Лысенко Нина
Психолого-педагогические особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольном возрасте у детей можно увидеть проявления спонтанного интереса к математическим категориям. Учитывая данную возрастную особенность, взрослый, который находится, в данный момент рядом с детьми может, помочь дошкольникам расширить познания в данной области.
Публикация «Психолого-педагогические особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
Преддошкольный возраст наиболее благоприятен для подготовки к усвоению начальных математических знаний. В этот период у ребенка появляется «новое видение» мира, и дошкольник старается получить количественную оценку окружающей действительности, чувственный опыт оказывается недостаточным. Зная, что восприятие в психологии – это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира, при помощи органов чувств, через совокупность ощущений полученных от данного объекта, у дошкольника должен сформироваться навык вычленения главного, посредством объединения отдельных деталей в целое. Именно поэтому психологические тесты оценки готовности ребенка к школе построены на адекватности восприятия не количественных характеристик, а форм ее распознавания и восприятия.
Для правильного восприятия количественных и пространственных характеристик у ребенка дошкольного возраста необходимо формировать навыки операции анализа, которые позволят проводить правильную оценку рассматриваемого явления и выделять его основные признаки.
Однако ошибочно было бы думать, что ребенок приобретает математические понятия только непосредственно при обучении. Накопление знаний и навыков так же происходит самостоятельно, независимо и спонтанно. Если взрослые преждевременно будут доводить до ребенка математические понятия, это будет только их заучивание, а не понимание смыслового значения. Таким образом, можно сказать, что ребёнок-дошкольник не обладает достаточными способностями для того, чтобы связывать друг с другом временные, пространственные и причинные последовательности и включать их в более широкую систему отношений.
Психолого-педагогические исследования, проводимые в дошкольных учреждениях, показывают, что только правильная организация детской деятельности и непосредственно образовательная деятельность позволяет обеспечить своевременное развитие элементарных математических представлений у дошкольника. Одной из важнейших задач при этом является развитие мышления и речи дошкольника (овладение математическими терминами). Большое внимание следует уделять развитию начальных умений индуктивного и дедуктивного мышления, формированию у детей познавательных интересов и способностей. Основу научного и математического мышления составляют общие методы познания. (2)
Организация различных видов деятельности дошкольников должна находиться в центре внимания воспитателя, при этом не нужно забывать о сочетании возрастных и индивидуальных особенностях детей в их непосредственно-образовательной деятельности, что позволит обеспечить их эмоциональное благополучие и психическое развитие.
Основными принципами работы воспитателя:
Принцип индивидуального подхода - позволяет организовать непосредственно образовательную деятельность на основе индивидуальных способностей ребенка и помочь в создании условий для активной познавательной деятельности детей, как в группе, так и для каждого ребенка.
Принцип наглядности и доступности, который позволяет у детей дошкольного возраста формировать элементарные математические представления о количестве, размере, форме, пространстве и времени.
Принцип доступности заключается в том, что некоторые слова и выражения сложны для восприятия, поэтому нет необходимости вводить их в словарь дошкольника, нужно вводить понятные слова детям в этом возрасте.
Образовательная деятельность будет успешна при наличии у детей знаний и умений, определенного содержания. Материал должен излагаться в соответствии с правилами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому. В процессе изучения элементарных математических представлений от общего к конкретному – такое усвоение знаний более доступно ребенку дошкольного возраста.
В основе принципа систематичности и последовательности лежит логический порядок изучения материала. Знания, полученные на этом этапе должны опираться на ранее изученные материалы. Это важный принцип при изучении элементарных математических представлений, где каждое новое знание вытекает их старого, известного.
Принцип новизны позволяет опираться на произвольное внимание, при помощи постановки последовательной системы задач, проявить интерес к деятельности. Этот принцип позволяет заинтересовать дошкольников и активизировать произвольную сферу.
Принцип развивающего обучения в процессе непосредственно образовательной деятельности не только помогает приобрести знания, но и формировать умения, при этом происходит развитие познавательных психических процессов и развитие личности ребенка в целом.
Развитие элементарных математических представлений занимает особое место в интеллектуальном развитии ребенка, уровень которого определяется качественными особенностями усвоения математических представлений и понятий : счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения. Формирование у детей основных представлений и понятий направлено вооружить их приемами математического мышления - сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением.
Только соблюдая все принципы в своей работе, воспитатель может добиться высоких результатов формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
Литература
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 2009
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе: (дошкольники и младшие школьники) : пособие для педагогов, воспитателей, методистов. М. : Школьная пресса, 2012.
3. Барылкина Л. П., Фалькович Т. А., Формирование математических представлений : Занятия для дошкольников в учреждениях доп. образования
Вако, 2009 г