Головунина Юлия Сергеевна
Педагогические условия развития детского изобразительного творчества и художественного развития
Педагогические условия развития детского изобразительного творчества и художественного развития
Для создания собственных художественно-выразительных образов ребенку-дошкольнику необходимо овладеть минимумом художественного опыта, но процесс его освоения затрудняется из-за необъективности отношения к детскому рисунку. Многие педагоги считают, что дети слишком малы и неспособны реалистично передавать характерные черты какого-либо предмета (объекта, поэтому обучение своих воспитанников они строят по принципу репродукции при четком контроле за выполнением работы. В этом случае рисунки получаются одинаковыми. В них отсутствует индивидуальный стиль ребенка.
Публикация «Педагогические условия развития детского изобразительного творчества и художественного развития» размещена в разделах
Таким образом, для достижения цели в развитии детского изобразительного творчества необходимо определить условия, при которых становится возможным не только повысить творческий потенциал ребенка, но и раскрыть, активизировать его резерв, заложенный природой.
Условия развития детского изобразительного творчества
Осознание значимости и сущности детского изобразительного творчества для становления ребенка как личности. Процесс творческого развития дошкольников целесообразно строить с учетом широкого подхода к решению этой проблемы.
В рамках педагогического процесса, направленного на обучение основам изобразительной грамоты, не стоит лишать детей возможности самостоятельно открывать знания и закреплять умения. В разделе, связанном с освоением принципов смешения цветов, нецелесообразно знакомить детей с готовыми вариантами разных способов получения оттенков цветов. Куда важнее и эффективнее было бы дать им возможность самостоятельно поэкспериментировать с цветом и попробовать найти разные решения в получении цветов и оттенков путем их смешения.
Поощрение творчества и свободного самовыражения детей. На любом возрастном этапе дошкольного детства важно научиться находить подход к любому ребенку, уметь моментально реагировать на ту или иную складывающуюся на занятии и в свободной деятельности ситуацию.
На занятии, посвященном изучению элементов городецкой росписи, ребенок отказался рисовать розан, демонстрируя желание нарисовать машину. Педагог обязан в короткий срок найти альтернативный подход, выступающий в качестве связующего момента между задачами занятия и желанием ребенка, который позволит в мягкой, ненавязчивой форме реализовать поставленные цели педагогического процесса и при этом не ущемить права маленького художника.
Создание условий для мотивации детей. Для раскрытия потенциала каждого ребенка важно учитывать не только его индивидуальные и возрастные особенности, но и эстетические потребности, на основе которых формируются мотивы. Мотив как побудительная реакция к творчеству имеет большое значение в личностном становлении дошкольника, поэтому развитие детского изобразительного творчества сопряжено с решением проблем, относимых к другим сферам жизнедеятельности дошкольника.
Организация интересных и содержательных форм педагогической деятельности в условиях детского сада и дома. При организации детского изобразительного творчества необходимо учитывать два важных фактора. Во-первых, любая форма педагогического процесса, связанного с изобразительной деятельностью, должна быть наполнена определенным содержанием, т. е. в ходе занятий, бесед, экскурсий, игр ребенок имел бы возможность пополнять, обогащать свои знания в области изобразительного искусства, узнавать что-то новое, делать открытия и т. д. Во-вторых, творческий процесс наиболее результативен тогда, когда он интересен. Одна из первых и важных задач, решаемых педагогом в работе с детьми, — активизация их интереса. Без интереса невозможно выполнить ни одну задачу, будь то обучение, закрепление, развитие и т. п. Интерес и способность удивляться — движущие силы творческого становления. Но во всем необходима мера: и в игре, и в содержательности.
Если все занятие строится на играх, забавах, связанных с изобразительной деятельностью, то происходит подмена мотивов у детей. Для них становится интересной игра, а не обучение. Если же выбранная педагогом форма будет насыщена различной информацией, но подача материала окажется монотонной и скучной, дети быстро устанут. Большая часть полезной информации останется не активизированной и не востребованной дошкольниками.
Единая позиция педагогов в понимании перспектив творческого развития детей. Очень важно, чтобы между людьми, имеющими непосредственное отношение к организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, существовало согласие, единение в понимании сущности детского изобразительного творчества, в оценке его результатов, в характеристике педагогических принципов. Разрозненность во взглядах педагогов на проблему творчества не лучшим способом воздействует на детей.
