Елена Чупина
Педагогические условия формирования математических представлений у детей в процессе конструирования.
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно ФГОС, первой ступенью непрерывного образования является именно дошкольное[1]. В связи с этим, проблема качества дошкольного образования является весьма актуальной. Не для кого не секрет, что качество образования напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогов. Обратившись к педагогической литературе, нами было установлено, что единая точка зрения на содержание понятий отсутствует.
Публикация «Педагогические условия формирования математических представлений у детей в процессе конструирования,» размещена в разделах
Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой
индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования определяется нами как уровень его знаний и профессионализма, позволяющий принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в ДОУ.
На сегодняшний день педагоги ДОУ вовлечены в инновационный процесс, касающийся обновления содержания дошкольного образования и форм его реализации в связи с внедрением образовательных стандартов.
Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов явились :
1. Педагогический совет.
2. Организация индивидуальных и групповых консультаций.
3. Организация деятельности «творческой группы».
4. Семинар.
5. Педагогические мастерские.
6. Прохождение курсов повышения квалификации.
7. Проведение открытых мероприятий.
Таб. 7 Перспективный план повышения профессиональной компетенции педагогов.
Формы работы Содержание
Педагогический совет.
Предусматривается участие каждого педагога в работе педсовета, в результате чего развивается инициативность, творчество, осуществляется деловое общение коллег. Педагоги демонстрируют и расширяют знания теории и практики дополнительного образования, получают всестороннюю информацию об образовательном процессе. В результате – повышается компетентность в организации педагогической деятельности.
Индивидуальные и групповые консультации. Цель оказание адресной эффективной методической помощи педагогам по вопросам организации образовательного процесса в ДОО.
Творческие группы. Создается для апробации новых технологий обучения и для разработки методических рекомендаций педагогам ОУ после апробации нововведений Задачи творческой группы:
-изучение новой технологии, инноваций, организация эксперимента по апробации;
-разработка программы эксперимента и ее реализация;
-формулировка выводов эксперимента, обобщение результатов и разработка рекомендаций педагогам.
Семинар. Повышение теоретического уровня профессиональной подготовки педагога.
Семинар теоретический: повышение теоретического уровня профессиональной подготовки педагога.
Задача: ознакомление с новыми педагогическими идеями и технологиями, основными подходами к организации учебно- воспитательного процесса.
Семинар проблемный: определение проблем в работе педагога. Задача: поиск оптимальных проблем, выработка общего решения.
Семинар практикума: знакомство с опытом коллег.
Задача: отработка конкретных практических умений.
Педагогические мастерские Создание атмосферы творчества и исследовательской деятельности.
1. Ненасильственное привлечение к процессу деятельности;
2. Отсутствие оценок, соперничества; стимулами являются самооценка, самокоррекция, самовоспитание;
3. Чередование индивидуальной и коллективной работы, что создает атмосферу сотрудничества и взаимопонимания;
4. Ответственность каждого за результаты индивидуальной и коллективной работы.
Курсы повышения квалификации. В объеме не менее 72 часов играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и в образовательном процессе в целом.
Открытые мероприятия. По обмену опытом педагогической деятельности с педагогами района, города. изучение передового опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности, описание взаимосвязанной работы по определенному направлению.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
Основными задачами методического руководства работой по формированию элементарных математических представлений в процессе конструирования являются :
1. Организация работы по повышению профессиональной квалификации воспитателей.
2. Оказание своевременной квалифицированной помощи по выполнению «Программы воспитания и обучения в детском саду».
3. Организация контроля за работой воспитателей по выполнению «Программы воспитания и обучения в детском саду» и усвоением детьми предусмотренных программой знаний, умений и навыков.
4. Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта и новаторских идей.
Основная цель управления ДОУ – достижение высокой эффективности образовательной работы с детьми на уровне современных требований. Особая роль методической работы в управлении процессом математического развития детей в ДОУ проявляется в активации творческой деятельности педагогов и воспитателей, повышение уровня их профессионализма, обогащении знаний о современных тенденциях в математическом развитии дошкольников.
Компетентность педагогов повышается за счет решения следующих профессиональных задач:
Проводить комплексную диагностику математического развития, диагностировать уровень логико-математического развития детей и т. д.
