Ольга Хлямова
Консультация «Педагогические условия организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Досуг - важная часть жизни и показатель индивидуальной образованности, как отдельного человека, так и общества в целом.
Досуговая деятельность в детском саду осуществляется в процессе праздников, досугов и развлечений, а также самостоятельной работы ребенка с различными художественными материалами.
Актуальность темы связана с тем, что развивающий потенциал детского досуга мало изучен в теории и практике дошкольной педагогики. Вместе с тем, очевидно, содержательный досуг – мощный инструмент развития личности ребенка, уровня его общей культуры. Именно поэтому педагогам важно уметь организовать в группах детского сада такую досуговую среду, которая позволит ребенку максимально реализовать себя и свои интересы.
Публикация «Консультация „Педагогические условия организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Для решения первой задачи была изучена психолого-педагогическая литература по организации досуговой деятельности в ДОУ, анализ которой показал, что досуговая деятельность – целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора ребенка предметной деятельности, или как перцептивно-коммуникативный процесс, определяемый ее потребностями и интересами, способствующий усвоению, сохранению, производству и распространению духовных и материальных ценностей.
Для того, чтобы определить какие виды досуга интересуют детей старшего дошкольного возраста, нужно выявить познавательный интерес к тому или иному виду деятельности, поэтому для нашей работы, познавательный интерес служит основой для изучения и совершенствования способностей и склонностей к различным видам досуговой деятельности.
Проблемой организации досуга издавна интересовались такие прогрессивные педагоги и психологи как : К. Д. Ушинский, М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова, Л. Н. Галигузова, А. Д. Жарков и др.
Для решения второй задачи мы изучили психолого-педагогическую литературу по выявлению педагогических условий организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста и пришли к выводу, что выбор того или иного метода досуговой педагогики зависит от цели, задач и содержания досуговой деятельности, от возрастных особенностей воспитанников, от форм организации досуговой деятельности, и соблюдения таких условий как : использование разнообразных форм работы (непосредственно-образовательная деятельность, образовательная деятельность в ходе режимных моментов и др.); создание предметно-развивающей среды для разных видов досуговой деятельности; взаимодействие педагогов и родителей. Мы проанализировали и выделили условия, влияющие на эффективную организацию досуговой деятельности, и включили их в гипотезу.
Проблема подготовки специалистов социальной сферы к организации культурно-досуговой деятельности отражена в научных исследованиях И. В. Неретина, Е. А. Сергеева, В. Я. Суртаева, Д. М. Генкина, Г. А. Евтеевой, А. Д. Жаркова и др.
Практическое исследование осуществлялось на базе МДОУ «Ковжинский детский сад» общеобразовательного типа, с. Анненский Мост.
Для решения третьей задачи и проверки гипотезы был проведен эксперимент, который состоял из трё х этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Для проверки эффективности первого условия мы провели диагностическое изучение и формирование различных форм работы по досуговой деятельности, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников, для проверки эффективности второго условия мы организовали изучение и пополнение предметно-развивающей среды, для разных видов досуговой деятельности, позволяющей удовлетворить половозрастные и индивидуальные склонности и интересы детей дошкольного возраста, и для проверки эффективности третьего условия мы провели изучение и организацию работы по взаимодействию педагогов и родителей, как совместной, взаимодополняющей деятельности, в которой каждый из субъектов взаимодействия в полной мере использует потенциал дошкольного учреждения и семьи для решения общей задачи - развития ребёнка как субъекта детской досуговой деятельности.
На констатирующем эксперименте было 4 этапа:
На первом этапе была проведена первичная диагностика уровня познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в группе № 1 и группе № 2. Для выявления уровня сформированности познавательного интереса дошкольников мы выделили следующие критерии: когнитивный; мотивационный; эмоционально-волевой и действенно-практический.
На основе выделенных критериев был подобран и проведё н комплекс диагностических методик: методика «Столкновение мотивов» (Н. И. Гуткиной, «Методика прерывания процесса деятельности» (Б. В. Зейгарник, методика «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова).
Результаты исследования показали, что у детей старшего дошкольного возраста средняя степень выраженности познавательного интереса и преобладает не познавательный, а игровой мотив.
Повышать уровень познавательного интереса мы запланировали в процессе осуществления культурно-досуговой деятельности. (Слайд 12)
На втором этапе было проведено анкетирование педагогов, для выявления уровня знаний по организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста. В исследовании участвовали 4 педагога, различающихся по возрасту, занимаемой должности, стажу и опыту работы. Оценка уровней сформированности профессиональной готовности педагогов к организации детской досуговой деятельности возможна по следующим критериям, которые представлены на слайде.
