Лучший педагог года

Педагогические условия развития музыкальной одаренности у детей младшего возраста

Латыпова Элина
Педагогические условия развития музыкальной одаренности у детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из актуальных проблем современного образования является наиболее полное выявление потенциала одаренных и талантливых детей.

Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Вообще под одаренностью ребенка понимается более высокая, чем у сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Каких детей называют одаренными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки? По таким вопросам накоплен немалый опыт. С 1975 года существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции. В развитых странах широко практикуется выявление одаренных детей. Разрабатываются особые учебные программы, рассчитанные на детей с повышенными возможностями, уделяется внимание подготовке педагогов для работы с одаренными детьми.

Публикация «Педагогические условия развития музыкальной одаренности у детей младшего возраста» размещена в разделах

Среди ученых педагогов и психологов, широко распространены различные представления о том, что следует понимать под музыкальной одаренностью. Одни ученые утверждают, что подлинная одаренность проявляет себя через творческое мышление и творческие способности. Другие ученные считают, что всякая одаренность, есть, прежде всего, творческая одаренность. Ни феноменальные способности, ни яркая и неповторимая индивидуальность сами по себе не определяют музыкально одаренности, если её обладатель не заявил о себе выдающимися творческими результатами. Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило, до семи лет. Именно ранний возраст демонстрирует наибольшую чувствительность, готовность к музыкальному развитию.

Музыкально одаренные дети характеризуются некоторыми общими чертами. С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров. В два-три года они хорошо различают все мелодии, часто уже к двум годам уже хорошо интонируют (некоторые дети начинают раньше петь, чем говорить). Яркая музыкальная одаренность у детей не обязательно связана с абсолютным слухом, хотя среди музыкально одаренных детей обладателей абсолютного слуха больше, чем среди «просто способных». Однако во всех случаях у одаренного ребенка вырабатывается индивидуализированное, тонкое и дифференцированное восприятие музыкального тона.

Узнав название нот, интервалов, аккордов, они быстро их запоминают: рано и свободно читают ноты с листа, причем воспроизведение нотного текста сразу отличается осмысленностью и выразительностью. Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том числе и общение с окружающими. Музыкально одаренные дети рано выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки. С четырех-пяти лет у них наблюдается склонность импровизировать, фантазировать на инструменте. Вскоре после систематических занятий они пытаются сочинять и записывать свои сочинения. Исследователи отмечают, что к девяти-десяти годам одаренные дети (в отличие от других) начинают остро чувствовать различие междупрекрасным и приятным,а эстетическое чувство рано обретает художественную зрелость,Примерно к этому же возрасту они отдают себе отчет в недостатках или негативных сторонах собственного музыкального дарования.

В педагогической практике существует феномен, понятие как - «ребенок-вундеркинд»). Исследователи и педагоги отмечают, что это дети, которые заметно обгоняют своих сверстников в развитии, как бы опережая собственный возраст. Среди музыкальных вундеркиндов выделяются два типа: виртуозно одаренные (или двигательно одаренные) и музыкально одаренные. Термины, конечно, условные, и это не означает, что маленькие виртуозы не музыкальны. Просто их отличает почти феноменальная музыкально-двигательная обучаемость, крайне быстрое овладение техникой игры на инструменте, чаще - на нескольких инструментах. Но в собственно музыкальном отношении их исполнение может быть поверхностным (при внешней эффектности и блеске, подражательным, имитирующим глубокое музыкальное чувствование и понимание. Они обычно музыкальны, обладают прекрасным слухом и памятью и т. д., но музыкальность их не соизмерима с уровнем и резервами виртуозных возможностей. В музыке есть произведения, которые требуют именно такого стихийного виртуозного дарования, и в них вундеркинды-виртуозы особенно могут проявить свой талант. Вторые, (музыкально одаренные) именно феноменально музыкальны и могут не иметь ярко выраженного виртуозного дарования, но в темпах освоения инструмента они, как правило, опережают своих сверстников.