Учет индивидуальных особенностей детей. Данное условие реализуется в двух направлениях. Первое связано с устранением пробелов в знаниях, с предупреждением, коррекцией и исправлением возникающих педагогических, психологических проблем воспитания и развития детей как творческих личностей. Второе характеризуется активизацией творческого потенциала, углублением и повышением уровня развития творчества, расширением знаний, возможностей детей в области изобразительного искусства.
Создание атмосферы творчества. В организации процесса изобразительного творчества детей важно соблюдать закономерность. От заинтересованности педагога зависит степень увлеченности воспитанников. Если педагог равнодушен к деятельности, которую он организует, ее результаты будут намного ниже, чем реальные возможности детей.
Комплексное и системное использование методов и приемов. В педагогической работе нецелесообразно ориентироваться только на какой-либо один метод. Методы и приемы необходимо варьировать в зависимости от вида творчества, формы организации процесса, индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. Чем разнообразнее методы, тем больше вариантов подачи материала.
Бережное отношение к процессу и результату творчества. К любому достижению в области изобразительного искусства ребенок относится как к маленькой победе, поэтому равнодушие или небрежение к его результатам не только способствует отрицательному эмоциональному настрою по отношению к дальнейшей деятельности, но и тормозит творческий рост малыша в целом. Данное условие касается и педагогов, и родителей. Ребенок как формирующаяся личность очень зависим от мнения окружающих взрослых, имеющих для него авторитет, поэтому для него важна оценка родителей и педагога.
Материальное обеспечение. Без соблюдения этого условия очень сложно достигнуть высоких результатов.
Педагогические условия развития детского изобразительного творчества во многом определяются отношением педагогов, родителей к изобразительному искусству, пониманием его значения для общего личностного становления детей. Если искусство выступает в качестве средства, способствующего самовыражению ребенка, то его работы приобретают индивидуальный характер. При этом в них сохраняются и отражаются традиции самого искусства, передаваемые из поколения в поколение. В том случае, когда средства искусства используются только ради самих средств, а не для формирования на их основе художественно-выразительного образа у дошкольников, работы теряют индивидуальный стиль, а процесс творчества сводится к упражнениям, утрачивая свою сущностную характеристику.
На этой основе можно выделить ряд направлений развития творческой личности ребенка средствами искусства:
1. Для творческого становления ребенка значим не только конечный результат, но и сам процесс творчества.
2. Обучение с помощью искусства необходимо строить на развитии восприятия и визуальной грамотности. В этом случае ребенка важно научить соотносить воспринимаемые объекты окружающей действительности с их отображением в собственном творчестве.
3. В ходе обучения следует поощрять желание малыша экспериментировать с материалами, формами, выразительными средствами, техниками, идеями. Если такого желания у него не возникает, это превращает творческий процесс в репродуктивную деятельность.
4. В ходе обучения средствами искусства целесообразно обеспечение межпредметных связей. Усваивая законы перспективы на занятиях по изобразительному искусству, ребенок легче ориентируется на плоскости листа, в процессе подготовки к письму и освоения элементарных математических представлений.
5. Необходимо бережное отношение к результатам детского изобразительного творчества как средству общения детей с окружающими. Вербальные возможности многих детей ограниченны из-за возрастных особенностей. В связи с этим детские работы становятся каналом общения между взрослыми и детьми, расширяющим познавательную сферу дошкольников.
6. Обучение средствами искусства повышает самооценку ребенка, его уверенность в себе. Сомневающийся в своих силах, он становится уязвимым и очень зависимым от мнения окружающих, что негативно сказывается на становлении личности. Изобразительное искусство способствует его раскрепощению, духовному укреплению, развитию волевых качеств.
7. Благодаря искусству ребенок познает мир и себя в нем.
8. Занятия искусством компенсируют интенсивную умственную нагрузку.
9. Занятия изобразительным творчеством могут стать хорошим средством приобретения детьми трудовых навыков, чувства ответственности, аккуратности.
Рассмотренные условия и аспекты развития творчества успешнее реализуются в том случае, когда рационально и педагогически целесообразно организована развивающая среда.
Психолого-педагогические наблюдения за процессом детского художественного творчества показывают, что создание изображения ребенок, как правило, сопровождает речью. Маленькие художники называют воспроизводимые предметы, объясняют поступки изображаемых персонажей, описывают свои действия. Все это позволяет ребенку понимать и выделять» качества изображаемого; планируя свои действия, учиться устанавливать их последовательность. Психолог, исследователь детского изобразительного творчества Е. И. Игнатьев считал: «Воспитание умения правильно рассуждать в процессе рисования очень полезно для развития аналитического и обобщающего видения ребенком предмета и всегда приводит к совершенствованию качества изображения. Чем раньше включается рассуждение в процессе анализа изображаемого предмета, тем систематичнее этот анализ, тем скорее и лучше достигается правильное изображение».