Определять задачи, содержание, методы, формы, условия математического развития дошкольников;
1. Устанавливать взаимодействия с другими участниками педагогического процесса;
2. Создавать и использовать образовательную среду (уголок конструирования, картотека дидактических игр и пр.);
3. Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование (повышение квалификации в области развивающих
технологий, чтение литературы, освоение способов руководства
развивающими играми и т. п.)
Методическое руководство по формированию элементарных математических представлений в процессе конструирования (ФЭМП) заключается в следующем:
1. Обогащение методического кабинета литературой и пособиями по математике, новыми программными документами; обновление или создание новых образовательных программ, включающих блок математического развития.
2. Планирование и проведение разных форм работы (консультации, семинаров, деловых игр по развитию профессиональных умений, мастер-классов и пр.) по повышению компетенции педагогов в вопросах математического развития дошкольников процессе конструирования, применения современных технологий математического развития, решению проблемных ситуаций и т. д.
3. Направление на курсы повышения квалификации (семинары, круглые столы, тренинги и пр.)
Методист должен уметь проводить тематический контроль по осуществлению работы по ФЭМП, контролировать проведение мероприятий математического содержания, разрабатывать методические рекомендации для педагогов, обобщать и содействовать распространению передового опыта, публикации трудов педагогов-новаторов.
Методист следит за соблюдением целостности следующих комплексов:
1. Условия умственного и познавательного развития ребенка.
2. Структурные элементы организованной образовательной деятельности по ФЭМП.
3. Реализация системы работы по ФЭМП.
Педагогические условия тесно взаимосвязаны с дидактическими принципами концептуального подхода. Так система и последовательность элементарных порций учебного материала приводит к выделению простых математических задач, удобных для восприятия и решения дошкольника. Реализация деятельного подхода приводит к широкому развитию поисковой деятельности, экспериментированию, формированию ориентировочной основы умственных действий. Ориентировочная основа умственных действий может проявляться при активном восприятии детьми задач – картинок, представленных в виде истории, рассказа, сказки. Таким образом, организация адекватного ориентирования, включающая в себя применение наглядности с предоставленной ориентировочной основой действий, способствует формированию алгоритма умственного действия, усвоение которого облегчит усвоение более сложного математического понятия.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.
Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.). Выделяются два типа конструирования : техническое и художественное.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п.
К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой : «веселый клоун», «худой простофиля волк», «прекрасный принц» и т. п.
К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.
Детское конструирование, и особенно техническое (конструирование из строительного материала, из деталей конструкторов, из крупных модулей, тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины, рыцарский замок и т. п.) и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.
Рассмотрим кратко все известные нам формы организации обучения детскому конструированию.
Таб. 8 Формы организации обучения детей конструированию.
Вид конструкторов. Автор Формы организации обучения
Конструирование по образцу. Разработан Ф. Фребелем. Детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т. п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.
Конструирование по модели. Разработанное А. Н. Миреновой и использованное в исследовании А. Р. Лурии. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. постановка таких задач перед дошкольниками является достаточно эффективным средством активизации их мышления.
Конструирование по условиям. Н. Н. Поддьяков. Форма относится к конструированию из строительного материала. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т. п.). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. С. Леон Лоренсо и В. В. Холмовская. Моделирующий характер самой деятельности, в которой Из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования.
У детей развивается образное мышление и познавательные способности.
Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Но надо помнить, что создание замысла будущей конструкции и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.
Конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т. п., и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае их «застревания» на одной и той же теме.
Каркасное конструирование. Н. Н. Поддьяков. Первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. ребенок, глядя на каркас, должен домыслить, как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому же каркасу разные дополнительные детали. В соответствии с этим «каркасное» конструирование является хорошим средством формирования воображения, обобщенных способов конструирования, образного мышления. Конструктор «Квадро», представленный несколькими наборами, позволяет реализовывать в педагогической практике общую теоретическую идею Н. Н. Поддьякова.
Организация предметно – развивающей среды ФГОС
Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, были разработаны требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.
