Савкова Наталья
«Дневник путешественника» как форма включения детей в игровую и интеллектуально-познавательную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА
«Дневник путешественника»,
как форма включения детей в игровую
и интеллектуально - познавательную деятельность
Наталья Петровна Савкова,
воспитатель первой квалификационной категории
Актуальность
«Человека делают счастливым три вещи:
любовь, интересная работа и возможность путешествовать…»
И. А. Бунин
Публикация «„Дневник путешественника“ как форма включения детей в игровую и интеллектуально-познавательную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
В современном мире огромное внимание уделяется образованию, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Возникли новые требования и к дошкольному образованию. Нас, педагогов, все время погружают в мир постоянных экспериментов, поиску новых педагогических технологий и форм работы с детьми.
Одна из новых форм, которая мною успешно используется в образовательной деятельности с дошкольниками, «Дневник путешественника».
Путешествия в детские годы производили на меня незабываемые впечатления. Мысленно я отправлялась в них снова и снова. Став взрослее, детские мечты о путешествиях реализовывала в работе с дошкольниками.
Наши путешествия помогают моим воспитанникам узнать не только о разных странах, но и побывать в сказках, отправиться в далекое прошлое и неизведанное будущее.
В своей дошкольной группе «Умка» мы создали клуб путешественников «Лягушка – путешественница» и все путевые заметки наших странствий заносим в самый настоящий «Дневник путешественника».
Данная «Педагогическая находка» позволяет включить детей в игровую, творческую и интеллектуально – познавательную деятельность.
«Дневник путешественника» построен так, что дошкольники не просто выполняют задания. Они обсуждают и выбирают тему путешествия, временной отрезок, вид транспорта.
Следуя по маршруту, дети высказывают предположения, что может встретиться на пути, изучают растительный и животный мир, особенности жизнедеятельности людей, временную последовательность событий, истории, профессии.
Мои воспитанники собирают «Копилку впечатлений» своего путешествия (фото, рисунки, марки, билеты, открытки, игры, гербарии, заполняют страницы дневника.
Представленная авторская методическая разработка может быть использована в работе с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Цель: включение детей в игровую, творческую и интеллектуально – познавательную деятельность.
Задачи:
• Удовлетворять детскую любознательность через игры – путешествия.
• Вовлекать детей в активное освоение окружающего мира.
• Помочь детям овладеть способами познания, связей между предметами и явлениями.
• Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность, желание собирать необходимую информацию создавая «Дневник путешественника».
• Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.
Идею создания «Дневника путешественника» взяла рассматривая Travel book (тревел-бук с английского travel – путешествия, book – книга) или попросту книга заметок путешественника. Это давний способ записывать свои мысли, пережитые эмоции и впечатления в дороге.
Научная основа:
Дневни к - совокупность фрагментарных записей, которые делаются для себя, ведутся регулярно и чаще всего сопровождаются указанием даты Можно различать деловые и личные дневники, дневники путевые (например, «Дневник путешествия в Лиссабон» Генри Филдинга, 1755, бытовые, литературные (писательские).
Дневники М. М. Пришвина — фундаментальные и уникальные по объёму и достоверности наблюдений, образов и авторских мыслей записи известного писателя, которые он систематически вёл на протяжении почти пятидесяти лет – с 1905 по 1954 годы.
Учиться играя!
Эта идея увлекала многих педагогов, воспитателей и остается актуальной в настоящее время. Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддьяков и многие другие в своих исследованиях раскрывают роль игры в воспитании и развитии дошкольников.
В своей педагогической практике внедряю идеи этих педагогов.
Очень интересны игры – путешествия из книги О. В. Дыбиной «Что было до…», «Рукотворный мир», книга Л. В. Артемовой «Окружающий мир в дидактических играх» направлены на активизацию познавательной деятельности детей. С помощью этих книг можно не только удовлетворить детскую любознательность, но и вовлечь детей в активное познание окружающего мира.
