Светлана Мельникова
Педагогические технологии, развивающие познавательную активность обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы
1.1. Пояснительная записка.
Актуальность и значение выбранного направления.
Система начального образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Образовательная работа с детьми направлена на обеспечение условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. Познавательный процесс становится очень эффективным, потому что дети уверены, они всегда смогут получить ответ на свой вопрос. При этом сам ответ педагога глубоко затрагивает чувства детей, стимулирует их интерес к явлениям действительности. Это надежный путь к многостороннему познанию и саморазвитию ребенка. Развитие личностных качеств и способностей детей младшего школьного возраста определяется направленностью содержания образования на приобретение воспитанниками опыта разнообразной деятельности: познавательной, практической, социальной.
Публикация «Педагогические технологии, развивающие познавательную активность обучающихся» размещена в разделах
1.2. Целевая аудитория: обучающиеся 7 -11 лет (1 – 4 классы, родители
1.3. Главная идея обучения в сотрудничестве может быть сформулирована так: учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Обучающиеся вместе с родителями становятся участниками классных часов, конкурсов, игр, поездок.
Технология учебного сотрудничества позволяет вовлечь всех участников в образовательный процесс: обучающихся, учителя, родителей.
1.4 Цель данной работы –
обеспечение индивидуального подхода к личности ребенка,
условий развития личности ребёнка,
реализация её природных потенциалов,
приоритет личностных отношений,
развитие мышления обучающихся,
обобщить имеющийся опыт формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием технологии сотрудничества, а также представить свои наработки по данной теме.
Задачи:
• активизация познавательной деятельности
• формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе, на фронтальных занятиях;
• развивать умение оказывать взаимопомощь, взаимовыручку;
• совершенствовать коммуникативные навыки, межличностные отношения в классе;
• воспитывать чувство отзывчивости, сопереживания;
• развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.
• Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
• Развитие умений успешного общения.
• Совершенствование межличностных отношений в классе.
Планируемые результаты:
В ходе работы по данной технологии дети должны :
-приобрести умения работать сообща (парами, группами);
- ребята овладевают необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом;
- навыками самоконтроля, взаимоконтроля;
- формируется умение отстаивать своё мнение, находить ошибки и исправлять их;
- развивается умение оценивать свои достижения, используя прогностическую оценку;
- закладывается основа адекватной самооценки;
- формируется база учебной деятельности, необходимая детям в школьном обучении.
В процессе сотрудничества с родителями школьников создается детско-взрослое сообщество, основанное на взаимном уважении, равноправии, доброжелательности всех участников образовательных отношений.
1.5. Формы работы по данной технологии
- занятия
- творческая деятельность
- сюжетно-ролевые и дидактические игры
- трудовая деятельность
- досуги, развлечения
- индивидуальная работа
- мастер-классы с родителями
- подготовка с детьми к праздникам
- общественные мероприятия
Этапы обучения сотрудничеству
1-й этап начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. В это время закладываются навыки взаимопонимания, «клише» для выражения своего мнения, согласия или несогласия.
2-й этап: парная работа.
1) Работа «хором» : обучающиеся вместе называют первое слово, вместе тянутся за карточкой, вместе называют второе слово, вместе.
2) Действия по операциям: 1-й ученик называет слово, 2-й ученик кладет карточку, 1-й ученик соглашается или протестует.
3) Деление элементов материала: 1-й ученик называет первое слово и кладет первую карточку, 2-й ученик называет второе слово и кладет вторую карточку.
4) 1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль.
Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации деятельности, вынося их на общее обсуждение.
3-й этап: групповая работа. Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1–2 детьми у доски показывает на примере весь ход работы, обращая внимание на ошибки и успехи. Образец работы усваивается после разбора 2–3 ошибок.
1.6. Для достижения планируемых результатов в своей работе применяю элементы технологии саморазвития, самовоспитания (кружки, олимпиады, проекты, элементы здоровьесберегающих технологий, игровые технологии, методы арт–технологии (изотерапия, сказкотерапия, имаготерапия (театральное действие, музыкальная терапия, метод проектов, портфолио, технологию сотрудничества (акции, конкурсы, групповая работа)
1.7. Ресурсы
Интернет - ресурсы:
• компьютерные обучающие программы
• (электронные учебники; тестовые системы; тренажеры)
• обучающие системы на базе мультимедиа -технологий
• интеллектуальные и обучающие экспертные системы
• средства телекоммуникации (E-mail; социальные сети)
• электронные библиотеки, издательские интернет - системы
Официальный сайт Министерства образования и науки РФ
Федеральный портал «Российское образование»
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Повышение квалификации работников образования
Официальный сайт школыЭлектронный журнал
Используемая литература:
1. А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ – 2-е изд. – М. :Просвещение, 2010.
2. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. – М. : Логос, 2011.
3. Выготский Л. С. Собр соч. : в 6 т. – М., 1982. –Т. 1
4. Дьяченко В. К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. М. : Народное образование, 2004.
5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М. : Издательская корпорация «Логос», 2000.
6. Мкртчян М. А. Теория и технология коллективных учебных занятий. Красноярск, 2005.
7. Савенков А. Как провести самостоятельное исследование? Педагогика. 2001, № 8.
8. Филиппова Ю. В. Общение. Дети 7 – 10 лет. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002. – 144 с.
9. Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. — 2-е изд., испр. — М. : Генезис, 2003. — 128 с. — (Психологическая работа с детьми.)
10. Цукерман Г. А., Фокина Н. Э. Поведение младших школьников в коллективной учебной работе // Вопросы психологии. 1983. №4
11. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993.
12. Цукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе? – М. : Просвещение, 1985.
13. Шумакова Н. Б. Развитие исследовательских умений младших школьников. – М. : Просвещение, 2011.
14. Беспалько В. П. Слагаемые педагогические технологии/В. П. Беспалько. – М. : Педагогика, 1989.
15. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. М. : Просвещение, 1991.
16. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996.
17. Полат Е. С. Учимся вместе, учимся в сотрудничестве: Учеб. – метод. пособие / Е. С. Полат. - М. : ИНФА-М, 2006.
18. Современный учительский портал (Интернет-сайт)
19. Федеральный государственный образовательный стандарт (Интернет-сайт)