Елена Мажанова
Педагогические условия формирования у дошкольников здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические условия формирования у дошкольников
здорового образа жизни.
Реализация поведенческого компонента в разных видах деятельности.
В последние годы проблема формирования представлений о ЗОЖ рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста.
Публикация «Педагогические условия формирования у дошкольников здорового образа жизни» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Именно поэтому так важно сейчас становление ценностей здорового образа жизни, а также совершенствование двигательной активности детей, развитие их представления о своих физических возможностях.
Формирование ЗОЖ у дошкольников состоит из трех компонентов: когнитивного, эмоционально-мотивационного и поведенческого.
Поведенческий компонент напрямую зависит от возраста детей.
Младшие дошкольники 3–4 лет имеют небольшой двигательный опыт. Их активность характеризуется стремлением к самостоятельности действий с различными предметами и физкультурным оборудованием, например обручем, мячом, резиновым кольцом, кубиком и т. д. На четвертом году жизни дети начинают упражняться в ходьбе, беге, прыжках, бросании и ловле предметов, ползании и лазании. Они уже способны выполнять несложные двигательные задания: восхождение на горку и сбегание с нее, проползание под разными предметами, бросание мяча и бег за ним, прыжки на двух ногах с продвижением вперед, перелезание через предметы, лазанье по гимнастической стенке, т. е :
- уверенно, самостоятельно и точно выполняют задания, действуют в общем для всех темпе;
-вступают в общение с другими детьми и воспитателем при выполнении игровых физических упражнений и в подвижных играх.
Детям свойственна подражательная деятельность, что объясняется их умением управлять движениями, ориентируясь на образец. У ребенка, осознанно следящего за показом взрослого, слушающего его объяснения, формируются элементарные навыки совместной игровой деятельности.
Старшие дошкольники от 5 до 6 лет имеют большой двигательный опыт, более подготовлены физически, благодаря опыту и целенаправленным занятиям физической культурой (занятия, игровые упражнения, подвижные игры) упражнения по технике движений они выполняют более правильно и осознанно. Они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что появляется доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям по заданию воспитателя, т. е. менять темп.
Детям данного возраста хорошо знакомы направления движений: вверх, вниз, вправо, влево и т. д. Ребята способны осуществлять частичный контроль выполняемых действий, на основе предварительного объяснения упражнения самостоятельно выполнять многие виды упражнений.
У детей шестилетнего возраста появляется аналитическое восприятие разучиваемых движений, что ускоряет формирование двигательных навыков и качественно их улучшает.
У них четко выражена потребность в двигательной деятельности; проявляются элементы творчества в двигательной деятельности: самостоятельно составляют простые варианты из освоенных физических упражнений и игр, через движения передают своеобразие конкретного образа, стремятся к неповторимости в своих движениях, инициативны.
Более подробно мне хотелось бы остановиться на среднем дошкольном возрасте, поскольку я работаю с детьми 4-5 лет.
Двигательная активность детей от 4 до 5 лет во многом обусловлена достаточным запасом умений и навыков, хорошей пространственной ориентировкой, стремлением действовать небольшими группами. В этом возрасте интересно выполнять более сложные движения, требующие скорости, ловкости и точности действий.
У детей, владеющих (в общих чертах) всеми видами основных движений, возникает потребность в двигательных импровизациях. Растущее воображение ребенка стимулирует дополнительную двигательную активность, что хорошо проявляется в подвижных играх, которые формируют ответственность за выполнение правил и достижение определенного результата. Разнообразие сюжетов игр связано с представлениями и знаниями детей об окружающей жизни. У воспитанников появляется:
- интерес к импровизации различных действий при выполнении определенной роли;
-проявляют элементарное творчество в двигательной деятельности: видоизменяют физические упражнения, создают комбинации из знакомых упражнений, передают образы персонажей в подвижных играх
- проявляется настойчивость для достижения хорошего результата;
- переносят освоенные упражнения в самостоятельную деятельность;
- разнообразная самостоятельная двигательная деятельность;
- самостоятельно играют в подвижные игры, активно общаются со сверстниками и воспитателем, проявляют инициативу, контролируют и соблюдают правила.
Обучение двигательным умениям и навыкам требует от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти, без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений.
Реализация поведенческого компонента возможна в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, чтении художественной литературы.
Нами были подобраны примеры игр и упражнений, направленных на формирование поведенческого компонента потребности в двигательной активности у детей 4-5 лет в разных видах детской деятельности.
игровая
1. дидактическая игра «Я-спортсмен», задачи: развивать у детей умение применять знания о видах спорта;
2. дидактическая игра «Для какого вида спорта?», задачи: развивать умение у детей применять знания о различных видах спора, о спортивном инвентаре, соответствующем определенному виду спорта;
3. сюжетно-ролевая игра «Тренировка», задачи: побуждать детей в сюжетной игре тренировать свой организм с пользой для здоровья, развивать умение осуществлять самоконтроль и самооценку;
коммуникативная
1. рассказ на тему : «Мой любимый вид спорта», задачи: вызвать потребность рассказывать и показывать различные упражнения, развивать умения применять знания о технике выполнения основных движений, о правильной осанке; о разнообразных подвижных играх.
2. проблемно-поисковые вопросы: «Что будет, если не заниматься спортом?», «Что делать, чтобы быть здоровым?», «Как правильно сидеть за столом?» «Каким должен быть спортсмен?», «Как правильно метать мяч?».
продуктивная
1. рисование «Спортсмен - лыжник», задачи: учить изображать простые движения - поднятая рука, нога согнутая в колене -шаг;
2. изготовление настольной игры «Помощники здоровья», задачи: развивать умения применять знания о ЗОЖ.
музыкально-художественная
1. решение проблемной ситуации : «Придумай новую игру» задачи: развивать умение применять знания о спортивных играх, проявлять инициативу, творчество.
2. досуг «С Днем рождения!» задачи: развивать у детей умения применять знания о значении двигательной активности в жизни человека, о новых способах движений, о физических качествах.
чтение художественной литературы
1. загадывание загадок о спорте и спортивном инвентаре; задачи: развивать умение применять знания о спорте, движениях, спортивном инвентаре.
2. разучивание стихотворения «Если хочешь быть здоров». задачи: развивать любознательность, ловкость, координацию движений; воспитывать любовь к занятиям физической культурой и стремление вести здоровый образ жизни; предоставить детям возможность применять двигательные умения и навыки, приобретенные ранее.