельность детей дошкольного возраста имела самую большую эффективность [1].
Публикация «Условия активизации познавательного развития дошкольников в условиях малых групп» размещена в разделах
По воззрению Лисиной М. И., решающий момент развития и формирования познавательной активности – это общение малыша с взрослым человеком - наставником, опекунами. В процессе этого общения дошкольник усваивает, с одной стороны, напряженное и заинтересованное участие к явлениям, предметам; с другой – способы управления собственным поведением[2].
Дошкольник преодолевает трудности ориентировки в новых обстановках при заключении новых задач. Условие развития познавательного интереса – это практические и исследовательские действия дошкольника. У них замечены активные знания, окрашенные колоритными эмоциями. Организация познавательных поступков должна базироваться на уже развитые у малыша необходимости, до этого только на его потребность в общении с взрослыми – одобрение поступков, действий, суждений, воззрений. Образование любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе интеллектуального воспитания на упражнениях, в играх, труде, общении. Ведущее условие становления любознательности – обширное ознакомление ребят окружающей действительностью и образование заинтересованности этой действительностью.
Интересы и способности малыша не прирожденные, а раскрываются и складываются в работе – познавательной и созидательно – продуктивной. Для того, чтобы проявлялись задатки и развивались способности, необходимо полностью выявить интерес малыша, его расположенность к чему-либо. Надо придумать такие внедрения, при коих дошкольник чаще соприкасается с тем, что его интересует, что дает ему возможность отобразить все это в работе. Представим, мальчугана заинтересовали птицы: их внешний вид, привычки, характерные особенности. Надо порекомендовать прочитать ребенку книги, показать картинки, смотреть за птицами конкретно в природе. Довольно главен свой расклад к ребятам. Малыши робкие, застенчивые не демонстрируют интереса не вследствие того, что они ко всему безучастны, а вследствие того, что у их просто не хватает уверенности. К ним надо быть наиболее внимательными: вовремя подметить проявления любознательности или же избирательного интереса, помочь их стараниям, помочь в достижении цели.
Выражая чуткость и внимание к любому ребенку, преподаватель предусматривает его собственные индивидуальности, от коих располагается реакция дошкольника на то или же иное педагогическое воздействие. Педагог стремится поменять поведение малыша, может посодействовать победить отдельные отрицательные черты, которые имеют все шансы ухудшить привыкание к условиям исследования.
К детям-флегматикам, холерикам, сангвиникам, меланхоликам требуются разные расклады, т. к. все они имеют различные собственные особенности.
Очень значимо, чтобы отысканная воспитателем эффективная стратегия персонального отношения к детям имела место и в семье.
Умение воспитателя создавать положительную чувственную атмосферу в группе, укрепляет культуру общения ребят меж собой, их дружеские контакты[4].
В случае когда воспитатель тревожится об установлении в группе отношений дружеского доверия и симпатии, то он должен:
1. непрерывно выражать ко всем ребятам заинтересованное отношение;
2. эмоционально-выразительно демонстрировать себя в общении с ребятами, демонстрировать теплое отношение к деяниям, дабы малыши научились " декламировать " впечатления, что невозможно без взаимопонимания и контакта;
3. создать дружескую атмосферу общения с ребятами и общения ребят друг с другом.
Неотклонимым условием появления познавательного интереса являются дидактические продуманные занятия и упражнения. Педагог осуществляет в жизнь обучающее и развивающее воздействие способом словесных указаний, что нужно сделать, увидать, услышать, и показа способа действия. Как раз определение содержания и предназначение работы ребят вызывают заинтригованность, практическую и интеллектуальную активность ребят, помогают увеличению произвольности и осознанности восприятия, активно-действенного обследования предмета.
Формирование мотивационной сферы дошкольника должно быть с вязано с акцентированием интереса на самоконтроле, самоанализе, которые играют важную роль в познавательной деятельности ребенка.
Воспитатель при организации познавательной деятельности дошкольников следуют учитывать их психологические особенности, связанные с новообразованиями возраста, при этом особое внимание следует уделять игровым форма обучения и воспитания. Игровые методы должны соответствовать следующим требованиям [2,3] :
- игра должна носить познавательный характер;
- игра преследует выполнение определенной учебно-игровой задачи;
- новизна и яркость игровых заданий - основное условие их применения.
В ходе учебно-игровой деятельности приобретаются необходимые умения и навыки, развиваются специальные способности, которые являются предпосылками будущей познавательной учебной деятельности в процессе школьного обучения.
Применяя нужду в познании, воспитатель должен направлять пытливость малыша, вооружить его способами самостоятельного нахождения ответа.
Ответы на вопросы ребят не должны иметь категорического характера в форме утверждения. Они обязаны сопровождаться короткой беседой, помогающей ребенку глубже присмотреться к предметам и появлениям, увидать не лишь внешние симптомы, но и их связи. Ответ ребенку не каждый раз может быть дан в непосредственный форме: периодически его может быть включить в оглавление рассказа, открыть через образ. Надо мочь из струи вопросов малыша вытянуть главное и направить детскую мысль в нужное русло. Принципиально важно задавать с вопросы к ребятам.
Вопрос, поставленный ребенку, активизирует его мысль, побуждает к сопоставлению, периодическим рассуждениям, выводам. Это развивает познавательную активность, рождает потребность в свежих познаниях.
При правильно санкционированном обучении дети старшего дошкольного возраста с большущим удовольствием делают сложные задания, вызывающие потребность использовать знакомое и открывать неизведанное. В результате этого, у ребят имеется желание увеличить познавательные горизонты действительности, желание вникнуть в имеющие место в мире связи и отношения, интерес к разным источникам информации, потребность утвердиться в собственном отношении к действительности[3]. Впрочем имеющиеся у ребят возможности переработки, упорядочения информации ещё не предоставляют вероятность полноценно преодолеть поток поступающих сведений. В последствие этого большущее значение имеет общение с взрослыми. Почвой развития познавательной активности ребят в детском саду считается творческая идея воспитателя, нацеленная на поиски действующих методик интеллектуального обучения ребят, функциональная познавательная деятельность самих ребят.