Используя «Дневник путешественника», ввожу детей в сложный мир познания. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Символика клуба «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА».
От идеи до создания «ДНЕВНИКА ПУТЕШЕСТВЕННИКА».
Этапы работы:
Подготовительный
• Знакомство с идеей;
• Подбор методического материала;
• Обоснование актуальности темы;
• Постановка цели и задач;
• Планирование воспитательно – образовательной работы;
• Подбор информации для родителей.
Практический
• Создание «Дневника путешественника»;
• Подбор тем для изучения с детьми;
• Совместная деятельность детей и воспитателей, в соответствии с поставленными целями и задачами;
• Работа с родителями.
Итоговый
• Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми;
• Презентация опыта работы на уровне учреждения и района.
Структура:
• Тема путешествия
• Выбор видов транспорта
• Что возьмем с собой в путешествие
• Карта путешествия
• Наши открытия
• Копилка впечатлений
Тематические страницы:
• Путешествия за сокровищами Ливенского района
• Путешествия в страну «Тик-так»
• Путешествие в царство снега и льда
• «Путешествие в прошлое по дороге памяти»
• Путешествие по следам динозавров
• Путешествие в тридесятое царство
• Путешествие в мир игрушек
Сотрудничество с родителями:
• Анкетирование «Любите ли вы путешествовать семьей?».
• Родительское собрание «Туристические походы в рамках выходного дня».
• День открытых дверей «Открой дверь в мир путешествий!».
• Консультация «По дороге домой».
• Чтение художественной литературы на тему: «Путешествия».
• Памятка «Как научить детей быть наблюдательными».
• Мастер – класс «Коллекционирование – это интересно», Мастер – класс оформление альбома «Путешествие семьей».
• Проект «Путешествие в Новогодние каникулы» (родители с детьми).
• Совместный праздник «Новый год в аэропорту».
• Онлайн – викторина «Семь чудес Ливенского района».
Дальнейшее развитие на перспективу:
• Планирую продолжать работу по данной теме, расширяя тематику проведения мероприятий.
• Обогащение развивающей предметно - пространственной среды группы.
• Подбор иллюстрации художественной, научной литературы по данной теме.
• Повышение теоретического и практического уровня знаний родителей.
• Пропагандирование опыта работы по данной теме на различных уровнях.
Путешествие - это целевое движение куда-то, зачем-то. Это может быть и путешествие в намеченное место, преодоление пространства и времени, совершение практических действий. Но может быть и путешествие «не сходя с места» - путешествие мысли, воображения.
Результаты:
После наших путешествий получается альбом, изготовленный с участием детей. К этому альбому дети готовы возвращаться снова и снова, поскольку на каждой странице их рука оставила свой неповторимый творческий след, а научная информация, сказки и интересные задания манят их, как магнит!
Представленный опыт позволяет сделать заключение об эффективности моей работы.
Находясь в игровой среде, созданной воспитателем, дети обычно стремятся продлить удовольствие. Рассматривая «Дневник путешественника», дошкольники организуют игры, мечтая о новых путешествиях.
Уверена, что такая форма работы с дошкольниками позволяет включить детей в игровую, творческую и интеллектуально – познавательную деятельность.
Страницы дневника путешественника.
Фотографии с разных путешествий :
«Путешествие за сокровищами Ливенского района»
«Путешествие по дороге памяти»
«Путешествие по следам динозавра»
«Путешествие в Тридесятое царство»
Список литературы
Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх» - М. : «Просвещение»,1992.
Дыбина О. В. «Что было до…» - М. : «ТЦ Сфера», 1999.
Дыбина О. В. «Рукотворный мир» - М. : «ТЦ Сфера», 2000.
Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду» - М. : «Просвещение», 1982.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дневник
https://zen.yandex.ru/media/artdiary/trevelbuk-chto-eto-takoe-i-dlia-chego-on-nujen-5fbe39616ea65c24b3d1f5d7