Требования ФГОС к развивающей предметно - развивающей среде :
1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. Доступность среды, что предполагает :
- доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс;
- свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Таб. 9 Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы)[1]
Содержательность Средства обучения (в том числе, технические, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование:
• Игровая, познавательная, исследовательская и творческая активность
• Экспериментирование с материалами
• Двигательная активность
• Эмоциональное благополучие детей
• Самовыражение детей
Полифункциональность Возможность разнообразного использования составляющих предметной среды для использования в разных видах детской активности (детской мебели, природных материалов и пр.).
Трансформируемость Возможность изменений развивающей предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей.
Безопасность Соответствие всех элементов РППС требованиям по обеспечению наджности и безопасности их использования:
• санитарно-эпидемиологические правила и нормативы,
• нормы этической и экологической безопасности,
• правила пожарной безопасности
Вариативность Адаптация РППС для:
• разных типов образовательных организаций,
• содержания образовательных программ,
• региональных культурных традиций,
• специфики воспитательно-образовательных задач ДОО…
Доступность Возможность обеспечения всех основных видов детской активности и свободного доступа всех воспитанников (в том числе, особых детей) к играм, игрушкам, материалам, пособиям…
Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:
• Полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др. ;
• Возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др. ;
• Дидактическими свойствами. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут содержать механизмы программированного контроля, например некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки;
• Принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством[55] .
Материалы для продуктивной (конструктивной) деятельности включают строительный материал, детали конструкторов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы. Общие принципы размещения материалов в групповом помещении. Строительный материал для свободной самостоятельной деятельности хранится в коробках, в которых он приобретен. Мелкие игрушки для игр со строительным материалом уже можно не расставлять на полках, а тоже убрать в коробки. Крупный строительный материал хранят в шкафах, на подвесных полках (в открытом виде) бросовые материалы.
Центр строительства. Строительство по своей природе – это замысел, это опробование, это расчет, соотнесение, сравнение. В процессе конструирования у детей появляется много возможностей проявить свое творческое начало. Строительство – важнейшая деятельность для развития детей во многих отношениях, включая речь, социальные навыки, математическое и научное мышление и представления о социальном окружении. Здесь дети учатся распознавать формы, высоту, вес предметов, их соотношение, приобретают опыт совместной работы, развивают речь в естественном общении. Этот центр всегда притягивает детей, в нем жизнь кипит, полна творчества и веселья.
Природа конструктора такова, что с его помощью дети могут творить, усложнять, воспроизводить вновь или менять все, что они делают, как им этого хочется.
Развитие элементарных математических представлений.
Действуя с элементами конструктора, дети осваивают понятия:
• размер, форма, вес, высота, толщина, соотношение, направление, пространство, образец;
• наблюдение, классификация, составление планов, предположения;
• разное употребление одного и того же объекта (горизонтально, вертикально);
• равновесие, баланс, устойчивость;
• измерение, счет;
• сходство, различие;
• равенство (два половинных блока равняются одному полному);
• упорядочивание по размеру или форме;
• пробы и ошибки.
Развитие мелкой и крупной моторики.
Игры с конструктором развивают общую и тонкую моторику. Дети учатся действовать со строительными элементами разных размеров и веса, уравновешивать их. Кроме того, дети привыкают действовать в рамках заданного пространства. У них развивается точность движений, глазомер. В процессе схватывания, поднимания и взаимной подгонки элементов происходит выделение ведущей руки. Благодаря поиску тонкого равновесия совершенствуется зрительное восприятие. Развитие представлений о социальном окружении. Играя с конструктором, дети расширяют свои знания путем схематического его отображения. Изучение самих элементов конструктора – хороший способ узнать совместно с другими детьми о свойствах дерева, о том, как элементы делаются и почему важно стандартное измерение. Дети получают представление о важности взаимозависимости людей, о самих людях и их работе.
Воспитатель должен помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ребенку органично присуще. Поэтому педагог, для обучения и саморазвития личности ребенка, его способностей, самостоятельности и инициативности творчества, ставит перед собой следующие задачи:
1. Конструировать и наполнять предметно-развивающую среду соответствующим содержанием;
2. Обеспечить продуктивность использования предметно-развивающей среды.