Результаты анкетирования показали средний уровень знаний по организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста (Слайд 13, (не каждый педагог составляет индивидуальный план работы с детьми; в процессе работы не всегда используются разнообразные методы для вовлечения детей в культурно-досуговую деятельность).
На третьем этапе нами были разработаны критерии для анализа и оценки предметно-развивающей среды.
На основании этих критериев мы проанализировали предметно-развивающую среду и нами был сделан вывод, что она не полностью соответствует заявленным требованиям, т. к. не достаточно оснащена, вследствие чего интерес детей к познанию снижен.
На четвёртом этапе были выделены критерии и проведено анкетирование родителей, для выявления уровня знаний по воспитательным вопросам и культурно-досуговой деятельности детей.
Исходя из результатов анкетирования, нами был выявлен низкий уровень знаний и опыта родителей по вопросам организации совместной досуговой деятельности со своими детьми, родители дошкольников нуждаются в педагогических знаниях для организации содержательного досуга ребенка в семье.
На формирующем эксперименте нами была проведена работа с детьми экспериментальной группы, при этом использовались различные формы и методы, например такие как: игровые часы (дети знакомятся с различными играми (народными и современными); музыкальные часы (дети разучивают новые песни, поют те, которые им хорошо знакомы, танцуют, играют в музыкальные игры); игры-путешествия (посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте, перед детьми ставится задача, имеющая игровой характер); чтение и разучивание стихов; детский театр (кукольный, пальчиковый, теневой и др.); игры-драматизации; туризм и краеведение; творчество (рисование, лепка, аппликация); праздники («С Днём Рождения детский сад!», «В царстве снежной королевы» и др.); развлечения («Буквоед на дне знаний», «День здоровья»); физкультурные досуги («Мама, папа, я – спортивная семья»); проект по патриотическому воспитанию «Вечный песенный огонь!».
Велась активная работа с педагогами : разработан план досугов для педагогов по организации культурно - досуговой деятельности, проведены различные консультации, мастер-классы.
Была пополнена культурно-досуговая пространственная среда в детском саду для разных видов досуговой деятельности, что позволяет удовлетворить половозрастные и индивидуальные склонности и интересы детей дошкольного возраста.
На протяжении нашего эксперимента велась активная работа с родителями. Нами была составлена структурно-функциональная модель взаимодействия детского сада и семьи по вопросам организации культурно-досуговой деятельности детей, проведены различные консультации, беседы, родительские собрания, родительские вечера, дни открытых дверей и т. д.
На контрольном эксперименте нами были проведены повторные диагностические исследования по определению уровня познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, повторное анкетирование родителей и педагогов и анализ предметно-развивающей досуговой среды. При диагностике были использованы те же методики и анкеты, которые использовались в констатирующем эксперименте. (Слайд 22)
Результаты диагностики показали динамику развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе.
Анализ предметно-развивающей среды показал, что в группе для детей старшего дошкольного возраста достаточно обеспечена и укомплектована культурно-досуговая пространственная образовательная среда. Все недостатки и недочёты устранены в процессе нашей работы.
Результаты повторного анкетирования воспитателей показали высокий уровень знаний по организации досуговой деятельности детей. Педагоги научились правильно использовать и применять разнообразные формы и методы организации детского досуга.
При повторном анкетировании родителей мы выявили высокий уровень знаний и опыта родителей по вопросам организации совместной досуговой деятельности со своими детьми. Позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в вопросах воспитания детей и организации активного досуга в условиях семьи.
Таким образом, в результате поэтапного экспериментального исследования было доказано, что разработанная нами система работы по организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста является эффективной, целостность процесса организации досуга может быть обеспечена только благодаря взаимодействию всех специалистов детского сада, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ребёнка старшего дошкольного возраста.
Результаты нашей работы апробированы в статье, которая опубликована в зарубежном научном журнале «Аспект».
Перспективы нашего исследования состоят в том, что мы планируем продолжать работу по данной теме: продолжать организовывать содержательную, эмоционально-насыщенную досуговую деятельность для детей; пополнять содержание культурно-досуговых мероприятий с учётом возрастных и индивидуально-личностных особенностей дошкольников и внедрять эти мероприятия в практику; а также взаимодействовать с различными общественными структурами и учреждениями социально-культурной сферы, специализирующихся на организации детского досуга.