Валентина В
Педагогические условия развития физических качеств у детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них физические качества : сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость. Старший дошкольный возраст признается сенситивным периодом для воспитания физических качеств и характеризуется наличием необходимых для этого предпосылок и условий.
Ключевые слова: условия, система, творческое воображение.
Публикация «Педагогические условия развития физических качеств у детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Задачи развития физических качеств у детей дошкольного возраста указывают на актуальность совершенствования старых и поиск новых методов, средств и форм физического воспитания детей дошкольного возраста. Особенно важен правильный выбор методов развития физических качеств и оптимальное их сочетание. Роли методов в развитии физических качеств уделяли внимание такие авторы как Е. Н. Вавилова, М. Ю. Кистяковская, Е. Леви - Гориневская, Э. Я. Степаненкова,
Ж. К. Холодов, Д. В. Хухлаева и др.
Г. В. Ильина отмечает, что методами развития физических качеств принято считать способы выполнения физкультурных упражнений в определенных сочетаниях и пропорциях объема, интенсивности, отягощений и отдыха между ними. Среди методов развития физических качеств выделяют : равномерный метод, переменный метод, повторный метод, игровой метод, соревновательный метод [2].
Г. В. Кособуцкая, Н. Н. Кожухова, В. Н. Шебеко и др. выделяют следующие условия и факторы успешной организации физического развития детей : уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и
двигательного развития детей; формулировать задачи физического развития на определенный период (на пример, на учебный год) и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей; организовать физическое развитие в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях; проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути к достижению целей; сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами; владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его [4], [3], [6].
Для детей 5-го года жизни основная направленность физического воспитания – освоение сложных в техническом отношении упражнений. Они должны способствовать выработке умения правильно, в соответствии с заданием перемещать тело в пространстве, точно воспроизводить заданную траекторию, направление, скорость и темп движений.
На 6-м году жизни все большее внимание уделяется специализированным тренировкам отдельных физических качеств и способностей. Акцентируется развитие быстроты и выносливости, а также овладение более сложными видами движений из арсенала спорта [6].
Учитывая особенности дошкольного возраста, в котором основным видом деятельности является игра, многие авторы (Г. В. Ильина, н. Н. Кожух, Э. Я. Степаненкова и др.) рекомендуют шире ее использовать, включая игровые задания, эстафеты для развития всех физических качеств. А так же сочетать различные формы физкультурной деятельности с познавательной, музыкальной, художественно - эстетической деятельностью [2], [3], [5].
Будучи эмоционально привлекательной для ребенка, игра оказывает стимулирующее влияние на выполнение двигательных действий, а образец двигательного действия, заложенный в роли, становится эталоном, с которым ребенок сравнивает собственное выполнение, контролирует его. При этом важен его собственный поиск, собственные размышления.
Создание образов с помощью движений вызывает эмоциональное отношение к двигательной деятельности, вовлекает в мыслительный процесс такие качества, как сообразительность, гибкость, способность переносить свойства выполняемого движения на новый игровой образ. Происходит своеобразная подмена мотивов: ребенок начинает действовать из желания играть, результатом же оказывается новый двигательный навык. Основное взаимодействие педагога с детьми при этом заключается в умении вызвать у них соответствующий эмоциональный отклик, помочь войти в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого (новый образ Я, вести двигательный диалог через язык жестов, мимики, поз. Значение игры не ограничивается ее способностью усиливать мотивацию двигательной активности детей. Она имеет отношение и к развитию такого компонента личности, как творческость. Речь идет об огромных возможностях творческого воображения детей, для развития которого игровая деятельность наиболее адекватна [7].
Как отмечает Э. С. Вильчковский - целью гармонического развития всех основных двигательных качеств в условиях ДОО необходимо следить за разнообразием двигательной деятельности каждого дошкольника, не давать увлекаться одним из видов, поощрять стремление детей овладеть новыми движениями [1].
Таким образом, уровень развития физических качеств обуславливает способность ребенка осваивать новые упражнения, умения, навыки, и, наоборот, - двигательный опыт ребенка, уровень усвоения двигательных умений и навыков обеспечивают развитие физических качеств. Поэтому необходимо создать условия в целостном педагогическом процессе для их параллельного развития. Детям должны быть предоставлены широкие возможности для активного применения имеющихся у них способностей.
Литература
1. Вильчковский Э. С. Физическая культура детей дошкольного возраста / Э. С. Вильчковский. - -Киев. : Здоров'я, 1979. -- 232 с.
2. Ильина Г. В. Реализация принципа преемственности в развитии физических качеств у старших дошкольников и младших школьников / Г. В. Ильина // Дошкольное воспитание. 2011. - № 8. – С. 107-114.
3. Кожухова Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжова, М. М. Борисова; под ред. С. А. Козловой. - М. : Академия, 2008. – 352 с.
4. Кособуцкая Г. В. Организация физической подготовки старших дошкольников / Г. В. Кособуцкая, Н. В. Алябьева // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 9. – С. 97-100.
5. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка /Э. Я. Степаненкова. – М. : Академия, 2007. – 368 с.
6. Шебеко В. Н. Методика физического воспитания в ДОУ / В. Н. Шебеко, А. А. Шишкина, Н. Н. Ермак. – М. : Академия, 1998 – 184 с.
7. Шебеко В. Н. Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры : автореф. дис. … докт. педаг. наук : 13.00.02 / В. Н. Шебеко. – М., 2011. - 53 с.