Следует поддерживать живое общение детей! К сожалению, часто на практике происходит обратный процесс: разговоры пресекаются, обрываются воспитателем или учителем.
Е. И. Игнатьев писал: «От простого перечисления отдельных деталей в разминке ребенок переходит к точной передаче особенностей изображаемого предмета. Одновременно изменяется и роль слова в изобразительной деятельности ребенка, слово все больше и больше приобретает значение регулятора, направляюшего процесс изображения, контролирующего приемы и способы изображения.». Наши педагогические исследования показали, что дети охотно запоминают четко сформулированные правила работы с изобразительными материалами и руководствуются ими.
Разнообразные чувства, которые испытывает ребенок, занимаясь творчеством, новые знания и навыки, приобретаемые им в этот момент, чрезвычайно значимы для психического развития личности. Каждый ребенок, передавая сюжет, вкладывает в него свои эмоции и представления. Изобразительное творчество дошкольника проявляется не только тогда, когда он сам придумывает тему, но и когда действует по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение, другие выразительные средства.
Анализ положений отечественных ученых о детском творчестве и наши многолетние исследования позволили вывести определение детского творчества. Художественное творчество детей дошкольного возраста - это создание ребенком значимого, прежде всего для него субъективно нового продукта (рисунок, лепка; рассказ, танец, песенка, игра); дополнение к уже известным ранее не использованным деталям, по-новому характеризующим создаваемый образ; придумывание сюжетных элементов, действий, характеристик героев и т. п. ; применение усвоенных способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы, для передачи образов на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т. д.); использование и создание разных вариантов изображения, ситуаций, движений, проявление инициативы во всем. Под творчеством мы будем понимать и сам процесс создания образов, и поиск способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной).
Необходимо целенаправленное обучение детей художественному творчеству. Творческое начало малыша проявляется даже в изменении величины предметов, в дополнении изображений какими-то деталями, в изменении цвета. Усложняется и решение изобразительной задачи. Дети с огромным удовольствием передают фантастические образы, придумывают сказочных героев, волшебную природу. У большинства дошкольников творчество само по себе не развивается и не проявляется. Для полноценного эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы определенные условия :
Приоритетное внимание должно быть уделено игре, рисованию, лепке, аппликации, театрализованной, конструктивной и музыкальной деятельности. Это способствует всестороннему развитию личности ребенка, позволяет создавать атмосферу максимального эмоционального благополучия, наполнять жизнь детей интересным содержанием.
Содержательная составляющая образования должна быть интересной для детей, формировать художественно-творческие способности, строиться на основе интеграции видов искусства и использования разнообразных методов и приемов работы с детьми в этом направлении.
В детском саду, в школе, в классах, в кабинетах необходимо создавать художественную эстетическую среду. При этом в оформлении активное участие принимают дети. Они вместе с педагогами украшают помещения, создают элементы декораций и детали костюмов для игр-драматизаций, инсценировок. Рекомендуется широко использовать детские рисунки, лепку, аппликации; систематически организовывать выставки.
Полезно постоянно включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приемы и ситуации. Такие методы максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации обучения, овладения деятельностью и развитию творческих способностей у детей 3-10 лет.
Во всем должна присутствовать вариативность. Необходимо разнообразить формы, средства и методы обучения, материалы для работы, предоставляемые детям.
Педагогу следует исключить из занятий формализм, шаблоны, сухость, излишний дидактизм, навязывание своего представления о решении образа, сюжета.
Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует создавать творческую доброжелательную атмосферу на каждом занятии и формировать такой же подход к детскому творчеству и его результатам у родителей.
Воспитатель должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку. Все это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений детей.
Рекомендуется региональный подход к отбору содержания изобразительной, музыкальной, художественноречевой, игровой и других форм художественной деятельности. Предпочтение отдается ближайшему окружению, как природному, так и созданному человеком; знакомству с людьми, внесшими вклад в отечественную и мировую историю, культуру. Учитываются местные традиции, характерное для региона народное искусство.
Одной из важнейших задач обучения изобразительному искусству является формирование художественно-творческих способностей ребенка в детском саду и в школе.