Педагогическое воздействие, направленное на развитие музыкальной одаренности детей младшего возраста основывается : на слушании музыки, пении, движении под музыку (ритмика, игре на инструментах, на музыкально-дидактической игре-драматизации (Посмотри второй документ, который я тебе прислала, там суть этой методики, затем убери это предложение). Комплекс способностей формируется в каждом виде музыкальной деятельности, поскольку музыка едина и включает в себя все структурные элементы, отражением которых и являются способности. Однако, некоторые виды музыкальной деятельности имеют преимущества в отношении развития той или иной способности. Так, становление мелодического и гармонического слуха происходит главным образом на занятиях - вокально-хорового пения, где специальное внимание уделяется чистоте интонирования, развитию детского голоса и певческого дыхания. Чувство ритма формируется на уроках ритмики – в движении под музыку; а развитие репродуктивного компонента музыкального мышления – путем слушания и анализа исполняемых произведений. Одаренность – системное образование и отсутствие или слабое развитие одного из ее компонентов не позволит ребенку реализовать данный ему природный потенциал.

На наш взгляд, для воспитания и развития музыкально одаренных детей младшего возраста в образовательной среде, должны быть созданы следующие педагогические условия, а именно:

• создать среду, обеспечивающую развитие волевых, характерологических, субъективных качеств ребенка; ведущая роль в ее организации принадлежит благоприятному педагогическому влиянию;

развивать в детях активность, стимулируемая мотивацией, которая вместе с его взрослением должна перерасти в сформированную эмоционально-волевую сферу, что выражается в повышенной потребности и трудолюбии;

• стимулировать самостоятельную творческую деятельности детей;

• помимо личностной поддержки, предоставлять свободу в выборе и самопроявлении;

• наряду с партнерскими возможностями в работе с музыкально одаренными детьми необходимо понимать «педагогический предел допустимого», который связывается с требовательностью к ученику, с проявлением педагогической воли,при этом ученик должен чувствовать, что педагог делает это ради его успехов;

• максимальное использование воспитательного и творческого потенциала родителей в образовательном процессе;

• стимулирование свободного саморазвития и самостоятельности детей младшеговозраста путем подбора особого репертуара, отвечающего индивидуальным потребностям ребенка, индивидуальной подготовки к концертам, конкурсам и т. п. ;

• особое внимание нужно уделять подготовке учителей для работы с одаренными детьми; повышению уровня педагогического мастерства учителя через стремление к профессионализму самосовершенствованию и т. д.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М. : Просвещение, 1991.

2. Лейтес Н. С. Психология одаренных детей и подростков – М., Изд-во: «Академия», 1996.

3. Люблянская А. А. Детская психология. - М., 1988.

4. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М., 1995.

Интернет ресурсы:

1. https://www.koob.ru/teplov/psych_musical_abilities

2. https://www.koob.ru/vigodsky_v_l/fantasy_and_creation

3. https://bookinist.net/books/bookid-90873.html

4. https://www.hr-portal.ru/article/psihologiya-odarennosti-detey-i-podrostkov

Публикации по теме:

Педагогические условия формирования гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в НОД Педагогические условия формирования гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в непосредственно-образовательной деятельности.

Педагогические условия развития познавательно-исследовательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста Ученые, педагоги, психологи уже не одно десятилетие говорят о том, что обучение должно быть «проблемным», а значит, должно содержать элементы.

Педагогические условия развития познавательного интереса у старших дошкольников ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых.

Педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Преобразования, происходящие в обществе, порождают в дошкольном.

Педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Актуальность: прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Психолого-педагогические условия развития личности старших дошкольников с ОНР В настоящее время дошкольники с проблемами речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с ОВЗ. Достаточно хорошо изучены.

Психолого-педагогические условия развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста .

Психолого-педагогические условия развития субъектности детей и педагогов в рамках внедрения ФГОС до В рамках стратегических задач модернизации российского образования совершается переход к образованию, ориентированному на реализацию индивидуальной.

Педагогические условия развития творческой свободы младших школьников в процессе музыкально-ритмической деятельности Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия развития музыкальной одаренности у детей младшего возраста
Опубликовано: 25 сентября 2017 в 18:50
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия развития музыкальной одаренности у детей младшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Латыпова Элина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД